Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы фиксации и изъятия следов транспортных средств




Следы транспортных средств - это материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта (чаще всего колес), по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящегося как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.

Следы транспортных средств. Их виды. Особенности механизма следообразования.

Экспертиза.

На трасологическую экспертизу рекомендуется направлять все объекты со следами от орудий взлома. Для решения идентификационных вопросов в распоряжение экспертов передают также орудия взлома (если на момент назначения экспертизы они изъяты). Орудия должны быть представлены в оригинале.

 

В тех случаях, когда нельзя направить на экспертизу сам предмет (объект) со следами орудий взлома или инструментов, представляются слепки с этих следов.

 

Трасологическая экспертиза разрешает такие вопросы, как установление:

- отдельных обстоятельств совершения взлома,

- некоторых характерных признаков личности взломщика,

- идентификации орудий взлома и инструментов по их следам на взломанных преградах.

Перед экспертом-трасологом ставятся следующие вопросы:

- исправен ли замок, присланный на экспертизу;

- отперт замок с помощью отмычки или подобранным ключом;

- можно ли открыть замок без нарушения контрольного вкладыша;

- в каком положении (открытом или закрытом) был поврежден замок;

- каким видом орудия взлома оставлены следы на преграде (на двери, окне и т.д.);

- с какой стороны производилось разрушение преграды с внутренней или наружной;

- каким способом произведен взлом; не одним ли орудием оставлены следы, обнаруженные на разных местах происшествия;

- не обладало ли лицо, судя по способу взлома, определенными профессиональными навыками и какими именно;

- не произведен ли взлом с помощью орудия, представленного на экспертизу.

 

Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

 

 

В следственной практике чаще всего встречаются следы колесного транспорта, реже - санного и гусеничного.

 

Следы колесного транспорта по механизму образования относятся к следам качения.

В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности (грунт, асфальт, бетон и др.) они могут быть о бъемными и поверхностными: первые образуются за счет деформации мягкого грунта и отображают рельеф поверхностей колес, вторые являются отпечатками смоченной или загрязненной поверхности колес.

 

Колеса транспортных средств при торможении образуют динамические следы.

 

Следы транспортных средств изучают для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации транспортного средства, оставившего их, а также обстоятельств использования транспорта - направления движения, мест остановок, торможений и т.п.

 

Механизм образования следов автотранспортных средств имеет особенности.

Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес. Это объясняется тем, что при прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес обычно полностью или частично перекрываются задними (исключение составляют грузовые мотороллеры с одним колесом на передней оси и двумя на задней).

Следы передних и задних колес двухосного транспорта удается различать лишь на поворотах, где они не совпадают. При движении на поворотах трехосных транспортных средств различаются только следы колес передней и задней осей, а следы колес средней оси перекрываются следами колес задней.

 

Групповую принадлежность (вид, марку, модель) автомототранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображаемым в следах, и сравнения этих данных с данными специальных таблиц, характеризующими ходовые части автомототранспортных средств, которые имеются в специальной литературе.

 

При авариях, наездах следы могут быть оставлены не только колесами, но и другими частями транспортного средства - бампером, решеткой радиатора, выступающими частями кузова и др. - на теле и одежде человека, заборах, столбах, частях другого транспорта, участвовавшего в происшествии.

Определить по ним вид, модель и марку транспортного средства хоть и трудно, но иногда тем не менее удается установить групповую принадлежность детали машины, оставившей след, и даже ее индивидуальное тождество.

 

Направление движения транспорта, места стоянок и торможений определяются по следующим признакам:

- При переезде луж, канав, жидкой грязи образуются брызги, летящие в сторону движения. Об этом же можно судить по поверхностным следам на сухих участках пути, образованным влажными колесами после переезда луж.

- Тонкая ветка, палка, стебель травы при переезде их колесом ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения.

- Падающие с движущегося транспортного средства капли жидкости (масла, бензина и пр.) на дороге оставляют пятна, лучи, неровные края которых направлены в сторону движения.

- Места торможений определяются по следам скольжения колес, которые образуются ввиду прохождения транспортом некоторого расстояния при застопоренных колесах. Такие следы имеют вид полос, в которых рисунок протектора не отображается. При торможении на грунтовой дороге в результате смещения грунта в конце следа может образоваться валик, указывающий направление движения транспорта.

- Места стоянок автомототранспорта с известной степенью вероятности можно определить по следам потеков масла, воды, горючего.

 

 

Для обнаружения, осмотра и фиксации следов транспорта применяются общие правила осмотра и фиксации трассологических объектов.

Следы колес фотографируют панорамным способом, с масштабом.

С отдельных участков таких следов, содержащих наибольшее количество частных признаков, изготовляют гипсовые слепки.

Целесообразным является вычерчивание схемы следов транспортных средств с указанием необходимых размеров.

Если следы оставлены на листе бумаги, одежде потерпевшего и т.п., то после фотографирования объекты со следами изымаются.

 

На трассологическую экспертизу с целью отождествления транспортного средства по его следам направляются:

- копии следов (слепок, масштабный фотоснимок),

- схему расположения следов,

- а также шины, которые могли оставить эти следы.

- при невозможности или затруднительности предоставления шины направляются отпечатки рисунков протекторов шин, сделанные при помощи типографской краски на белой бумаге. Длина такого отпечатка должна составлять полторы длины окружности шины.

Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

 

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

 

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

- шиной какой модели образован след;

- каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

- не образован ли след данной шиной;

- какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

 

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;

б) о характере имеющихся в нем неисправностей;

в) о перевозимом грузе;

г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;

д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.