Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как текст. Понятие дискурса




 

В последние десятилетия стала господствующей культурно-семантическая точка зрения: любой культурный объект или процесс обладают семантическими, т.е. знаковыми, свойствами и в силу этого является культурным текстом, т.е. могут быть прочитаны (проинтерпретированы) тем или иным способом. Это означает, что вся культура (как системная совокупность различных культурных феноменов и процессов) и каждый ее феномен и процесс в отдельности — средства социокультурной коммуникации. Именно в этом смысле говорят ныне о культуре как тексте. Последнее утверждение ведет свое происхождение из постструктурализма.

Текст (от лат. textum — связь, соединение) — это связанная и связная совокупность знаков, ткань, фактура языков информации, образующих некоторое смысловое единство. Причем текстом является не только собственно печатный материал (текст в его традиционном понимании), но и аудио- и/или визуальные материалы, также представляющие собой совокупность знаков. Знак — наименьший элемент, «атом» коммуникации: слово, звук, фотография, образ на телеэкране, жест, элемент одежды и т.д.

Свойства знаков и знаковых систем, а также законы их взаимодействия изучает специальная дисциплина — семантика. Создатели - швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913) и американский философ Чарлз Сандерс Пирс (1839—1914). Они считали, что именно язык служит организации и конструированию реальности и одновременно «обеспечивает к ней доступ». Во второй половине XX в. изучение именно знакового характера языка и выявление его социальных воздействий стало основой возникшего во Франции в 1960-х годах структурализма, нацеленного на поиски структур организации языка и стоящих за ним значений, прежде всего социальных. Особое место занимает творчество Ролана Барта (1915—1980) — одного из основателей Центра по изучению массовых коммуникаций (1960). Если Соссюр изучал знаки как носители значений, Пирса интересовали системы организации знаков, или коды, то Барт, исходя из идеи о социальном происхождении человеческого сознания, исследовал культуру, в рамках которой знаки и коды «работают».

Идея структуралистского использования лингвистических подходов к анализу культуры базируется на двух основных положениях.

1. Социальные и культурные явления — не просто объекты или события, их суть неразрывно связана со значением и, следовательно, со знаком.

2. Эти объекты определяются через систему или сеть отношений с другими объектами.

В рамках постструктурализма Ж. Деррида (род. 1930) даже высказал суждение, что «ничего не существует вне текста». Ученица Барта Ю. Кристева предложила термин «интертекстуальность» для обозначения особого метода прочтения любого текста как составной части широкого контекста культуры, т.е. всякий текст представляет собой открытую дляинтерпретаций структуру, существующую за счет многих предшествующих текстов (культурного опыта). Поскольку областью интертекстуальности является взаимодействие «своего» и «чужого» текста, то возникает проблема соотношения разных культур, изучавшаяся впоследствии в работах Бирмингемского центра.

Знак выступает как один из моментов проявления плюрализма значений в непрерывном процессе коммуникативных связей и диалоговых взаимодействий между создателями текстов и реципиентами (проблема, впервые поставленная М.М. Бахтиным). В процессах массовых коммуникаций именно относительность, изменчивость и плюрализм значений, вкладываемых в тексты отправителем и получателем, играет особую роль, способствуя или препятствуя пониманию.

Совокупность письменных и устных текстов, которые производят люди в ходе разнообразных повседневных практик представляет собой дискурс (от лат. discursus — рассуждение, довод).

Под дискурсом, возникшим как понятие в 1960-1970-е годы, вначале подразумевалась связанная последовательность событий или речевых актов. Позже, в 1990-е годы, дискурс рассматривается как сложное коммуникативное явление, включающее, наряду с текстом, и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста. Можно сказать, следуя за голландским ученым Т. ван Дейком, что мы понимаем текст только тогда, когда нам понятна ситуация, о которой идет речь.

Дискурс — социально-культурная «нагруженность» языка, характеристика социально обусловленных типов или способов мышления, которые находят свое выражение в текстах. Он представляет собой правила (обычно не артикулированные) описания предметов сообщения. Эти правила определяются общностью установок индивидов, участвующих в коммуникации (разные дискурсы у передающего и реципиента вызывают непонимание, шум).

Значение текста образуют знаки (ткань) и система связывающих их отношений (дискурс). Обычно эта система (дискурс) не очевидна и может быть «извлечена» при анализе текста — на основе условного и временного отделения формы от содержания (дискурс как «глубинное» содержание текста). В связи с этим в последнее десятилетие активно развивается новое исследовательское направление — дискурсивный анализ.

(См. ФиллипсЛ., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004 (англ. изд. - 2002)).

 

Социально-коммуникативная функция текста включает, таким образом, следующие процессы:

1) общение между адресантом и адресатом;

2) общение между аудиторией и культурной традицией, где текст выполняет функциюколлективной культурной памяти;

3) общение читателя с самим собою, где текст выступает в роли медиатора, способствующего структурной самоориентации читателя;

4) общение читателя с текстом, обусловленное тем, что высокоорганизованный текст перестает быть лишь посредником в акте коммуникации и становится равноправным собеседником;

5) общение между текстом и культурным контекстом, принимающее либо метафорический, либо метонимический характер; перемещаясь в другойкультурный контекст, текст актуализирует прежде скрытые аспекты своей кодирующей системы.

Итак, социокультурная коммуникация представляет собой иерархию системы и структуры самих средств коммуницирования: сообщение, текст, специализированная культурно-семантическая подсистема (отрасль знаний или деятельности в ее информационном аспекте), локальная культурно-семантическая система (этническая культура, национальный язык), глобальная (международная) семантическая система (интернациональный специализ. язык) и пр.

 

1.3.Массовая коммуникация: содержание понятия.

 

Социокультурная коммуникация – средство осуществления социокультурного взаимодействия субъектов и коллективов, в этом ее основная социальная функция.

Формы социальной коммуникации:

1) межличностная,

2) массовая коммуникация.

Массовая коммуникация – вид социальной коммуникации, особенностью которой является большое количество вовлеченных в нее участников, т.е. широкие масштабы коммуникаций. Термин «массовый» означает большой объем, область или степень распространения.

Определение М. Яновица: «Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино и т.д.) для распространения на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории».

(Janowitz M. The Study of Mass Communication, in: International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 3. N.Y.: Macmillan and Free Press, 1968. P. 41—53).

 

Массовая коммуникация осуществляется при помощи таких средств коммуникации:

- массовая пресса — газеты и журналы (XVIII—XIX вв.),

- индустрия кино и звукозаписи (начало XX в.),

- радио с 1920-х гг.,

- телевидение с 1940-е гг.

- новейшие электронные СМИ.

В обыденном языке средства коммуникации часто называют общим названием «масс-медиа».

Однако, процесс массовой коммуникации не есть синоним «масс-медиа». Ныне существует разграничение, выделяют:

- массовую коммуникацию как процесс социального воздействия mass media на аудиторию (эффекты ее воздействия, восприятие сообщений масс-медиа, социальная роль СМИ и ее функции в обществе и т.п.)

- и масс-медиа как организованные технологии, обеспечивающие техническую возможность массовой коммуникации. Эти технологии используются в личных или организационных целях: могут транслировать личные объявления, пропагандистские сообщения, просьбы о милосердии, рекламу и огромное множество другой информации.

В современном обществе массовая коммуникация обеспечивает трансляцию той социально значимой информации, которой оперируют массы, поскольку она:

1.или возникает в массовой аудитории,

2.или распространяется по массовым каналам,

3.или потребляется массовой аудиторией.

В этом случае понятия массовой коммуникации и массовой информации сближаются или даже отождествляются. Правда, в среде коммуникативистов существует еще, по крайней мере, две точки зрения. Представители первой относят к Смк также кинематограф и шоу-бизнес. Вторые относят к Смк технические средства, обеспечивающие межличностную коммуникацию, а именно телеграф, телефон, персональный компьютер, модем.

Согласно самому общему определению, массовая коммуникация — разновидность социокультурной коммуникации, реализуемой на уровне общества; процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.

«Параметры» массовой коммуникации

(на основе «цепи Шеннона»)

«Отправитель сообщений». Всегда организованная группа (или медийная структура), являющаяся частью специфического социального института. Располагая систематической организацией и подчиняясь нормам социального регулирования процесса производства и распространения информации, характерным для данного общества, эта структура зачастую осуществляет функции, отличные от собственно коммуникационных.

«Канал». В процессе массовой коммуникации каналы трансляции информации представляют собой сложные технологические системы структурированного массового производства и распространения сообщений, специфические для каждого вида медийных средств (пресса, радио, телевидение, Интернет и т.п.).

«Информация». Передаваемые определенным отправителем по определенному технологическому каналу сообщения, являющиеся продуктом сложно структурированного массового производства. В современном процессе массовой коммуникации создание «информационного продукта» представляет собой чрезвычайно важную составляющую системы в целом. Не случайно с самого начала изучения анализ информации, передаваемой СМИ, являлся одной из главных исследовательских проблем, заключающейся в «эффектах» воздействия на аудиторию. Позже, с развитием методов семантического анализа, особое внимание стало уделяться изучению содержания сообщений, и только сравнительно недавно в сферу исследовательских интересов попали проблемы производства сообщений в условиях разветвленной современной медиа-системы.

«Принимающая сторона». В качестве принимающей сообщение стороны выступает анонимный индивид, рассматриваемый обычно как часть группы с присущими ей чертами. Как правило, в процессе массовой коммуникации принимающей стороной является совокупность реципиентов массовой информации, каждый из которых выбирает, принимать сообщение или проигнорировать его. Сегодня встречается, по крайней мере, три термина для обозначения принимающей стороны: масса, публика, аудитория.

Понятие массы в 1930-е годы XX в. начал разрабатывать американский психолог Г. Блумер, определяя ее как «элементарную спонтанно возникающую группировку».

Масса, согласно Блумеру, — это негативно маркированная пассивная аудитория, которая без разбора «глотает» любую информацию, не вникая в ее содержание, а лишь для удовлетворения своей «неизбывной жажды» нового. Даже существует специальный термин — heavy viewers (тяжелые зрители), проводящие у экрана телевизора по 4 и более часов в сутки, смотрят все программы без разбора. Именно они оказываются под наибольшим воздействием основного потока массовой информации, демонстрируя определяющую социальную характеристику, усиленную информационной «всеядностью», — конформизм.

 

Следующий термин — публика, употреблявшийся в начальный период исследования процессов массовой коммуникации Г. Тардом, Ч. Кули, У. Липпманом. Позже, уже в 1960-е годы, это понятие как синоним «общественности» разрабатывал Ю. Хабермас, связывая ее возникновение с появлением первого массового средства коммуникации — газет. Публика — это также совокупность индивидов, но (в отличие от индивидов массы) достаточно четко осознающих свои интересы, активно реализующих их, а потому способных публично выразить собственное мнение. Здесь, как правило, подразумевается мнение, которое публика выражает, участвуя в политических процессах (выборы). Это есть и общественное мнение, носителем которого являются информированные активные граждане.

Под аудиторией подразумевается публика, те индивиды, до кого «доходит» смысл разнообразной информации, получаемой из разных источников. Когда хотят подчеркнуть право на свободу слова в условиях одностороннего потока информации в современных СМИ, употребляют понятие «аудитория» (audience), определяя ее как возможность и право быть услышанным и воспринятым.

В социологии массовой коммуникации аудитория — это публика, т.е. совокупность лиц, воспринимающих информацию в зависимости от своих групповых характеристик (возрастных, социально-демографических или культурно-образовательных).

Для специалистов в области массовой культуры аудитория — масса потребителей этой культуры, распространяемой посредством масс-медиа.

Исследователи коммерческо-рекламных аспектов деятельности СМИ рассматривают аудиторию как рынок сбыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.