КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности получения доступа и использования информационных ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России
Передача информации в технических каналах связи МВД России В 2002 году Правительством Российской Федерации было принято Постановление о Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010 годы». Одной из целей, преследуемых Программой, является повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации ведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий. Очевидно, что органы внутренних дел, как один из инструментов осуществления государственной власти, не могли остаться в стороне от выполнения задач, поставленных перед ними этой Программой. В 2002 году Приказом № 562 МВД России была утверждена «Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы». Концепция определила основные направления, принципы и механизмы совершенствования информационного обеспечения на 2002-2006 годы. В 2004 году в рамках положений Концепции разработана Программа МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», рассчитанная на 2005-2008 годы. Программа ЕИТКС является тактическим мероприятием МВД России по исполнению Концепции информационно-вычислительной системы. В ней заложены конкретные мероприятия с технико-экономическим обоснованием их исполнения, определением сроков исполнения и требуемого финансирования по каждому мероприятию на каждый год. 20 мая 2008 г. Приказом № 435 была утверждена новая редакция Программы, которая рассчитана до 2011 года. Целью Программы является создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации для обеспечения технической возможности повышения эффективности деятельности ОВД по защите прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности путем реконструкции и оборудования объектов ОВД новыми и перспективными телекоммуникационными и программно-техническими комплексами с использованием современных телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий. Реализация программы позволит повысить уровень безопасности общества и государства, уменьшить потери общества от преступлений, оптимизировать затраты на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, уменьшить потери государства от проявлений террористического характера, обеспечить требуемый уровень контроля за миграционными процессами в стране, повысить уровень доверия населения к органам внутренних дел, снизить уровень социальной напряженности, снизить уровень вовлеченности финансовых ресурсов государства и населения в противоправную деятельность, в том числе террористическую деятельность банд и группировок; повысить уровень инвестиционной привлекательности российской экономики; обеспечить выполнение государством международных обязательств. Основные задачи, решаемые Программой, следующие: 1. Создание интегрированной универсальной транспортной среды связи органов внутренних дел, обеспечивающей взаимодействие с телекоммуникационной системой внутренних войск МВД России, телекоммуникационными системами органов государственной власти, включая правоохранительные органы, а также доступ сотрудников внутренних дел к услугам публичных и специальных федеральных информационно-телекоммуникационных систем. 2. Развитие автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационно-аналитических и экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел. 3. Совершенствование информационно-технологического обеспечения органов внутренних дел путем создания специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на базе новых и перспективных информационных технологий, в том числе интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений. 4. Интеграция создаваемых в рамках Программы автоматизированных банков данных общего пользования, специализированных территориально распределенных информационных систем и уже существующих автоматизированных информационных систем в единое информационное пространство органов внутренних дел, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени. 5. Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационно-телекоммуникационном обеспечении органов внутренних дел. При реализации указанных задач предполагается применение принципов и стандартов единой федеральной архитектуры создания и реализации целевых адресных программ с учетом мероприятий, направленных на решение задач МВД России, предусмотренных ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)», с целью недопущения дублирования работ за счет средств федерального бюджета, а также получения материального эффекта от реализации мероприятий, предусмотренных Программой. Мероприятия по реализации пятой задачи ориентированы на комплексное решение задачи развития специальной технической инфраструктуры для обеспечения гарантированного уровня информационной безопасности и его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и руководящих документов в области информационной безопасности при информационно-телекоммуникационном обеспечении деятельности органов внутренних дел, в том числе обеспечение выполнения следующих функций по защите информации: 1) идентификация и аутентификация пользователей; 2) разграничение доступа к информационным и техническим ресурсам; 3) межсетевое экранирование; 4) криптографическая защита информационного обмена; 5) антивирусная защита; 6) предотвращение утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок; 7) обеспечение возможности электронно-цифровой подписи для обеспечения электронного юридически значимого документооборота. В рамках реализации задачи обеспечения информационной безопасности Приказом МВД Российской Федерации № 497 от 7 августа 2004 г. утверждено «Положение о системе передачи информации с ограниченным доступом (СПИОД), не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в технических каналах связи в системе МВД России». Безопасность информации, циркулирующей в СПИОД, обеспечивается путем реализации комплекса правовых, организационных и технических мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения (подделки), несанкционированного уничтожения, модификации и копирования информации. Положение определяет, что СПИОД представляет собой защищенную систему передачи данных, организованную с целью обеспечения возможности безопасного, в том числе заверенного электронной цифровой подписью (ЭЦП), обмена информацией конфиденциального характера в электронной форме. СПИОД построена по иерархически-территориальному принципу и включает в себя: 1) главный орган управления безопасностью (ГОУБ), осуществляющий общее управление СПИОД, который находится в