Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет формальной логики

Текст лекции по теме № 1

по дисциплине «Логика»

Тема занятия «Формальная логика как наука»

Учебные вопросы:

1. Предмет формальной логики.

2. Основные этапы развития логики.

3. Значение логики.

 

В переводе с греч. Logos означает «слово, мысль, разум, речь». Термином «логика» обозначаются формальная логика и логика диалектическая. Формальная в свою очередь подразделяется на традиционную и символическую, или математическую.

Логика изучает мышление. Своеобразие логики как науки о мышлении состоит в том, что она рассматривает этот объект с точки зрения его функций и структуры, т.е. роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Логика может быть кратко определена как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

Мышление есть опосредованное и обобщенное отражение действительности в мозгу человека, которое осуществляется в процессе его практической деятельности.

Основными характерными чертами мышления являются следующие. 1. Мышление возникает не само по себе, но зависит от реального мира - действительности - и определяется ею. 2. Мышление воспроизводит действительность в виде мыслей о ней. Действительность носит системный характер, следовательно, и мышление - это универсальная отражательная система, в которой есть свои элементы, определенным образом связанные между собой и взаимодействующие друг с другом. 3. Мышление есть не прямое отражение - с помощью чувств - но опосредованное - на основе имеющихся знаний. Это отражение не отдельно взятого предмета или явления, оно носит обобщенный характер, охватывая сразу множество предметов и явлений. 4. Основой мышления служит не сама действительность, а ее изменение, преобразование человеком во время труда - общественная практика.

Мышление обладает громадной активностью. Оно служит средством ориентации человека в окружающем мире, предпосылкой и условием его существования. Возникая на базе материально-производственной деятельности людей, оно оказывает на нее обратное воздействие, творит «вторую природу». При этом мышление и само стремительно развивается, разрастается и обогащается.

С мышлением как отражательной системой непосредственно связан язык - универсальная знаковая система для выражения мыслей - сначала в виде звуковых, а затем и графических комплексов. Язык облекает мысль в материальную оболочку, благодаря чему мы можем передавать ее другому; язык открывает возможность специального анализа мышления с помощью логики. Языки подразделяются на естественные и искусственные. Естественным является язык, возникший исторически в процессе общения членов определенной социальной группы. Например, национальные языки. Искусственные языки создаются людьми для каких-либо специальных целей. Например, язык математики, химии, азбука Морзе и т.п.

Содержанием мышления является все богатство наших об окружающем мире, конкретные знания о нем. Из этих знаний состоит и обыденное мышление и теоретическое мышление - наука. Введем понятие логической формы. Форма мышления, или, иначе, логическая форм а - это структура мысли, способ связи ее элементов. Поясним это на примере такой логической формы как суждение. Суждение обозначает мысль, утверждающую или отрицающую что-либо о чем-либо. Предмет мысли называется субъектом суждения и обозначается буквой S. То, что мы утверждаем о субъекте, его признак, называется предикатом и обозначается буквой Р. Отношения между субъектом и предикатом фиксируется словами- связками «есть», «суть», «является» и т.п. Например: «Все законы являются нормативными актами». В так называемом стандартном виде это суждение представляется формулой: «Все S суть Р». В ней отчетливо выражено строение мысли, способ связи ее элементов. Посредством логических союзов можно строить более сложные мысли, образуя более сложные логические формы.

Основными логическими формами являются понятие, суждение, умозаключение, доказательство.

Относительная самостоятельность логической формы открывает возможность для отвлечения от содержания мыслей, вычленения логической формы и ее специального анализа, отсюда - «формальная логика».

Мышление проявляется в различных формах, однако при этом обнаруживает определенные закономерности. Логический закон - внутренняя, необходимая, существенная связь между мыслями, рассматриваемая со стороны их формы. Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Следует уяснить следующее. 1) Формально-логические законы относятся к мышлению, а не к самой действительности. 2) Формально-логические законы имеют объективный характер, то есть не зависят от воли людей. 3) Необходимо строгое различение формально-логических законов от требований или норм мышления, которые формулируются самими людьми, чтобы достичь истины. 4) Логические законы связаны между собой и находятся в органическом единстве.

Логика изучает не всякое, а правильное мышление, ведущее к истине. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность - к их форме. Под истиной подразумевается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности, что проверяется практикой. Например, я смотрю в окно и говорю: «Сегодня - пасмурный день». Вы можете сказать сейчас, является ли это суждение истинным или ложным.

Истинность мышления - свойство воспроизводить действительность такой, какова она есть. Ложность мышления - свойство искажать содержание действительности, извращать его. Правильность мышления - способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективную структуру действительности. Неправильность мышления - его способность искажать структурные связи и отношения вещей. То есть категории правильности и неправильности применимы лишь к логическим операциям с понятиями, суждениями, а также к строению умозаключений и доказательств.

Выше уже вводилось понятие логической формы мысли - это строение мысли, способ связи составных частей мысленного содержания. Предметом формальной логики как науки и являются логические формы мышления. Формальной она называются потому, что основное внимание уделяет форме, правильным способам рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей.

Наше знание о мире существует в двух видах: непосредственное знание, которое мы получаем из воздействия предметов на наши органы чувств и выводное знание, получаемое в процессе рассуждения. Логика устанавливает правила и законы, которым должна соответствовать мысленная деятельность. В процессе вывода от известного к неизвестному истина достигается при соблюдении двух условий: во-первых, истинность исходных мыслей; во-вторых, правильность логических действий в процессе рассуждения. Наука о формах мышления и законах выводного знания называется традиционной формальной логикой, которую мы будем изучать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
График WACC и линии ц.б. + конец лекции | Основные этапы развития логики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.