Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности получения доступа и использования информационных ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России




Передача информации в технических каналах связи МВД России

В 2002 году Правительством Российской Федерации было принято Постановление о Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010 годы». Одной из целей, преследуемых Программой, является повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации ведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и коммуникационных технологий. Очевидно, что органы внутренних дел, как один из инструментов осуществления государственной власти, не могли остаться в стороне от выполнения задач, поставленных перед ними этой Программой. В 2002 году Приказом № 562 МВД России была утверждена «Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы». Концепция определила основные направления, принципы и механизмы совершенствования информационного обеспечения на 2002-2006 годы. В 2004 году в рамках положений Концепции разработана Программа МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел», рассчитанная на 2005-2008 годы. Программа ЕИТКС является тактическим мероприятием МВД России по исполнению Концепции информационно-вычислительной системы. В ней заложены конкретные мероприятия с технико-экономическим обоснованием их исполнения, определением сроков исполнения и требуемого финансирования по каждому мероприятию на каждый год.

20 мая 2008 г. Приказом № 435 была утверждена новая редакция Программы, которая рассчитана до 2011 года.

Целью Программы является создание единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации для обеспечения технической возможности повышения эффективности деятельности ОВД по защите прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности путем реконструкции и оборудования объектов ОВД новыми и перспективными телекоммуникационными и программно-техническими комплексами с использованием современных телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий. Реализация программы позволит повысить уровень безопасности общества и государства, уменьшить потери общества от преступлений, оптимизировать затраты на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, уменьшить потери государства от проявлений террористического характера, обеспечить требуемый уровень контроля за миграционными процессами в стране, повысить уровень доверия населения к органам внутренних дел, снизить уровень социальной напряженности, снизить уровень вовлеченности финансовых ресурсов государства и населения в противоправную деятельность, в том числе террористическую деятельность банд и группировок; повысить уровень инвестиционной привлекательности российской экономики; обеспечить выполнение государством международных обязательств.

Основные задачи, решаемые Программой, следующие:

1. Создание интегрированной универсальной транспортной среды связи органов внутренних дел, обеспечивающей взаимодействие с телекоммуникационной системой внутренних войск МВД России, телекоммуникационными системами органов государственной власти, включая правоохранительные органы, а также доступ сотрудников внутренних дел к услугам публичных и специальных федеральных информационно-телекоммуникационных систем.

2. Развитие автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационно-аналитических и экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел.

3. Совершенствование информационно-технологического обеспечения органов внутренних дел путем создания специализированных территориально распределенных автоматизированных информационных систем по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел на базе новых и перспективных информационных технологий, в том числе интеллектуальных технологий поддержки принятия управленческих решений.

4. Интеграция создаваемых в рамках Программы автоматизированных банков данных общего пользования, специализированных территориально распределенных информационных систем и уже существующих автоматизированных информационных систем в единое информационное пространство органов внутренних дел, организация санкционированного оперативного доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени.

5. Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационно-телекоммуникационном обеспечении органов внутренних дел. При реализации указанных задач предполагается применение принципов и стандартов единой федеральной архитектуры создания и реализации целевых адресных программ с учетом мероприятий, направленных на решение задач МВД России, предусмотренных ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)», с целью недопущения дублирования работ за счет средств федерального бюджета, а также получения материального эффекта от реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

Мероприятия по реализации пятой задачи ориентированы на комплексное решение задачи развития специальной технической инфраструктуры для обеспечения гарантированного уровня информационной безопасности и его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и руководящих документов в области информационной безопасности при информационно-телекоммуникационном обеспечении деятельности органов внутренних дел, в том числе обеспечение выполнения следующих функций по защите информации:

1) идентификация и аутентификация пользователей;

2) разграничение доступа к информационным и техническим ресурсам;

3) межсетевое экранирование;

4) криптографическая защита информационного обмена;

5) антивирусная защита;

6) предотвращение утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок;

7) обеспечение возможности электронно-цифровой подписи для обеспечения электронного юридически значимого документооборота.

В рамках реализации задачи обеспечения информационной безопасности Приказом МВД Российской Федерации № 497 от 7 августа 2004 г. утверждено «Положение о системе передачи информации с ограниченным доступом (СПИОД), не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в технических каналах связи в системе МВД России».

Безопасность информации, циркулирующей в СПИОД, обеспечивается путем реализации комплекса правовых, организационных и технических мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения (подделки), несанкционированного уничтожения, модификации и копирования информации.

Положение определяет, что СПИОД представляет собой защищенную систему передачи данных, организованную с целью обеспечения возможности безопасного, в том числе заверенного электронной цифровой подписью (ЭЦП), обмена информацией конфиденциального характера в электронной форме.

СПИОД построена по иерархически-территориальному принципу и включает в себя:

1) главный орган управления безопасностью (ГОУБ), осуществляющий общее управление СПИОД, который находится в центральном аппарате МВД России;

2) межрегиональный орган управления безопасностью, осуществляющий управление СПИОД на уровне ГУ МВД России по федеральным округам;

3) региональный орган управления безопасностью, осуществляющий управление СПИОД на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО, СОБ;

4) орган управления безопасностью, осуществляющий управление СПИОД на уровне главных управлений (управлений) МВД России;

5) абонентский пункт (АП) подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, функционирующих в СПИОД.

Технология электронного документооборота в СПИОД включает в себя обеспечение защиты электронных документов от утечки, хищения, искажения и подделки, передачу документов по каналам связи в защищенном виде, проверку их подлинности и перенесение их подлинников (оригиналов) на бумажный носитель.

Подготовка подлинника (оригинала) электронного документа включает в себя следующие этапы:

1) подготовка текста электронного документа с установленными реквизитами;

2) подписание электронного документа ЭЦП пользователя;

3) защита электронных документов в процессе их прохождения по СПИОД.

Используемые в СПИОД сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) обеспечивают два уровня защиты электронных документов:

1) обнаружение случайных или преднамеренных искажений документа, которое достигается за счет подтверждения ЭЦП документа;

2) защита текста документа от несанкционированного ознакомления, которое достигается за счет криптографического преобразования электронного документа на индивидуальном криптографическом ключе пользователя.

СПИОД использует технические каналы связи в качестве транспортной среды доставки электронных документов. Электронный документ, содержащий конфиденциальную информацию, должен передаваться только после его зашифрования. Во время сеанса пользователи проводят расшифрование полученных зашифрованных электронных документов и проверяют подлинность ЭЦП. В случае нерасшифрования поступившего сообщения или получении отрицательного результата при проверке ЭЦП поступившего документа, о случившемся должна быть немедленно оповещена передающая сторона и вышестоящий орган криптографической защиты.

Перенесение подлинников (оригиналов) электронных документов на бумажный носитель, учет электронных документов и их копий, перенесенных на бумажный носитель, обращение с ними, их архивное хранение определяется нормативными правовыми актами МВД России по вопросам организации делопроизводства и архивного хранения.

Информационная безопасность и аутентификация информации в СПИОД обеспечиваются соответствием принятых администрацией СПИОД процедур оформления взаимоотношений и разрешения конфликтов между всеми участниками СПИОД, а также обеспечением правовых, организационных и технических мер защиты информации. В качестве средств защиты от несанкционированного доступа (НСД) к техническим средствам СПИОД применяются сертифицированные Государственной технической комиссией при Президенте РФ аппаратно-программные комплексы.

Для защиты информации от НСД при ее обработке, хранении и передаче по техническим каналам связи используются сертифицированные Федеральной службой безопасности РФ СКЗИ АП, автоматизированного рабочего места администратора безопасности (АБ).

СКЗИ, предназначенные для обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи по техническим каналам связи конфиденциальной информации, а также ключевые документы к ним не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну.

При необходимости передачи сообщений по техническим каналам связи по вопросам организации и обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации с использованием СКЗИ соответствующие указания должны передаваться только с использованием СКЗИ. Передача по техническим средствам связи ключей, как правило, не допускается, за исключением специально организованных систем с децентрализованным снабжением ключами.

СКЗИ обеспечивают выполнение следующих основных операций:

1) криптографическое преобразование информации;

2) подписание электронного документа ЭЦП; проверку ЭЦП;

3) обнаружение искажений, внесенных умышленно или неумышленно в защищаемую информацию;

4) и другое.

Использование криптографического преобразования информации и ЭЦП в СПИОД обеспечивает конфиденциальность электронных документов и придает им юридическую силу.

Исключение компрометации ключевой информации достигается:

1) строгим соблюдением требований по обеспечению режима безопасности ключевой информации;

2) неукоснительным выполнением всех организационных мер, направленных на защиту ключевой информации от НСД к ней;

3) максимальным ограничением круга лиц, допущенных к ключевой информации;

4) в случае компрометации ключей, принятием всех мер к незамедлительному информированию о случившемся должностных лиц СПИОД, ответственных за безопасность информации, а также к локализации последствий компрометации.

Контроль за организацией и обеспечением безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи с использованием СКЗИ осуществляется в целях получения объективных данных об уровне защиты информации, соответствия условий использования СКЗИ, эксплуатационной и технической документацией на СКЗИ, указанному в сертификате Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Порядок контроля за организацией и обеспечением безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи с использованием СКЗИ определяется ГОУБ.

При использовании СКЗИ для организации и обеспечения безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи, контролю подвергаются лица, осуществляющие организацию и обеспечение безопасности хранения, обработки и передачи конфиденциальной информации по техническим каналам связи с использованием СКЗИ, и пользователи, пользующиеся услугами по криптографической защите своей конфиденциальной информации.

В целях организации доступа к ресурсам сети «Интернет» сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая сеть «Интернет», приказом МВД России № 734 от 19 сентября 2006 года были утверждены Правила предоставления доступа и использования ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России.

Начальникам всех служб и подразделений МВД России, начиная от центрального аппарата и заканчивая первичным звеном, приказано:

1) организовать использование ресурсов сети «Интернет» в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим приказом;

2) организовать обучение сотрудников практической работе в сети «Интернет».

Ответственными за организацию и предоставление доступа к сети «Интернет» являются подразделения, обеспечивающие органы внутренних дел связью, спецтехникой и автоматизацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.