Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы

Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом по принципу первичности государственных образовательных стандартов. Это означает, с одной стороны, что образовательные программы составляются на основе стандар­тов, с другой — что стандарты включают и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между со­бой за счет локальных компонентов. Поскольку в законодатель­стве не содержится четкого определения образовательного стан­дарта, его можно сформулировать, основываясь на признаках и характеристиках стандартов. Государственный образова­тельный стандартэто утверждаемый государственны­ми органами нормативный акт, устанавливающий комп­лекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стан­дарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образователь­ного учреждения.

Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максималь­ный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уров­ню подготовки выпускников. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.

Региональный (национально-региональный) компонент позво­ляет более полно учесть потребности субъектов Федерации в области образования граждан, проживающих на соответствую­щей территории, а также интересы национальных культур, реги­ональные традиции и другие важные обстоятельства.

Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т. п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обуча­ющихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся, с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кро­ме того, образовательные стандарты устанавливаются по отдель­ным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработ­ки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

Порядок разработки, утверждения и введения государствен­ных образовательных стандартов определяется Правитель­ством РФ, кроме случаев, указанных в законе (применитель­но к общему образованию). Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. был определен порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, ос­новного и среднего (полного) общего и начального профессио­нального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство РФ, а других уровней образования — Министерство образования РФ.

Стандартизация осуществлена в полном объеме лишь в сфе­ре профессионального образования. Создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом слож­ным и длительным. В то же время быстрое обновление содер­жания образования, появление различных видов общеобразо­вательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставили ис­кать механизмы управления демократическими процессами в школе на переходный период до введения стандарта, не фор­сируя принятие Федерального закона «О государственном об­разовательном стандарте общего образования»х. В первом чте­нии он был принят Государственной думой в июне 2002 г. и определил максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготов­ки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 не­дель. Установлены сроки для освоения общеобразовательных программ: начального общего образования — 4 года, основно­го общего — 5 лет, среднего (полного) общего — 2 года — все­го 11 лет2. Если названные сроки будут закреплены в законе, то скорректировать их можно лишь путем внесения в него со­ответствующих изменений.

В целях совершенствования структуры и содержания обще­го образования, согласно постановлению Правительства РФ от 23 марта 2001 г., проводится эксперимент по переходу на 12-летнее общее образование (за счет возможного увеличения нормативных сроков освоения программы основного общего образования до 6 лет)1. В общеобразовательных учреждени­ях, изъявивших желание принять участие в эксперименте и получивших статус федеральных экспериментальных площа­док, апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оцен­ке качества подготовки обучающихся, формы организации об­разовательного процесса, здоровье сберегающие педагогичес­кие технологии. Эксперимент начался 1 сентября 2001 г. и осуществляется поэтапно (по учебным годам, классам и сту­пеням общего образования)2. Его проведение обеспечивают Министерство образования и органы управления образовани­ем субъектов РФ, Российская академия образования, научные организации, учреждения повышения квалификации педаго­гических работников, а также образовательные учреждения. Решение об участии обучающегося в эксперименте принима­ют его родители (законные представители). В случае отказа родителей от участия в эксперименте обучающийся переводит­ся по их заявлению в другой класс или в другое учреждение, в которых обучение ведется по обычному плану.

До принятия и введения в действие государственного стан­дарта общего образования применению подлежит Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, ут­вержденный приказом Министерства образования от 9 фев­раля 1998 г.3. Он устанавливает максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регио­нального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариан­тной и вариативной.

Инвариантная часть обеспечивает реализацию федераль­ного компонента государственного образовательного стандар­та, который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым для продолжения об­разования минимумом знаний, умений и навыков. В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образо­вательной области «Математика» и предметов физики и хи­мии, может быть выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионально­го и школьного компонентов. Часы вариативной части исполь­зуются на изучение предметов, обозначенных в образователь­ных областях Базисного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучения курсов по выбору, факультативов, про­ведения индивидуальных и групповых занятий.

В инвариантной части представлены такие образователь­ные области, как филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и техноло­гия. Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам. Образовательные компоненты раскрывают струк­туру содержания этих областей.

В Базисном учебном плане не только определяется содер­жание образовательных областей (какие образовательные ком­поненты или предметы входят в них), но и предлагаются воз­можные варианты их преподавания, включая формирование учебной нагрузки в часах. Например, возможно преподавание естествознания как интегрированного курса, преподавание экономики за счет часов вариативной части и т. д.

Вопросы организации производительного труда и преподавания трудовой практики решаются Советами учебных заведе­ний на основе добровольного участия школьников за счет ис­пользования часов вариативной части Базисного учебного плана. Базисный план устанавливает предельную нагрузку школьников в расчете на пяти- и шестидневную учебную не­делю. Обязательная минимальная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения для общеобразовательных уч­реждений региона, в том числе для школ с углубленным изу­чением отдельных предметов, лицеев, гимназий, определяет­ся органами управления образованием в субъекте Федерации. Базисный учебный план финансируется во всех видах обще­образовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся. Факультативные, индивидуальные, груп­повые занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и неза­висимо от количества учащихся в группе.

Базисный учебный план предусматривает возможность де­ления классов на группы при проведении занятий по неко­торым учебным дисциплинам (иностранному языку, инфор­матике, физической культуре и др.). В приложении к нему даются примерные учебные планы для отдельных видов об­щеобразовательных учреждений (начальной школы, основ­ной школы с русским родным языком обучения, средней об­щеобразовательной школы по профилям с русским родным языком обучения, сельской малокомплектной школы и др.), а также базисный учебный план вечернего (сменного) обще­образовательного учреждения и экспериментальный базис­ный учебный план, построенный на культурологических принципах.

Государственные образовательные стандарты профес­сионального образования, в отличие от стандартов общего образования, имеют более сложную структуру. В их составе три части:

1. Общая часть — в ней устанавливаются основные принципы
организации профессионального образования определенного уровня.

2. Перечень направлений и специальностей подготовки.

3. Специальная часть — содержит требования, предъявляемые к подготовке по конкретным направлениям и специальностям.

Рассмотрим структуру профессиональных образователь­ных стандартов на примерах.

Основные положения государственного образовательного стандарта начального профессионального образования утвер­ждены приказом Министерства образования от 22 июня 1994 г. Была разработана модель учебного плана для учреждений на­чального профессионального образования. В этом документе, отражающем основные инвариантные структурные компонен­ты содержания начального профессионального образования, заключена информация о циклах, курсах и предметах, по ко­торым ведется обучение рабочих и служащих в учреждениях начального профессионального образования, применительно к различным ступеням квалификации и формам получения об­разования. В нем указано ориентировочное количество часов, отводимых на циклы, консультации, экзамены, резервы вре­мени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. Начальное профессиональное образование ори­ентировано на обучение рабочих и служащих по профессиям широкого профиля и предполагает широкую базовую подготов­ку, на основе которой идет последующая специализация. Мо­дель учебного плана включает подготовку рабочих и служащих второй и третьей ступеней квалификации. Вторая ступень пре­дусматривается для профессий, овладение которыми не требу­ет среднего общего образования, поэтому подготовка идет на базе основного общего образования. Третья ступень квалифи­кации означает подготовку по профессиям на базе полного сред­него образования. Существуют два вида обучения: обязатель­ное (включая дисциплины, которые обучающийся выбирает из соответствующего перечня) и факультативное (за пределами учебной недели). В обязательный компонент входит изучение общеобразовательных (гуманитарных и естественно-научных дисциплин) и дисциплин профессиональной подготовки (обще­технических, отраслевых и профессиональных).

На основе модели учебного плана разрабатываются типо­вые (примерные) учебные планы по профессиям в соответ­ствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 8 декабря 1999 г.1, а затем каждое образовательное учреждение формирует и утверждает рабочий учебный план9 по которому ведет подготовку обучающихся.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего про­фессионального образования был утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г.. Общая часть указан­ного стандарта утверждается Правительством, а специальная (касающаяся подготовки по конкретным специальностям) — Министерства образования.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования был утвержден Постановле­нием Правительства РФ от 18 августа 1995 г. Он устанавлива­ет структуру среднего профессионального образования; общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и усло­виям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки обу­чающихся и ее объем; документы государственного образца о среднем профессиональном образовании; общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образо­вания; порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по этим специальностям (в качестве федераль­ного компонента). Классификатор специальностей среднего профессионального образования, который является составной частью государственного образовательного стандарта, был утвержден приказом Министерства образования РФ от 2 июля 2001 г.. Он представляет собой систематизированный пере­чень специальностей подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, классифицированных по группам родственных специальностей; по каждой специаль­ности утверждаются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, являющиеся составной ча­стью государственного образовательного стандарта.

Государственные образовательные стандарты высшего и пос­левузовского профессионального образования должны обеспе­чить качество образования названных уровней, единство обра­зовательного пространства РФ, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об обра­зовании соответствующего уровня. Кроме того, они являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высше­го и послевузовского образования (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Порядок разработки, утверждения и введения в действие госу­дарственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования был утвержден Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. Он анало­гичен изложенному выше порядку разработки, утверждения и введения в действие государственного стандарта среднего про­фессионального образования. Государственный образователь­ный стандарт высшего профессионального образования утвер­жден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. Он устанавливает структуру высшего профессионального обра­зования; общие требования к основным профессиональным об­разовательным программам; общие нормативы учебной нагруз­ки студентов, академические свободы вуза в определении содержания высшего образования и т. д. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования — часть государственного образовательного стандарта. Он охваты­вает существующие и перспективные области науки, техники и культуры, причем каждое направление или специальность име­ет социальную и личностную значимость. Перечень направле­ний подготовки и специальностей высшего профессионального образования был утвержден приказом Министерства образова­ния от 2 марта 2000 г. Онвключает три раздела:

1. Перечень подготовки бакалавров и магистров.

2. Перечень специальностей дипломированных специалистов.

3. Направления подготовки дипломированных специалистов.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специаль­ностям и направлениям утверждаются Министерством обра­зования (в необходимых случаях по согласованию с федераль­ными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении вузы) и являются составной частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования. Министерство образования, кроме того, разраба­тывает примерные учебные планы по конкретным направле­ниям подготовки и специальностям, на основе которых вузы формируют свои учебные планы.

В системе среднего и высшего профессионального обра­зования подготовка по конкретным специальностям, как правило, предполагает специализацию студентов в тех или иных сферах1. Специализации представляют собой часть специальности, в рамках которой они создаются, и подра­зумевают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятель­ности по профилю этой специальности. Некоторые специ­альности не имеют специализаций. Если специализация открывается, то ей присваивается наименование, которое должно развивать наименование соответствующей специ­альности и не может совпадать с наименованием других спе­циальностей и направлений.

Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации в Требованиях по специальности высшего про­фессионального образования, должен устанавливаться в пре­делах от 500 до 2000 часов. В системе среднего профессиональ­ного образования на изучение дисциплин специализации отводится не менее 250 аудиторных часов.

Право выбора специализации принадлежит студенту.

Наименование специализаций по специальностям высше­го профессионального образования устанавливается вузами и регистрируется соответствующими учебно-методическими объединениями (УМО), которые создают базу зарегистрированных специализаций. Перечень и наименования дисциплин специализаций, а также их объем, содержание и форма конт­роля устанавливаются вузом (факультетом). Наименование специализаций по специальностям среднего профессиональ­ного образования, их объем, содержание, итоговая форма кон­троля устанавливаются министерством (ведомством)-разработчиком по закрепленным специальностям и регистрируются Министерством образования.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузов­ского профессионального образования был утвержден поста­новлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г.. До его введения в действие применению подлежат временные тре­бования к образовательным программам послевузовского профессионального образования, утверждаемые Министер­ством образования.

Государственные образовательные стандарты дополни­тельного профессионального образования утверждаются Мини­стерством образования для определенной категории обучаю­щихся. Например, приказом Министерства от 31 июля 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт допол­нительного профессионального образования (повышения квали­фикации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Он устанавливает структуру и пе­речень направлений данного вида образования, основные требо­вания к образовательным программам и реализующим их учреж­дениям, а также нормативы учебной нагрузки слушателей.

Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государственными образовательными стандартами и опреде­ляют содержание образования определенных уровня и направ­ленности. Классификация образовательных программ может проводиться на различных основаниях. В зависимости от вида образования выделяют общеобразовательные и профессио­нальные программы.

Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности. Они направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательно­го выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общеобразовательныепрограммы, в свою очередь, с учетом уровня образования подразделяют на программы дошкольного, начального общего, основного общего и сред­него (полного) общего образования. Они реализуются в обра­зовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это означает, что каждая по­следующая программа базируется на предыдущей. Реализа­ция принципа преемственности образовательных программ имеет и практическое значение. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допус­каются к обучению на следующей ступени общего образова­ния. Например, если обучающийся на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программ учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам, он может быть оставлен на повторно обу­чение, переведен в классы компенсирующего обучения с мень­шим числом обучающихся на одного педагога либо продол­жить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вариантов осуществляют родители или иные законные представители обучающегося. Если у обучающего­ся имеется задолженность по одному предмету, он переводит­ся в следующий класс условно, причем ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей. Перевод обучающегося в сле­дующий класс в любом случае производится по решению орга­на управления образовательного учреждения. Для обучаю­щихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные, позволяющие учесть психофи­зические особенности и возможности обучающихся.

