Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отбывания наказания в виде лишения свободы

Пенсильванская, обернская и прогрессивная системы

 

Идеи Д. Говарда и И. Бентама были восприняты и впервые реализованы в Северной Америке. В этой стране в 1786 году в гор. Филадельфия (штат Пенсильвания) была построена первая одиночная тюрьма по особой системе. Творцом пенсильванской тюрьмы было первое тюремное благотворительное общество, состоящее из квакеров (англ. "трясун"; христианская протестанская секта, возникшая в 17 в. в Англии; широко распространена в Северной Америке). Новая тюремная система находилась в полном соответствии с их взглядами на преступление и наказание. Для них преступление было тяжким грехом, а преступник - павшим человеком, грешником, позабывшим свой долг перед богом. Обязанность христианина вернуть грешника к раскаянию, и лучшим средством к этому, по их мнению, должно быть помещение преступника в одиночную камеру, где бы он пребывал наедине с собой, с богом и библией, назидательное чтение которой могло бы направить его на путь истины.

Пребывая в уединении, преступник, полагали квакеры, углубится в себя и путем благочестивого самосозерцания придет к раскаянию и примирится с богом и людьми. Тюрьмы квакеры называли домами покаяния, раскаяния, получившими название, как отмечалось от латинского слова "пенитенциарий". Позднее наука о тюремном деле получила название пенитенциарной науки. В этих заведениях господствовала мертвая тишина. Не слышно было осужденных, тюремных надзирателей, ходивших в мягкой обуви, без шума въезжали на территорию пенитенциария экипажи с колесами, обтянутыми кожею, и вполголоса говорили навещавшие арестантов духовные лица и сотрудники тюремной администрации. Таким образом, пенсильванская система сочетала в себе наказание с религиозным внушением и обеспечивала карательную политику государства.

В 1821 г. проверили эффективность пенсильванской системы как метода исправления осужденных, поместив 80 человек в камеры одиночного заключения при соблюдении не нарушаемого уединения. Через год подвели итоги эксперимента: пять человек умерли, один сошел с ума, почти все остальные осужденные оказались с подавленной психикой, в связи с чем губернатор был вынужден помиловать 26 человек, а остальных перевести в условия совместного содержания. В отчетном докладе начальник тюрьмы отметил, что не было ни одного случая исправления[14].

Учение квакеров, воплотившееся в создании пенсильванской тюрьмы, вызвало сильную оппозицию со стороны других вероисповеданий, специалистов в области тюрьмоведения других штатов. В Нью-Йорке и Бостоне образовались тюремные общества, выработавшие совершенно иную тюремную систему, получившую название обернской по г. Оберн (штат Нью-Йорк).

Творцы этой системы исходили из определенных взглядов на преступление и наказание. Они полагали, что тюрьма должна быть не местом самосозерцания и раскаяния, а рабочим местом заключения, так как самая характерная черта преступника - леность. Осужденные разделялись по возрасту и по виду совершенного преступления, они целый день работали в общих мастерских при полном молчании, а на ночь отправлялись в одиночные камеры. Ночное разъединение и обязанность постоянного молчания в условиях совместной работы представлялись сторонникам обернской системы мерами, радикально предотвращающими вредное воздействие заключенных друг на друга. Данная система была впервые применена в тюрьме города Оберн в 1820 г.

Следует подчеркнуть, что названные выше две системы возникли в Америке в конце XYIII и в начале XIX столетия и оказали большое влияние на развитие тюремной реформы в Европе. Информация о том, что в Америке тюремный вопрос уже решен, быстро проникла в Европу. Правительства многих государств не замедлили отправить в Америку специалистов тюремного дела. Последние по возвращении представили своим правительствам обстоятельные отчеты, характеризующие положительно американские тюремные реформы. Например, французские специалисты Бомон и Токвиль, отмечая в своем докладе преимущества обернской системы, писали: "Заключенные находятся вместе в одном помещении лишь телесно, а духовно находятся в полном одиночестве, хотя никакая стена не разделяет их".

Тюремная реформа в Европе по американским образцам достигла своего олимпа к середине XIX века. Наибольшее увлечение одиночной системой было в Бельгии и Франции. Специалисты тюремного дела в Бельгии были уверены, что если каждый заключенный будет иметь свою особую одиночную тюрьму, то преступность окажется, наконец, побежденной. Согласно этой концепции было решено перестроить все тюрьмы на исправительные учреждения с одиночным заключением, оставив только 2-3 из них для общего заключения в тех случаях, когда одиночное содержание по заключению медицинской комиссии окажется вредным для отдельных осужденных.

История тюрьмоведения знает воплощение идей обернской системы во французских тюрьмах, например, в тюрьме Фрэн-ле-Ронжи. В последней, даже если арестант идет в школу или церковь, то он помещается в отдельный ящик, который позволял ему видеть лишь священника или учителя. Во время проведения свиданий с родственниками арестанта помещали в особую клетку, из которой он не мог видеть других заключенных. Для проведения прогулок для каждого осужденного был оборудован особый одиночный дворик. Справедливо замечает М. Н. Гернет: "Если осужденному "придется" здесь умереть, то его гроб будет последним, но не первым ящиком, который дала ему усовершенствованная одиночная тюрьма Франции"[15].

Большая часть тюрем Европы середины XIX века была построена на принципах обернской системы с различными ее изменениями. Толчком к активизации тюремной реформы в Европе послужила деятельность "Нью-Йоркского тюремного общества", созданного для изучения тюремного дела в Соединенных Штатах.

Американское правительство обратилось к правительству других государств с предложением о созыве международного тюремного конгресса, организаторами которого стали секретарь американского тюремного общества доктор Уайнис, который лично объездил в 1871 г. большинство европейских государств и заручился согласием их правительств на участие в предстоящем международном конгрессе, и граф В.А.Соллогуб, занимавший в то время пост председателя комиссии по преобразованию тюрем в России. Конгресс состоялся в Лондоне в 1872 году, на котором присутствовало 310 человек, в том числе около ста официальных представителей от 22 государств.

В работе конгресса принимали участие активные сторонники прогрессивной системы: Вальтер Крофтон, автор ирландской прогрессивной системы, майор Дю-Кэн, инспектор военных и гражданских тюрем Англии; ученые-тюрьмоведы Гольцендорф, Гильом, Стевенс, Бельтрани Скалиа[16].

На очередном конгрессе в Стокгольме в 1878 году[17] был разработан проект создания постоянной Международной пенитенциарной комиссии из официальных представителей государств и определена ее компетенция. Комиссия должна была выполнять три основные задачи: во-первых, сбор фактического материала о преступлениях, совершаемых лицами, освобожденными из тюрем; во-вторых, она должна была обобщать передовой опыт в области тюремного дела и рекомендовать его правительствам государств, участвующих в тюремных конгрессах; в-третьих, на комиссию возлагались подготовка очередных конгрессов, выработка их программ. Конгрессы решено было проводить через каждые пять лет.

Таким образом, тюремные конгрессы, созываемые по инициативе правительств отдельных государств, с 1872 года стали проходить регулярно.

В последующие годы конгрессы созывались: в Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.). Всего состоялось 12 конгрессов.

Этот период характеризуется тем, что "неоспоримые" достоинства системы одиночного заключения, "где царит торжественное безмолвие старинных монастырей, где камеры вытягиваются в линию с неумолимой суровостью могил"[18], поколеблены. Прогрессивно настроенные ученые и государственные деятели существо вопроса видят уже не в том, улучшены ли тюрьмы, а в том, улучшают ли они людей. Продолжают проводиться эксперименты, в результате которых появляются новые системы тюремного заключения - английская, ирландская, названные позже прогрессивными системами. Примечателен тот факт, что одного из авторов прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы - капитана Мэконочи называли "великим человеком в своей специальности, считали тем же, что Лавуазье в химии, что Коперник в астрономии[19].

Перейдем к характеристике англо-ирландской системы. Данная система в научной литературе получила название прогрессивной системы как особого порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, предусматривающей несколько последовательных стадий отбывания наказания заключенными. Английская система, например, состоит из трех стадий. Первая стадия - это одиночное заключение в течение девяти месяцев. Вторая стадия - общее заключение, отбывающие наказание осужденные на этой стадии подразделяются на пять классов. Переход из низшего класса в высший класс зависит от количества баллов, полученных заключенным за поведение, отношение к труду и учебе. Каждый заключенный должен ежедневно заслужить шесть баллов, но при хорошем поведении и трудолюбии может получить и восемь баллов, эти два дополнительных балла открывают ему возможность перехода в высший класс. С этим переходом связывается улучшение материально-бытового и в целом правового положения заключенного. Третья, последняя стадия предусматривает условное освобождение. Таким образом, достигнув высшего класса, осужденный может получить через известный срок условную свободу. Ему вручается отпускное свидетельство с указанием тех обязанностей, которые он должен выполнять:

1) не совершать никаких правонарушений;

2) не общаться с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни;

3) добывать средства к жизни честным трудом;

4) постоянно иметь при себе отпускное свидетельство и предъявлять его по первому требованию мирового судьи или чинов полиции;

5) доводить до сведения полицию о перемене места жительства в течение 48 часов;

6) проходить ежемесячно регистрацию в полиции.

Условно освобожденный постоянно находится под особым полицейским надзором и может быть арестован без особого на то приказа.

Если изложенные выше обязанности освобожденным условно не будут выполняться, он может быть возвращен в тюрьму для отбывания полностью части наказания, от которой он был условно освобожден.

Ирландская тюремная система распадается не на три, а на четыре стадии. Первые две стадии ее полностью совпадают с первыми стадиями английской системы. Но третья стадия рассматриваемой системы имеет существенные отличия от английской, она получила название "переходная тюрьма". Задача этой стадии, по замыслу ее творцов, - "укрепить волю арестанта, смягчить резкость контраста между неволей и свободой, подготовить к свободной жизни... Переходная тюрьма должна упражнять и развивать его способность самому руководить собой"[20]. Иными словами, подготовить осужденного к освобождению, оказать ему помощь в социальной адаптации. Можно сказать, что в этой тюрьме заключенные находились в положении вольнонаемных рабочих. Они имели право самостоятельно посещать церковь, общественные учреждения, магазины и т.п. Представители заводов, фабрик, мастерских могли свободно посещать переходные тюрьмы, знакомиться с осужденными, изучать возможности предоставления им работы на своих предприятиях.

Четвертую, последнюю, стадию ирландской системы образует условное освобождение.

Наряду с прогрессивной англо-ирландской системой значительную роль в реформировании тюрем сыграла система американских реформаториев. Как уже было отмечено, рассмотренные общие и одиночные системы тюремного заключения не принесли ожидаемой победы над преступностью. В Северной Америке был сделан смелый по своей оригинальности опыт устройства тюрем не на режиме полного молчания и полнейшей изоляции арестантов в их одиночных камерах, а на организации здорового общения заключенных между собой и с миром вне тюрьмы.

Эта система также явилась попыткой практического применения теории неопределенных приговоров, сторонники которой полагали, что суд при вынесении обвинительного приговора должен установить только, что подсудимый виновен и подлежит лишению свободы, а срок исполнения наказания должен продолжаться до тех пор, пока не достигнуто исправление осужденного. Главный инициатор создания первого реформатория Броквей являлся горячим защитником абсолютно неопределенных приговоров. Он свою позицию по этому вопросу аргументировал следующим образом: как нельзя отдавать в больницу на заранее определенный срок, так и нельзя преступников отдавать в исправительные заведения иначе, как до исправления. Однако полной неопределенности срока лишения свободы Броквею добиться не удалось. Согласно закону, изданному специально для Элмайрского реформатория (г. Элмайра, штат Нью-Йорк, 1876 г.), лица, приговариваемые к отбыванию наказания в данном исправительном учреждении, направлялись туда на срок, лишь относительно определенный, то есть в приговоре не указывался срок заключения поступающих в реформаторий, но по закону, заключение не могло продолжаться более максимального срока, указанного в статье, по которой состоялось обвинение. Таким образом, освобождение осужденного зависело не от судебного органа, а от администрации реформатория. Минимальный срок отбывания наказания был установлен 12 месяцев.

Все заключенные, содержащиеся в реформатории, подразделялись на три класса. Все вновь прибывшие осужденные направлялись во второй класс, откуда они могли быть переведены в высший или низший класс, в зависимости от их поведения. Для перехода в высший класс заключенный должен получить определенное количество баллов: по 9 баллов в месяц в течение полугода. Указанное количество баллов предусматривало три балла за поведение, три балла за работу и три балла за успехи в учебе. Получение такого количества баллов в течение шести месяцев пребывания в высшем классе давало возможность воспользоваться условным освобождением. Нарушение установленного порядка отбывания наказания, неуспехи в школе влекли за собой лишение полученных баллов и перевод в низший класс. Кроме трех названных выше классов, реформаторий предусматривал особый класс, предназначенный для неисправимых заключенных, которые содержались в отдельном здании, в одиночных камерах, без привлечения к труду и учебе, с допущением только получасовой прогулки на свежем воздухе в случае хорошей погоды.

К средствам исправления осужденных, отбывающих наказание по рассматриваемой тюремной системе, можно отнести режим отбывания наказания, труд, обучение в школе, воспитательную работу, физические упражнения и спорт, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных. Отбывающие наказание должны были окупать свое содержание. Они обязаны возмещать стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг, лечения. В то же время все, что делали заключенные: работы в производственных мастерских, учеба в школе и даже занятия спортом - оплачивалось.

Содержание осужденных в разных классах отличалось уровнем предоставляемых удобств, нормами питания и материально-бытового обеспечения. Даже одежду заключенные носили разного цвета: в высших классах - синюю, во втором классе - темно-серую, в низшем - красную.

Для достижения цели исправления в реформатории серьезное внимание уделялось образованию. В Элмайрской тюрьме была создана богатейшая библиотека (до 90 тысяч выдач книг в год). В то время как в обыкновенных тюрьмах образование ограничивалось элементарным обучением чтению, письму, счету, закону божьему и т.п., в реформаториях преподавали социологию, этику, политическую экономию, английскую литературу, философию, историю.

Занятия ремеслами также были поставлены весьма широко, что позволяло заключенному выйти на свободу хорошим специалистом.

Осужденные имели возможность обучаться нескольким специальностям: столярным, токарным, штукатурным, гончарным, стенографии, печатанию на пишущей машине, телеграфированию, живописи и многому другому.

Большое внимание уделялось физическому развитию, особенно гимнастическим упражнениям. Значительное время также отводилось военным упражнениям. Все осужденные, за исключением физически неспособных, представляли собою полк, состоящий из четырех батальонов, по четыре роты в каждом. Строевая подготовка и обучение по программе молодого солдата были обязательными.

Руководили реформаторием директор и комитет из пяти человек, назначенных губернатором штата, с одобрения Сената. Заключенные имели право направлять жалобы губернатору и в Сенат на всякую несправедливость, жалобы опускались самим осужденным в специальный почтовый ящик, оборудованный для этой цели.

По образцу Элмайрской тюрьмы были созданы в Америке несколько подобных исправительных учреждений: в Конкорде (штат Массачусетс), в Сент-Клу (штат Миннесота), в Гентингтоне (штат Пенсильвания) и др.

Участники Международного Вашингтонского тюремного конгресса 1910 года имели возможность ознакомиться с внешним видом реформатория. Им был роздан альбом, в котором они вместо громадных суровых стен с небольшими решетчатыми окнами увидели здания легкой, изящной архитектуры с громадными окнами, расположенные в живописной местности. Внутри зданий находились камеры осужденных, помещения для собраний, мастерские, столовые, классы для занятий, библиотека, спортивные комплексы.

Следует отметить, что внимание ученых-тюрьмоведов и практиков к реформаториям было постоянно, со дня их возникновения. Естественно, новая тюремная система имела своих противников и защитников. Профессор С. В. Познышев к существенным недостаткам системы американских реформаториев относил:

1) отрицание теорией неопределенных приговоров общей превенции как цели наказания привело к тому, что единственной задачей этих учреждений являлось исправление осужденных, достижение которой, кстати, не поддается установлению;

2) рассматриваемая тюремная система допускает широкий произвол по отношению к заключенным со стороны тюремной администрации. Нередко с целью добиться послушания представители администрации прибегают к угрозам: "Я оставлю вас здесь до предельного срока, если вы не исполните того-то или чего-то"[21];

3) неопределенность срока наказания вызывает у осужденных нервное беспокойство и постоянное напряжение. Гинтрагер замечает: "Чем неизвестнее будущее, чем неприятнее настоящее, тем сильнее напряжение, которое может превратиться в нравственную пытку"[22];

4) крайняя зависимость от тюремной администрации усиливает лицемерие осужденных. Иными словами, заключенные не исправляются, а приспосабливаются. Отсюда не следует полагать, что в высшем классе находятся все исправившиеся, это просто более преуспевающие в лицемерии осужденные;

5) не отвечают общему духу реформаторий дисциплинарные меры, применяемые к осужденным третьего класса и неисправимым заключенным: ограничение пищи, лишение права переписки с родными, телесные наказания[23].

Напротив, защитники системы подчеркивали, что администрация реформаториев не отягчает положение осужденного, а может лишь смягчить судебный приговор и освободить исправившегося заключенного даже после годичного срока отбывания наказания. М. Н. Гернет замечает, что нет нужды, например, заключенному, которому по закону установлен максимальный срок лишения свободы 10 лет, отбывать весь срок наказания, если администрация признает его уже через два года исправившимся. "Здесь преследуется не возмездие, а исправление. И действительно, из 12877 заключенных 10% пробыли назначенный им срок полностью, более 7% вышли по истечении года, около 21% - через два года, столько же в течение третьего года и около 13% получили условное освобождение через три года"[24].

Подводя итог рассмотрению тюремных систем, можно сделать вывод, что ни одна из них не обладает бесспорными качествами. Известный ученый-тюрьмовед профессор С. В. Познышев отдавал предпочтение ирландской прогрессивной системе, профессор М. Н. Гернет находил немало положительных сторон в системе американских реформаториев.

Естественно, возникает вопрос: каким образом тюремные реформы в Западной Европе и Северной Америке отразились на тюремной системе России? Гуманистические идеи европейских просветителей проникли в Россию во многом благодаря Екатерине II, которая в 1767 году опубликовала известный "Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения". В пенитенциарной сфере длительное время эти идеи не находили отражения в законодательстве. Дело сдвинулось, как говорят, с мертвой точки только в 1819 году, когда при Александре I было учреждено Попечительное о тюрьмах общество. В России продолжателем деятельности Д. Говарда был врач московских тюремных больниц Федор Петрович Гааз. Этот замечательный человек в течение длительного времени (с 1828 по 1852 гг.) отдавал свои силы и время защите прав заключенных, улучшению условий отбывания наказания.

Имя Ф. П. Гааза справедливо ставят рядом с именем Джона Говарда, и если результаты его деятельности не настолько масштабны, то причина этого кроется в тех общественных условиях, которые были характерны для первой половины XIX века России.

В 1879 году в составе Министерства внутренних дел было образовано Главное тюремное управление, которое ввело определенную систему рациональной организации тюремного заключения.

Надо сказать, что в России встречались только отдельные попытки ввести те или иные элементы тюремных систем, изложенных выше, уже в силу одного этого от наших тюрем нельзя было ожидать положительных результатов в исправлении осужденных.

Профессор С. В. Познышев отмечал: "Господствующим порядком содержания арестантов в наших тюрьмах является общее заключение, но не какая-либо система общего заключения, а общее заключение в его примитивном состоянии, не освещаемое никакими теоретическими началами, без какой-либо рациональной классификации арестантов"[25].

В российской тюремной системе имелись только намеки на прогрессивную систему. "Но черты этой системы слишком уже слабо намечены законом. Притом, в виду недостаточности и постоянного переполнения наших мест заключения, а также ввиду совершенной неприспособленности большинства наших тюремных зданий для пенитенциарных целей и недостатка у нас подготовленных тюремных деятелей все эти подразделения на "испытуемых", или "обыкновенных" и "исправляющихся" имеют очень малое практическое значение"[26].

Если мы обратимся к пенитенциарному законодательству России советского периода, то обнаружим достаточно четкие элементы англо-ирландской прогрессивной системы в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 года.

В статье седьмой этого кодекса указывается, что применение мер социальной защиты в исправительно-трудовых учреждениях организуется по прогрессивной системе, соответственно которой заключенные подвергаются различному режиму, для чего они распределяются по исправительно-трудовым учреждениям разных типов и разделяются в них на разряды, с переводом из низших в высшие и обратно, в зависимости от особенностей их личности, социального положения, мотивов и причин преступления, поведения и успехов в работах и занятиях.

Таким образом, все срочные заключенные, в зависимости от результата исправительно-трудового воздействия на них, подразделялись на три разряда: начальный, средний и высший. При переводе из одного разряда в другой учитывались три категории заключенных: первая категория - подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией; вторая категория - профессиональные преступники, а также те из заключенных, которые не принадлежали к классу трудящихся, совершили преступление вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов; третья категория - все остальные заключенные, которые не отнесены ни к первой, ни ко второй категории (см. ст. 100-101 ИТК РСФСР 1924 г.).

Заметим, что действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1996 года не отказался от идеи прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы и закрепил целый ряд элементов англо-ирландской прогрессивной системы несколько в видоизмененном виде, включая и условное осуждение и условно-досрочное освобождение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пенитенциарные воззрения Джона Говарда и Иеремии Бентама | Современные теории в области пенологии и пенитенциарной науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.