центральном аппарате МВД России; 2) межрегиональный орган управления безопасностью, осуществляющий управление СПИОД на уровне ГУ МВД России по федеральным округам; 3) региональный орган управления безопасностью, осуществляющий управление СПИОД на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО, СОБ; 4) орган управления безопасностью, осуществляющий управление СПИОД на уровне главных управлений (управлений) МВД России; 5) абонентский пункт (АП) подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, функционирующих в СПИОД. Технология электронного документооборота в СПИОД включает в себя обеспечение защиты электронных документов от утечки, хищения, искажения и подделки, передачу документов по каналам связи в защищенном виде, проверку их подлинности и перенесение их подлинников (оригиналов) на бумажный носитель. Подготовка подлинника (оригинала) электронного документа включает в себя следующие этапы: 1) подготовка текста электронного документа с установленными реквизитами; 2) подписание электронного документа ЭЦП пользователя; 3) защита электронных документов в процессе их прохождения по СПИОД. Используемые в СПИОД сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) обеспечивают два уровня защиты электронных документов: 1) обнаружение случайных или преднамеренных искажений документа, которое достигается за счет подтверждения ЭЦП документа; 2) защита текста документа от несанкционированного ознакомления, которое достигается за счет криптографического преобразования электронного документа на индивидуальном криптографическом ключе пользователя. СПИОД использует технические каналы связи в качестве транспортной среды доставки электронных документов. Электронный документ, содержащий конфиденциальную информацию, должен передаваться только после его зашифрования. Во время сеанса пользователи проводят расшифрование полученных зашифрованных электронных документов и проверяют подлинность ЭЦП. В случае нерасшифрования поступившего сообщения или получении отрицательного результата при проверке ЭЦП поступившего документа, о случившемся должна быть немедленно оповещена передающая сторона и вышестоящий орган криптографической защиты. Перенесение подлинников (оригиналов) электронных документов на бумажный носитель, учет электронных документов и их копий, перенесенных на бумажный носитель, обращение с ними, их архивное хранение определяется нормативными правовыми актами МВД России по вопросам организации делопроизводства и архивного хранения. Информационная безопасность и аутентификация информации в СПИОД обеспечиваются соответствием принятых администрацией СПИОД процедур оформления взаимоотношений и разрешения конфликтов между всеми участниками СПИОД, а также обеспечением правовых, организационных и технических мер защиты информации. В качестве средств защиты от несанкционированного доступа (НСД) к техническим средствам СПИОД применяются сертифицированные Государственной технической комиссией при Президенте РФ аппаратно-программные комплексы. Для защиты информации от НСД при ее обработке, хранении и передаче по техническим каналам связи используются сертифицированные Федеральной службой безопасности РФ СКЗИ АП, автоматизированного рабочего места администратора безопасности (АБ). СКЗИ, предназначенные для обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи по техническим каналам связи конфиденциальной информации, а также ключевые документы к ним не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну. При необходимости передачи сообщений по техническим каналам связи по вопросам организации и обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации с использованием СКЗИ соответствующие указания должны передаваться только с использованием СКЗИ. Передача по техническим средствам связи ключей, как правило, не допускается, за исключением специально организованных систем с децентрализованным снабжением ключами. СКЗИ обеспечивают выполнение следующих основных операций: 1) криптографическое преобразование информации; 2) подписание электронного документа ЭЦП; проверку ЭЦП; 3) обнаружение искажений, внесенных умышленно или неумышленно в защищаемую информацию; 4) и другое. Использование криптографического преобразования информации и ЭЦП в СПИОД обеспечивает конфиденциальность электронных документов и придает им юридическую силу. Исключение компрометации ключевой информации достигается: 1) строгим соблюдением требований по обеспечению режима безопасности ключевой информации; 2) неукоснительным выполнением всех организационных мер, направленных на защиту ключевой информации от НСД к ней; 3) максимальным ограничением круга лиц, допущенных к ключевой информации; 4) в случае компрометации ключей, принятием всех мер к незамедлительному информированию о случившемся должностных лиц СПИОД, ответственных за безопасность информации, а также к локализации последствий компрометации. Контроль за организацией и обеспечением безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи с использованием СКЗИ осуществляется в целях получения объективных данных об уровне защиты информации, соответствия условий использования СКЗИ, эксплуатационной и технической документацией на СКЗИ, указанному в сертификате Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Порядок контроля за организацией и обеспечением безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи с использованием СКЗИ определяется ГОУБ. При использовании СКЗИ для организации и обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи, контролю подвергаются лица, осуществляющие организацию и обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи с использованием СКЗИ, и пользователи, пользующиеся услугами по криптографической защите своей конфиденциальной информации. В целях организации доступа к ресурсам сети «Интернет» сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая сеть «Интернет», приказом МВД России № 734 от 19 сентября 2006 года были утверждены Правила предоставления доступа и использования ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России. Начальникам всех служб и подразделений МВД России, начиная от центрального аппарата и заканчивая первичным звеном, приказано: 1) организовать использование ресурсов сети «Интернет» в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим приказом; 2) организовать обучение сотрудников практической работе в сети «Интернет». Ответственными за организацию и предоставление доступа к сети «Интернет» являются подразделения, обеспечивающие органы внутренних дел связью, спецтехникой и автоматизацией.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |