Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода творчества

 

 

Обязанности

 

Запрет на нарушение прав и свобод других людей.

Бережно относиться к окружающей среде.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Воинская обязанность.

Обязанность родителей заботится о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных супругах.

Совершеннолетние дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

 

 

Правонарушения и юридическая ответственность

 

Девиантное поведение – отклонение от норм.

Правонарушение – противоправное, виновное деяние, наносящее вред личности или государству. Нарушается закон, правовые нормы – только не преступления, которые записаны в УК, преследуются законом. Любое правонарушение должно быть зафиксировано в законодательстве.

Правонарушение – это деяние. Внешне выраженное поведение субъекта. Правонарушение – действие или бездействие. Преследованию по закону не подлежат мысли человека. Оно должно внешне совершиться.

Правонарушение характеризуется определенной степенью виновности.

 

Вина – субъективное отношение человека к содеянному.

Правонарушение – это вредоносное поведение.

Правонарушение – сложное социальное явление.

 

Состав правонарушения – это совокупность элементов, которые его составляют: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если нет хотя бы одного из них, правонарушения не было.

 

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА – это такой элемент состава правонарушения, который характеризует внутренний мир, состояние правонарушителя до, в момент и после правонарушения.

Вина, мотив и цель совершения правонарушения.

Вина определяется в форме умысла и в форме неосторожности.

 

Правонарушения: умышленные (прямые и косвенные) и неумышленные (легкомыслие и небрежность)

 

Прямой умысел имеет место тогда, когда лицо осознавало общественную опасность своего поведения, предвидело наступление вредных последствий и желало их наступление. (убийство)

 

Косвенный умысел – лицо осознавало общественную опасность своего поведения, предвидело наступление вредных последствий. Не желало, но сознательно допускало последствия, но относилось к ним равнодушно. (шел воровать, застукали, убил)

 

Легкомыслие – преступная самонадеянность – действуя легкомысленно лицо осознавало общественную опасность своего поведения, предвидело наступление последствий, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

 

Небрежность – преступная халатность, действую небрежно, лицо не осознавало общественной опасности своего поведения, не предвидело внешних последствий, хотя при должной осмотрительности и внимательности могло и должно было предвидеть эти последствия.

 

Казус – безвинное причинение вреда.

 

Мотив – побудитель. То, что стимулирует человека к совершению правонарушения.

 

Цель – идеальный, желанный результат.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА – внешневыраженное поведение человека, последствия и причинно-следственная связь между поведением и последствиями.

 

Последствия правонарушения всегда вредоносны. Для объективной стороны нужно установить связь между поведением и причиненным вредом. Должна быть прямая причинно-следственная связь.

 

СУБЪЕКТ – физическое лицо или организация.

 

ОБЪЕКТ – общественные отношения, на которое направлено правонарушение субъекта.

 

Правонарушения: преступления и проступки. Классифицируются по вреду.

Проступки – гражданские, дисциплинарные, административные.

Преступления – закреплены в уголовном кодексе.

 

За любое правонарушение законодательно предусматривается юридическая ответственность.

Юридической ответственностью в теории права называют предусмотренные в законе мера ограничения или лишения правонарушителя определенных благ.

Юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. При этом должно иметь место все элементы состава нарушения.

К правонарушителю могут быть применена только та мера ответственности, которая предусмотрена в законе. Ответственность всегда формулируется в законе. Ответственность всегда четко устанавливается, всегда конкретно. Правонарушителю всегда дается минимум свободы в выборе.

Юридическая ответственность связана с лишением, ограничением какого-либо блага – материального и нематериального – конфискация имущества и ограничение свободы.

В теории права юридическая ответственность часто отождествляется с наказанием. И отчасти это так.

 

Уголовное наказание – ограничение или лишение свободы. Лишение права занимать какую-либо должность или заниматься какой-либо деятельностью, исправительные работы, уголовно-правовые штрафы.

 

Административное наказание – штраф, административный арест.

 

К мерам гражданско-правовой ответственности относят всевозможные денежные выплаты, неустойки.

 

Меры дисциплинарной ответственности: выговор, строгий выговор, увольнение.

 

В качестве цели юридической ответственности называют следующее: превентивная цель, воспитательная цель и карательная цель.

 

Превентивная – предупреждение: общая(правонарушение предполагает общественное порицание) и частная(предупреждения совершения правонарушений с точки зрения влияния на каждого человека)

 

Воспитательная – считается, что меры юридической ответственности воздействуют на правонарушителями помогают ему исправляться.

 

Карательная – правонарушителем должно понести дополнительные лишения помимо того, что он восстанавливает нанесенный вред.

 

Юридическая ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения.

Ответственность – это всегда принуждение, однако принуждение возможно и без юридической ответственности.

 

 

Форма государства

 

Понятие «форма государства» отражает внутреннюю структуру, устройство государства, способы и формы организации высших гос.органов, взаимодействие между собой, методы осуществления властных полномочий.

Понятие «форма государства»: форма правления, форма территориального устройства, политический или государственный режим.

Конкретная форма государства зависит от географических и исторических условий становления и развития этого государства.

Форма правления – это элемент формы государства, который показывает, каким способом ориентировано взаимодействие высших органов государственной власти. Форма правления отражает такие характеристики, как полномочие законодательной, исполнительной и судебных органов власти, порядок их образования, способность этих органов влиять на решение друг друга.

 

 

Монархия и республика.

 

Монархия – форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу, не существует разделения властей и власть передается от одного лица другому в порядке наследования.

В зависимости от полномочий, компетенции, которая принадлежит монарху все монархии делятся на абсолютную и ограниченную.

 

Абсолютная монархия – монарх создает обязательные для исполнения акты, возглавляет систему органов исполнительной власти, распоряжается бюджетом страны, выступает в роли высшей судебной инстанции, является верховным главнокомандующим. В чистом виде абсолютной монархии не сохранилось, но приблизительно - в Саудовской Аравии.

 

Ограниченная монархия – пределы власти правящего лица – монарха – определены в специальных нормативных актах. Чаще всего это конституция. Сам факт существования монарха – это дань истории, традициям. Но монарх обладает полномочиями: обладает правом не подписать закон, право неотлагательного вето в законодательном процессу. Монарх участвует в формировании органов исполнительной власти. Монарх представляет государство на международной арене, заключает международные отношения. Монарх выступает в роли верховного главнокомандующего.

 

Существуют нетрадиционные монархии. Дуалистические монархии – сочетают черты абсолютной и ограниченной монархии. Они не могут самостоятельно распоряжаться бюджетом – Кувейт, Оман.

 

Выборная монархия – ОАЭ – в случае смерти монарха новый монарх избирается из представителей определенных семей.

 

Республика – распределение власти по ветвям. Порядок организации большинства органов власти при помощи выборов. Сменяемость должностных лиц, невозможность передать по наследству.

Принцип разделения властей разработан Джоном Локком: «полнота государственной власти не может быть сосредоточена в одних руках, это ведет к злоупотреблениям». Было предложено разделить власть на законодательную и исполнительную. Чтобы власть была сбалансирована, существует институт сдержек и противовесов. В зависимости от того, какие имеют полномочия органы власти, подразделяют на президентскую республику, парламентскую республику и смешанную форму правления.

 

 

Президентская республика: президент – глава государства. Избирается народом или специальным комитетом выборщиков. Президент формирует правительство и его возглавляет. Президент не может распустить парламент, зато парламент может отрешить президента от должности – импичмент. Правительство подотчетно только президенту. Президент имеет право роспуска в США.

 

Парламентская республика – парламент выступает в качестве высшего органа. Парламент формируется из числа членов партий большинства. Правительство несет всю ответственность только перед парламентом. Парламент может распустить правительство. Может существовать институт президента, которого назначает парламент.

 

Смешанная форма правления – присущи черты как президентской, так и парламентской республики. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который формируется выборами. Президента, которого избирают народным голосованием. Высшим исполнительным органом является правительство, которым назначается председатель правительства. Правительство подотчетно как парламенту, так и президенту. Правительство формируется с участием президента, и президент может отправить правительство в отставку. При помощи президента и парламента формируются высшие органы судебной власти. В некоторых государствах со смешанной формой правления существует институт отрешения президента от должности – Франция, Россия.

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

 

Форма территориального устройства характеризует распределение полномочий между центральными и региональными органами власти. Она показывает, какой круг вопросов принадлежит центральным и региональным органам власти, как они между собой взаимодействуют в зависимости от того, сколько власти принадлежит центральным и региональным органам власти.

 

Унитарные государства – свойственно существование единой одноуровневой системы органов государственной власти. Не существует региональных органов государственной власти. Все акты, обязательные к исполнению, издаются центральными органами.

Бывают централизованными (все управление осуществляется гос. Органами власти и отсутствует местное самоуправление – Туркменистан, Афганистан) и децентрализованное (часть полномочий переложены на местное самоуправление, развита система местного самоуправления – Италия, Испания, Турция, Китай)

 

 

Федерация – в них части государства обладают признаками государственности. Существует двухуровневая система госвласти: центральные и региональные органы, нормативные акты принимаются как центральными, так и региональными органами власти. Отдельные территории, субъекты федерации формируются по национально-территориальному признаку. Субъект федерации может обладать своей символикой – флаг, герб, гимн. Наименование центральных органов власти может быть идентичным. Как правило, полномочия между центром и регионом распределяются следующим образом: определяется круг вопросов, который могут решать только центр. Определяются предметы совместного ведения. Определяется круг вопросов, которые определяются на уровне субъектов – Россия, США.

 

 

Конфедерация – это союз независимых государств. Вступая в конфедерацию, государство не утрачивает своей целостности, самостоятельности. Конфедерация создается для решения определенных целей. Конфедерация может образовать совместные органы власти, в который каждый делегирует своих представителей. Но существуют они до момента достижения первоначальной цели. В чистом виде их немного, но в названиях некоторых государств – Швейцарская конфедерация, Европейский союз.

 

Политический или государственный правовой режим.

 

Политический режим – это элемент государства, который отражает способы, методы управления властных полномочий.

 

Выделяют мягкие режимы (демократические) и антидемократические режимы. Характеристика - как осуществляется власть.

 

В демократических политических режимах человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и гарантируется государством. С точки зрения способа разрешено все, что прямо не запрещено законом. Признается и гарантируется свобода слова, отсутствие цензуры. Права и свободы человека обеспечиваются – они реальны. Закреплена многопартийность. Дозволена разная идеология. Экономика немилитаризирована.

 

В антидемократических политических режимах преобладание обязательств и запретов. Разрешено то, что прямо записано в законе, остальное запрещено. Права и свободы человека декларируются, но ничем не обеспечиваются, не гарантируются. Однопартийная система. Запрет на любую идеологию, кроме государственной. Декларируются, но не обеспечивается свобода слова, так как есть цензура. Экономика милитизированна.

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Одна из отраслей российского права. Система принципов и норм, регулирующих отношения в связи с заключением брака, расторжения брака, признанием брака недействительным, отношения между членами семьи и иными лицами, отношения по усыновлению, принятию детей на воспитание, имущественные вопросы.

 

Методы: императивные (ситуации, когда субъекту не предоставляется выбора, есть слабая сторона – несовершеннолетний ребенок, нетрудоспособный супруг) и диспозитивный (ситуация, когда представлен выбор, резюмируется равенство между сторонами)

 

Основным источником помимо конституции является семейный кодекс. Могут приниматься различные другие источники (подзаконны, высшие судебные инстанции, верховный суд). Государство регламентирует общий порядок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направлены на сглаживание фактического неравенства между богатыми и бедными | Расторжение брака
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.