КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика национальной системы стандартизации
Система стандартизации — совокупность правил выполнения работ по стандартизации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Из определения видно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества, система сертификации), состоит из субъектов и объектов. В роли субъектов выступают участники стандартизации, а в качестве объектов — документы по стандартизации, носители правил и процедуры. Рассмотрим поэтапное реформирование государственной системы стандартизации (ГСС) России, которая с принятием Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» преобразована в Национальную систему стандартизации (НСС): • 1-й этап — начальный (1992—2002 гг.) — состояние Государственной системы стандартизации, функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона; • 2-й этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование Государственной системы стандартизации в Национальную систему стандартизации с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный; • 3-й этап — окончание формирования Национальной системы стандартизации — системы, возглавляемой негосударственной организацией, базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения. 1. Начальный этап. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов (НД) по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую: 1) техническое законодательство; 2) государственные стандарты, общероссийские классификаторы тех
3) стандарты отрасли и стандарты общественных организаций; 4) стандарты предприятий и технические условия. Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации», который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», а также законы «О санитарно-гигиеническом благополучии населения», «О защите прав потребителя», «Об обеспечении единства измерения» и др. Нормативные документы 2-го уровня были представлены: • государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р); • межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации; • государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТ); • правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; • общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. По состоянию на 1 января 2003 г. федеральный фонд составил более 23 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р). Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы. Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 1960-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 32 тыс.). Категория СТО впервые была введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».
Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий/организаций (СТП) и техническими условиями (ТУ). ТУ выступают в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги). Общие требования к разработке СТП/СТО установлены вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4. 2. Переходный этап. Начало ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с Постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял 27 июля 2003 г. постановление № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым: • с 1 июля — дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» признаны национальными действующие государственные межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ; • впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл. 10 ФЗоТР имеют сокращенный набор обязательных требований. С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах Минздрава России, СНиПах Госстроя России и т. д.
В ФЗоТР не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли, однако в проекте нового закона «О стандартизации» предлагается вновь вернуть данную категорию. 3. Заключительный этап. Первоначально предполагалось, что к 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией, в стране будут действовать ФЗ на технические регламенты, а национальные стандарты будут содержать только рекомендуемые требования. Изменение статуса системы не означало, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11—17 ФЗ. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов. После завершения реформ планировалось, что в России останутся две системы стандартизации: национальная, действующая в общероссийском масштабе, и локальная, действующая в рамках организации. Согласно Закону «О техническом регулировании» национальную систему стандартизации образуют: • участники работ по стандартизации; • такие нормативные документы по стандартизации, как национальные • правила разработки и применения этих документов. Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций (СТО), которые по существу заменили стандарты предприятий (СТП). Однако позже, уже в ходе проведения реформы, стало ясно, что она не может быть завершена до 2010 г. Потребовалось вновь вернуться к разработке нового ФЗ «О стандартизации», в котором количество категорий стандартов не сократилось, как планировали ранее, а увеличилось. Российская система стандартизации выступает как механизм нормативно-технического управления процессами проектирования, разработки, производства, обращения и применения продукции во всех отраслях, функционирование которого осуществляется в соответ
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |