Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Под УИ законодательством понимают систему законов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ УИ законодательство находится в ведении РФ. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции.

Основным источником УИ законодательства является УИК РФ. УИ законодательство состоит из УИК РФ и других федеральных законов (ч. 1 ст. 2 УИК РФ), например, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах».

К источникам УИ законодательства относятся также постановления Правительства РФ (например, Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.); ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты (Инструкция «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г., Инструкция «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г.).

К особой группе источников уголовно-исполнительного права следует отнести международные договоры, заключенные РФ. В настоящее время все большее распространение получают международные договоры о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Большую группу договоров составляют и договоры о правовой помощи.

В ч. 2 ст. 3 УИК РФ указывается, если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные УИ законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Несколько иначе обстоит дело с международными стандартами, рекомендациями (декларациями) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными. Основная цель международных стандартов – установление выработанных на основе мирового опыта наиболее прогрессивных, гуманистических подходов к исполнению наказания, сокращение наиболее репрессивных мер уголовно-правового воздействия, таких как смертная казнь, лишение свободы, заключение под стражу. Международные стандарты имеют рекомендательный характер, и государства реализуют их в зависимости от имеющихся социально-экономических возможностей, с учетом особенностей национального законодательства. Международные стандарты в зависимости от субъекта их принятия носят общий или региональный характер. Так, например, общий характер носят стандарты, принятые ООН, а региональный – Советом Европы.

Наиболее известными являются следующие стандарты ООН: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила (1990)), Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985)).

К документам, принятым Советом Европы в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными относят: Европейские тюремные правила (1987), Рекомендация Комитета министров Совета Европы «Об образовании в тюрьмах» (1989), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями (1964), Конвенция о передачи осужденных лиц (1983).

Таким образом, к УИ законодательству (к формам, источникам) относятся: Конституция РФ, УИК РФ и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, международные договоры РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 УИК РФ, целью УИ законодательства является исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК РФ профилактических мер, например, мер поощрения и взыскания (ст. 113, 115 УИК РФФРФ), а также проведения с ними воспитательной работы. Общее предупреждение как цель УИ законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан и удерживать их от совершения преступлений.

Согласно ч. 2 ст. 1 УИК РФ к задачам УИ законодательства относятся регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы уголовно-исполнительного права | В отношении осужденных военнослужащих
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.