Профессиональные образовательные программы направ­лены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним отно­сятся программы начального, среднего, высшего и послеву­зовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы реализуются только в учрежде­ниях профессионального образования, основные требования к их содержанию закрепляются в образовательных стандар­тах, поэтому профессиональную образовательную программу можно определить как документ (комплект документов), оп­ределяющий в соответствии с государственным образовательным стандартом содержание определенного уровня професси­онального образования по конкретной специальности. Так, основная образовательная программа среднего профессиональ­ного образования должна включать общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессио­нальные дисциплины (для определенной группы специально­стей); специальные дисциплины; производственную (профес­сиональную) практику.

Сложную структуру имеют основные профессиональные про­граммы высшего профессионального образования. Их разработ­ку Министерство образования рекомендует проводить в два эта­па. На первом на основании требований образовательного стандарта определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. На втором этапе раз­рабатываются содержательная часть образовательной програм­мы и порядок ее реализации. Для этого составляется полный перечень дисциплин образовательной программы, обеспечива­ется оптимальное соотношение фундаментальной и приклад­ной подготовки специалиста, устанавливается соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой сту­дента, определяются наиболее эффективные виды учебных за­нятий и образовательные технологии.

В структуру образовательной программы в качестве основ­ных компонентов входят учебный план вуза по направлению подготовки или специальности; перечень специализаций про­фессиональной подготовки, согласованный с соответствую­щим учебно-методическим объединением, а также совокуп­ность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание программы и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения проме­жуточных и итоговых аттестаций.

Образовательные программы среднего и высшего професси­онального образования могут быть реализованы в сокращенные сроки с учетом имеющихся у гражданина знаний и навыков, полученных на предыдущих уровнях обучения. Например, граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное про­фессиональное образование соответствующего профиля, впра­ве получить среднее профессиональное образование, а лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образова­ние соответствующего профиля, — высшее профессиональное образование по сокращенным и ускоренным программам (ст. 23, 24 Закона «Об образовании»). Порядок реализации сокращен­ных и ускоренных основных профессиональных образователь­ных программ среднего профессионального образования был утвержден приказом Министерства образования от 14 ноября 2001 г.. Обучение по таким программам допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответ­ствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей.

Сокращенная образовательная программа реализуется в сокращенный по сравнению с установленным учебным пла­ном срок на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессио­нального образования.

Ускоренная образовательная программа осваивается сту­дентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения, который предусмотрен учебным планом, в соответствии с его предшествующей подготовкой. При этом сокращенная про­грамма может реализовываться как ускоренная.

Обучение по указанным программам осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением, которое подается на имя руководителя учреждения как при приеме на обучение, так и после зачисления. Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе принимается образовательным учреждением на основе переза­чета учебных дисциплин и (или) их разделов, а также этапов производственной практики, изученных и пройденных в процес­се предшествующего обучения. Перезачет осуществляется после зачисления в образовательное учреждение путем аттес­тации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой самим учреждением. Результаты такой аттестации студента и решение о возможности его обу­чения по сокращенной программе оформляются, как прави­ло, приказом или распоряжением образовательного учрежде­ния, в котором устанавливается срок обучения и указываются перечень и объемы аттестованных (перезачтенных) дисцип­лин. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и эта­пах производственной практики вносятся в зачетную книж- ку студента, при его переводе или отчислении — в академи­ческую справку, а по окончании обучения — в приложение к диплому.

В аналогичном порядке по итогам промежуточной аттеста­ции принимается решение об обучении по ускоренной образо­вательной программе.

Реализация сокращенной или ускоренной образовательной программы осуществляется по индивидуальному учебному плану, который разрабатывается для студента или группы студентов на основе результатов перезачета и утверждается руководителем учреждения. Как правило, сроки обучения сокращаются не более чем на один год.

Условия освоения основных образовательных программ в сокращенные сроки были утверждены приказом Министерства образования от 13 мая 2002 г.1. В основном они аналогичны изложенным выше применительно к системе среднего профес­сионального образования, но некоторые вопросы в них регу­лируются более четко. Сокращенная программа может реализовываться для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее образова­ние различных ступеней. В данном нормативном акте расшиф­ровывается, что следует понимать под соответствующими про­филями подготовки. В среднем и высшем профессиональном образовании это такие образовательные программы, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепро­фессиональные и специальные дисциплины, а в высшем — такие программы, которые близки по содержанию (до 55-60%). Специально регламентируется, на какой курс прини­мают лиц, желающих освоить основную образовательную про­грамму в сокращенные сроки. Если в вузе формируются специальные группы для таких лиц, то прием осуществляет­ся на первый курс независимо от уровня предшествующей подготовки. Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты и на последующие курсы, если не формируются спе­циальные группы. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, сдают в течение года не более 20 экзаменов. Срок реа­лизации образовательных программ устанавливается в зави­симости от того, соответствует ли профиль предыдущего об­разования получаемому. Если профили не соответствуют друг другу, срок обучения составляет не менее 3 лет, если соответ­ствуют — не менее 2-х лет. Сроки обучения сокращаются за счет перезачета дисциплин. Перезачетэто перенос дис­циплины (раздела), практики, освоенных лицом при полу­чении предыдущего высшего образования, с полученной оценкой или зачетом как изученных в документы об освое­нии программы получаемого высшего образования. Возмож­ны перезачет гуманитарных и социально-экономических, ма­тематических и естественно-научных дисциплин, а кроме того, перезачет близких по содержанию общепрофессиональ­ных дисциплин и уменьшение объема учебной и производ­ственной практик. Для лиц, имеющих среднее профессиональ­ное образование, рекомендуется устанавливать срок освоения образовательной программы не менее 3 лет, причем сокраще­ние срока достигается за счет переаттестации практик и раз­делов общих гуманитарных и социально-экономических, а также разделов в целом или отдельных общепрофессиональ­ных и специальных дисциплин. Переаттестацияэто оценка (в баллах или зачетом) знаний, умений и навыков студентов, окончивших учреждения среднего профессио­нального образования, которая осуществляется путем собеседования или в иных формах, определяемых вузом. Возможность переаттестации и перезачета определяется про­фильными кафедрами вуза (факультета).

Как общеобразовательные, так и профессиональные обра­зовательные программы бывают основными и дополнительными. Основная образовательная программа содержит обязательный минимум, соответствующий государственно­му образовательному стандарту. Дополнительные образова­тельные программы обеспечивают образовательные потреб­ности граждан, общества и государства. Они представляют собой содержание учебной дисциплины, которая расширяет, углубляет или обновляет содержание дисциплин, включенных в основные образовательные программы. Дополнительные об­разовательные программы имеют различную направленность. Например, такие программы составляют содержание допол­нительного образования как детей, так и взрослых. Они реа­лизуются как общеобразовательными учреждениями, так и учреждениями профессионального образования за предела­ми основных образовательных программ, в частности музы­кальными и художественными школами, домами детского творчества, а также центрами профессиональной ориентации и учреждениями повышения квалификации. В системе про­фессионального образования дополнительные программы играют значительную роль в обеспечении непрерывного по­вышения квалификации специалистов. Дополнительные об­разовательные программы реализуются также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Проанализируем в качестве примера образовательные про­граммы, на основе которых осуществляются повышение ква­лификации и профессиональная переподготовка федеральных государственных служащих. Такие программы бывают четы­рех видов:

1. Краткосрочные программы повышения квалификации (72-100
учебных часов). Нацелены на повышение квалификации по от­ельным видам профессиональной деятельности и решение со­ответствующих профессиональных задач.

2. Среднесрочные программы повышения квалификации (100-500
учебных часов). Направлены на комплексное повышение квали­фикации со специализацией по должности.

3. Программы профессиональной переподготовки (500— 1000 учеб­ных часов). Осуществляются с целью адаптации государствен­ных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности.

4. Программы дополнительного к высшему профессионального образования (свыше 1000 учебных часов) реализуются в соот­ветствии с государственными требованиями к минимуму содер­жания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируются по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием.

Указанные образовательные программы состоят из блоков или модулей.

Образовательный модульотносительно самостоя­тельная часть образовательной программы, комплексно охватывающая определенную тему и позволяющая осваи­вать ее автономно. Образовательный блокчасть обра­зовательной программы, которая может включать не­сколько тем или модулей, объединенных по характеруматериала. Содержание образовательных программ вариа­тивно и определяется с учетом исходного уровня образования и подготовки служащего, его личностных особенностей, ква­лификационных требований по соответствующим должностям государственной службы. Для этого проводится «входное» профориентационное тестирование. Программы должны включать блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также блок вспомогательных дисциплин по выбору и практику (стажировку). Конкретное содержание образовательных программ дополнительного профессио­нального образования государственных служащих опреде­ляется образовательным учреждением исходя из целей и сроков обучения в соответствии с квалификационными-требованиями к государственным должностям государственной службы с учетом отраслевых и региональных особенностей.

 

 

Уровни и формы получения образования.

В образовательном законодательстве понятие уровень ис­пользуется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предос­тавлении платных образовательных услуг должен, помимо прочих условий, определять также уровень образования.

Образовательный уровень (ценз) — минимально необ­ходимый объем содержания образования, определяемый го­сударственным образовательным стандартом, и допус­тимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть об­разовательных уровней (цензов):

- основное общее;

- среднее (полное) общее;

- начальное профессиональное;

- среднее;

- высшее;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие и виды субъектов трудового права, их правового статуса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.