КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды упражнений по лексике и фразеологии
Структура и содержание курса, формируемые умения и навыки. Лекция№ 2 Тема: Методика обучения лексике и фразеологии План: 1. Цели, задачи, общеметодические принципы обучения лексике и фразеологии в курсе русского языка. 2. Структура и содержание курса, формируемые умения и навыки. Виды упражнений по лексике и фразеологии. 3. Методика изучения фразеологии в школе. 1) Цели, задачи, общеметодичсекие принципы обучения лексике и фразеологии в курсе русского языка. На уроках русского языка учащиеся должны получить представление: ü о количественном и качественном составе русской лексики; ü о путях и источниках обогащения речевой лексики в прошлом и настоящем; ü о степени устойчивости существования в языке отдельных слов и некоторых из разрядов в целом; ü об основных семантических пластах лексики и их функционировании в живой речи (лексической сочетаемости, лексической стилистике). Таковы цели изучения лексики. Научить учащихся пользоваться практически в целях коммуникации лексическими единицами – задача школы. Прежде всего, обратим внимание на особенности работы по лексике и фразеологии, охарактеризуем общие принципы, методы и приемы работы. В методике лексики и фразеологии, как и в других разделах теории обучения и методики преподавания русского языка, используются общедидактические принципы (научности, наглядности, систематичности, сознательности, доступности, индивидуального подхода к каждому ученику, преемственности и последовательности, связи теории с практикой, связи обучения с жизнью) и частнометодические принципы, «вытекающие из особенностей изучаемых лексических и фразеологических явлений». Основными принципами методики лексики и фразеологии на уроках русского языка являются следующие: 1)экстралингвистический (сопоставление слова и реалии); 2) лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматического значений слова); 3) парадигматический (сопоставление единиц лексической парадигмы); 4) функционально-стилистический (сопоставление фразеологизмов со сферами их употребления); 5) исторический (сопоставление истории слова и истории реалии).
Раздел «Лексика и фразеология» изучается согласно программе в 5 классе. В содержание раздела включены: ü общее понятие о лексике; ü сведения о лексическом значении слова; ü многозначные и однозначные слова; ü прямое и переносное значение слова; ü синонимы, антонимы, омонимы; ü слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные; ü слова исконные и заимствованные; ü устаревшие и новые, а также устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы. Работа по лексике проводится в V классе, в последующих классах продолжается пополнение лексического состава при изучении других тем и разделов. В ходе занятий по лексике идет процесс обогащения активного словаря учащихся, уточнения понимания значения слов, совершенствование навыков пользования богатствами языка, в т.ч. его изобразительно-выразительными средствами. Работа по лексике в школе имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. В результате занятий по лексике расширяется представление школьников о языке в целом, устанавливаются связи лексики с грамматикой, стилистикой, орфографией. По значению и роли в предложении все слова русского языка делятся на 3 группы: знаменательные, служебные и междометные. Каждая из групп предполагает особый подход при изучении в школе. Работа над знаменательными словами предполагает широкое использование упражнений, связанных с раскрытием значений слов, сопоставление их в различных планах (по сходству, по родственным связям и т.д.). Служебные слова используются в упражнениях, имеющих целью формирование у учащихся навыков конструирования речи с соблюдением норм литературного языка; построения словосочетаний и предложений. Междометные слова используются как средство образной, эмоциональной речи. Как значение слов каждой группы, так и их функции в каждом конкретном случае проявляются только в контексте, поэтому одной из главных особенностей изучения лексики в школе является его текстовая основа. Лексика изучается на протяжении всех лет обучения в школе, при этом процесс изучения может быть классифицирован по 4-м периодам: 1) начальные классы – первоначальное знакомство с лексическими понятиями без терминологического их обозначения; 2) основной (систематический) – V класс – обеспечивает знакомство с лексикой как разделом языкознания, создает условия для обогащения словарного запаса учащихся и изучения грамматики на лексической основе; 3) (VI – VIII классы) имеет целью показать различия между лексическими и грамматическими значениями в их единстве, использование слов для образования новых слов, форм слов, а также для построения словосочетаний и предложений; 4) (VIII и далее) – функционально-стилистический, когда лексемы рассматриваются как представители разных функциональных стилей. В разделе «Лексика» изучаются общеупотребительные слова и лексемы ограниченного употребления, в числе которых неологизмы и устаревшие слова, иноязычные слова, жаргонизмы, вульгаризмы, диалектизмы. Изучение устаревших слов должны вестись с опорой на знакомые литературные произведения, факты истории, а изучение диалектных слов также нужно сопровождать примерами из произведений авторов, использующих диалектизмы: М. Шолохова, И. Тургенева и др. Главное – показать детям, что эти слова могут служить как средством выразительности речи, так и элементами, мешающими восприятию текста, т.е. особое внимание должно быть обращено на уместность употребления лексем ограниченного использования. Освобождению речи учеников от слов-архаизмов, диалектизмов и жаргонизмов могут способствовать такие задания: а) отметить слова-архаизмы в языке некоторых произведений классиков и современных писателей (по указанию учителя); б) назвать наиболее часто употребляемые учащимися жаргонизмы и проанализировать уместность их использования в различных ситуациях. В воспитательных целях показать учащимся вред, который приносят подобные слова (особенно вульгаризмы), засоряя речь, делая ее хоть и экспрессивной, но мало понятной, а часто и грубой; в) сравнить ряд слов -диалектизмов с соответствиями литературного языка. На примере произведений классиков и современных писателей показать, когда уместно их использование, а когда следует избегать их употребления. Важно также воспитывать правильное отношение к иноязычным словам, навыки их правильного использования. Этому могут способствовать следующие виды работы: а) выписывание из газетной статьи иноязычных слов и установление возможности их замены русскими синонимами; б) подыскивание пар слов – иноязычных и русских, сходных по значению (здесь необходимо отметить семантические оттенки слов, входящих в пары, если они есть); в) ведение словариков наиболее употребительных иноязычных слов и неологизмов иноязычного происхождения; г) отбор необходимых иноязычных слов, которые нельзя заменить русскими и т.д. На указанном материале учитель может провести полезную работу воспитательного характера, а также реализовать одно из важнейших положений методики о межпредметных связях, т.к. здесь есть возможность опереться на знание учащихся фактов изучаемого иностранного языка.
Поскольку занятия лексикой должны проводиться систематически, т.е. не только на специально отведенных программой часах, но и при изучении других лингвистических разделов, то методика обучения лексике предполагает использование разнообразных методических приемов и упражнений. Эти упражнения могут состоять в работе над отдельными словами и в работе над связным текстом, что особенно актуально. Можно назвать следующие наиболее эффективные упражнения: 1) выделение в читаемом тексте новых для учащихся слов с последующим раскрытием их значений путем справок в толковом словаре или при помощи учителя; 2) постепенное накопление таких слов в спец.тетрадях учащихся с тематическим их распределением по семантическим или грамматическим разрядам (частям речи); 3) запись многозначных слов с перечнем различных их значений (с примерами из художественных, публицистических или научных текстов; 4) подбор слов-синонимов, омонимов, антонимов, заимствованных и устаревших слов, слов-диалектизмов; 5) изложения и сочинения разных жанров с использованием в них рядов слов определенного типа (по предложению учителя) – синонимов, слов с переносным значением, фразеологизмов и т.п. Лексический разбор. Это методический прием обобщающего типа, дающий возможность включать в поле зрения учителя и учащихся самые разнообразные лексемы, ряд слов различных тематических пластов, словообразовательных типов и стилей. Лексический разбор связывает уроки русского языка и литературы. Знакомясь с текстом, учащиеся выясняют значения непонятных слов; их стилистическое использование. Лексический разбор необходимо сочетать с синтетической работой учащихся по словообразованию, когда корневой словарный фонд используется для образования новых слов, с новыми лексическими значениями. Здесь же, при словарном разборе, необходимо обращать внимание на орфограммы. Работа по фразеологии должна также вестись систематически. При организации упражнений следует иметь в виду возможность различного подхода к отбору материала для них (по разным признакам). Например, можно вести работу с фразеологизмами, включающими в составодно и то же слово (держать язык за зубами, держать в ежовых рукавицах, держать порох сухим, держать ухо востро); слова одной и той же части речи (например, существительные: опустить руки, как снег наголову, задрать нос, наступить на ногу, пускать пыль в глаза) находить и анализировать фразеологизмы-синонимы (сеять семена раздора, мутить воду, вбивать клинья — общее их значение: «порождать недоверие, вражду в отношениях между людьми»); вводить фразеологизмы в речь (не перенасыщая ее набором полюбившихся учащимся выражений); строить с ними отдельные предложения, подбирать их на определенные темы: труд, учение (для ученья нет старости; учиться всегда пригодится; ученье — свет, неученье — тьма; у врача лечись, а у умного учись, кабы все знал, так и не учился бы) и т. п. На уроках грамматики фразеологизмы могут быть использованы в качестве материала для грамматического разбора (при изучении безличных предложений: верному другу цены нет; сложносочиненных и сложноподчиненных предложений: не учи рыбу плавать, а собаку лаять; бессоюзных: ученый водит, неученый следом ходит, больше снега на полях — больше хлеба в закромах и т. п.). Огромное число фразеологизмов представляют собой пословицы, поговорки, загадки, много их в виде присказок, прибауток встречается в сказках, в живой речи, особенно людей старшего поколения — хранителей богатств русского фольклора. Значительно пополнился фразеологический фонд за счет метких выражений, вошедших в разговорный язык из художественных произведений Грибоедова, Гоголя, басен Крылова, стихотворений Некрасова и т. п. (служить бы рад — прислуживаться тошно; и говорит, как пишет; а ларчик просто открывался; беда, коль пироги начнет печи сапожник). В связи с этим учитель имеет возможность широко использовать программные литературные тексты. Большую роль в развитии у учащихся чутья языка, понимания стиля играют сочинения (устные и письменные), темами для которых являются пословицы или афоризмы из знакомых им произведений. Возможные задания учащимся (разных классов) по фразеологии: 1) подобрать фразеологизм со словом, относящимся к той части речи, которая изучается в данный момент в классе (например, с существительным язык, прилагательным красный, числительным семеро, местоимением я, глаголом идти, наречием хорошо); 2) подобрать фразеологизмы со сравнениями (как грибы после дождя, как рыба в воде); 3) подобрать пословицы по тематическому признаку: о весне, о труде, о дружбе и т.п.; 4) определить, из каких произведений взяты предложенные учителем фразеологизмы, объяснить их значение. Занятия по фразеологии будят мысль учащихся, заинтересовывают их, повышают уровень развития речи.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |