Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие экскурсионного дела в конце ХIХ — начале ХХ в

Первые экскурсии в России.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Особенности древнеиндийской философии, ее основные школы.

2. Специфика древнекитайской философии.

3. Зарождение философии в Древней Греции. Милетская философская школа.

4. Учение о бытии Парменида и Зенона.

5. Атомистический материализм Демокрита. Учение Сократа, Аристотеля, Платона, Сенеки.

6. Характерные черты медицины Древней Индии, Китая, античности.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Антология мировой философии в 2 т., 1970 г., т. 1, 2.

2. Асмус В.Ф. Античная философия, М., 1976.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.

4. Философский энциклопедический словарь. М. 1989 г.

5. Философия медицины под редакцией академика РАМН Ю.Л. Шевченко,М., «ГЕОДАР-МЕД».

Экскурсионное дело в нашей стране имеет более чем двухвековую историю. Рекомендации о проведении школьных экскурсий в природу нашли отражение в «Уставе народных училищ» 1786 г. А в «Школьном уставе», утвержденном в 1804 г., указывалось на необходимость «устраивать» не только прогулки-экскурсии в природу, но и организовывать с целью знакомства посещение мануфактур, мастерских ремесленников и других предприятий.

Глубокое теоретическое обоснование использования в процесс обучения детей такого метода как экскурсии нашло в трудах основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является экскурсия, и в первую очередь экскурсии в природу, так как они позволяют ребенку с помощью учителя самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений.

Созданная в 1866 г. и преобразованная в учительский институт Александровская учительская школа в Тифлисе пользовалась большой известностью в Закавказье. Длительное время это учебное заведение возглавлял известный на Кавказе педагог Николай Петрович Захаров.

Важным средством обучения Н.П. Захаров считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные в аудиториях. Учеников знакомили с природой Кавказа, его историей, культурой. Объектами экскурсионного изучения являлись город Тифлис с его развалинами крепости, древних храмов, ботанический сад, прекрасный Кавказский музей, громадный арсенал, фабрики, заводы, телеграф, древние монастыри, Караязская степь со знаменитым оросительным каналом в 40 верстах от Тифлиса, пещерный город Чмес-цихе близ г. Гори в 80 верстах от Тифлиса и др.

 

В конце ХIХ — начале ХХ в. уже в значительном числе учебных заведений России педагоги осознали необходимость включения экскурсий в программу обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важно средство патриотического воспитания.

В Сумском реальном училище было создано «Общество организации путешествий учеников Сумского реального училища для ознакомления с Отечеством». Первые путешествия совершили на Кавказ и в Финляндию.

На востоке России ученики Благовещенска и Владивостока совершали экскурсии по Амуру, в уссурийскую тайгу, к морю. В 1903 г., в период работы в Осаке промышленной выставки, Владивостокское представительство Российского общества туристов провело 20-дневную образовательную экскурсию в этот японский город для детей городских и народных школ.

После 1910 г. на развитие экскурсионного дела среди учащихся обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В их сметах даже появилась особая графа — «Ученические экскурсии».

История сохранила сведения о роли ряда земств России в становлении школьного экскурсионного дела. Примером может служить деятельность земств Московской губернии. Так, в 1914 г. они выделили для экскурсий сельских школьников в общей сложности около 9 тыс, руб. Кроме того, Московское губернское земство обеспечивало экскурсантов завтраками и ужинами на сумму 14 коп. день на человека, взяло на себя оплату осмотра учреждений входящих в экскурсионный маршрут, проезда на пароходе по р. Москве в размере 5 коп. в день и половину стоимости проезда по железным дорогам экскурсантов.

Всего услугами земств Московской губернии в 1914 году воспользовались 393 школы. Почти 14 тыс. учащихся посетили Москву и познакомились с Кремлем, Оружейной палатой, этнографическим музеем, аэродромом, панорамой «Бородино» и другими достопримечательностями.

Развитием экскурсионного дела занимались не только учебные заведения, интерес к нему в начале ХХ в. проявила, к примеру, Русская православная церковь, предложив организацию путешествий к святым местам. В дни зимних каникул в Москве для учащихся церковью устраивал «святочные экскурсии» с осмотром Кремля и Москвы в целом. Перед началом экскурсий обязательно служили молебен. К этому же времени относится и издание церковью специальных путеводителей — «Спутников для экскурсантов», например, «Спутника по Троице-Сергиевой лавре», «Путеводителя к святыне и священным достопримечательностям Москвы и ее окрестностям».

Экскурсионная деятельность, достаточно интенсивно развивающаяся в стране, получила в начале ХХ в. и определенную теоретическую базу. В различных изданиях появляется все больше статей, в которых авторами первые попытки освещен вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась книга «Школьные экскурсии, их значение и организация», изданная в 1910 г. группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча.

В 10-е гг. в России начали издаваться три специальных журнала, повещенных экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник», в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле, «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии.

Первая мировая война (1914г.) повлияла на географию школьных экскурсий, но не стала причиной их прекращения. Число дальних экскурсий сократилось, но продолжали развиваться ближние, по территории своих губерний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ключевые моменты лекции. 1. Почему характер индийской философии является пессимистическим. | Роль туристских объединений в развитии экскурсионного дела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.