Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 2. Спрос – то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене




3

S Д

2

Спрос – то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене. Это – платежеспособная потребность. Его нельзя определить без цены.

 
 
Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены.

 


ЭТО ПРОИСХОДИТ ПО ДВУМ ПРИЧИНАМ:

       
 
При снижении цены потребитель хочет приобрести больше товаров, это т.н. эффект дохода
   
Товар при снижении цены на него дешевеет и приобретать его становится выгоднее, это т.н. эффект замещения
 

 


Закон спроса не действует:
при ажиотажном спросе;

при покупке дорогостоящих и редких товаров;

при переключении спроса на более качественные и дорогие товары.

 

Зависимость между ценой и величиной спроса выражается графиком спроса

 

Р

Д1

6 д

д2

4 д1

2 д

д2 Q

0 1 2 3 4 5

Эластичность спроса показывает, насколько

изменится в процентном отношении

величина спроса на товар при изменении его

цены на 1%

 

Чем больше товаров – знаменателей, тем выше эластичность спроса

Если: Ер > 1-спрос эластичен;

Ер < 1-спрос неэластичен;

Ер=1-единичная эластичность

 

               
 
 
   
Изменение цены на товар-заменитель
   
Изменение в цене или доступности дополняющих товаров
     
Изменения доходов
 
 

 


 

Предложение – количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Существует прямая зависимость между ценой и предложением.

 

 

 
 
Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких.  


 

 

Такая зависимость выражается графиком предложения:

Это объясняется тем, что: А) фирмы при росте цен задействуют резервные мощности, что приводит к повышению предложения Б) в случае устойчивого и продолжительного повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители
P S2

8 S

S1

6

 

4 S2

 
 


2 S

S1

0 1 2 3 4 Q

Цены на товары

 

 
 

 

 


Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной (рыночной) цены.

Равновесная цена – это та цена, при которой уравновешивается цена предложения и цена спроса.

На изменение рыночной цены влияет:

1) неудовлетворенный спрос, ведущий к повышению цен;

2) избыточное предложение, приводящее к снижению цен до уровня равновесных

Например: Установлена более низкая цена, тогда будет излишек спроса (точка А). Возникает дефицит, который окажет повышающее воздействие на цену; При более высокой цене (Рс) предложение будет больше спроса (точка С1, дальше точки С). В этом случае желание продать товар заставит производителей несколько снизить цену.
Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным.

P S1

PC

 

 
 


E

PE

       
   
 


PA

Q

C A QE A1 C1

 

 

Установление равновесия рынка можно выразить схематически. Возьмем, к примеру, ситуацию увеличения спроса в результате роста доходов.

       
   
 
 

 


Силой, которая экономически заставляет всех товаропроизводителей изготавливать продукты по равновесной цене, является конкуренция.

Конкуренция (от лат. “concurro” – сталкиваться) – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конечная цель – получение большей прибыли.

           
 
Экономической основой действия закона конкурентной борьбы является разница между стоимостью товара и издержками его производства
 
   
Межотраслевая конкуренция путем переливания капиталов формирует оптимальную структуру экономики.
   
Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда.
 

 


В зависимости от режима конкурентной борьбы различают:

       
 
Совершенную конкуренцию – характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены
 
Несовершенную конкуренцию – характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.
 

 


 

Несовершенная конкуренция выступает в формах олигополии и монополистической конкуренции.

Олигополия – рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм. Доступ на такие рынки крайне ограничен, что позволяет фирмам зарабатывать огромные деньги. Особенностью такого рынка является тесная взаимозависимость фирм. Используется практика ценовой дискриминации.

Монополистическая конкуренция – имеет место, когда продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможет вход для новых продавцов. Относительно большое число продавцов не позволяет отдельной фирме существенным образом влиять на цены. Преобладают неценовые формы конкуренции.

 

Прямой противоположностью конкурентному рынку является монополия, характеризующаяся наличием единственного производителя и продавца на рынке конкретного товара, или монопсония, когда всей полнотой рыночной власти наделен единственный покупатель данного вида товара.

 
 

 

 


 

Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким ценам.

Антимонопольные меры:

ü Административно-правовое воздействи е в виде запретов монополий, роспуска и расчленения их на ряд самостоятельных производств

ü Административно-экономическое воздействие, направленное на преследование государством предприятий, допускающих необоснованное повышение цен.

ü Экономическое воздействие:

-антимонопольное законодательство (налоги)

- поощрение выпуска товаров-заменителей

- увеличение импорта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.