КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция мировой валютной системы
Разновидностями золотого стандарта являются: а) золотомонетный стандарт, при котором банками осуществлялась свободная чеканка золотых монет (действовал до начала XX века); б) золотослитковый стандарт, при котором золото применялось лишь в международных расчетах (начало ХХ в. – начало Первой мировой войны); в)- золотовалютный (золотодевизный) стандарт, при котором наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему золотого стандарта (1922 г. – начало Второй мировой войны).
Также выделяется Европейская валютная система (региональная), которая создана для решения следующих задач: 1) достижения экономической интеграции; 2) создания зоны европейской стабильности с собственной валютой (в настоящее время — евро, раньше — ЭКЮ) в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран — членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях: 3) ограждения стран-участниц от экспансии доллара: 4) приведения в соответствие основных мероприятий, осуществляемых в финансовой сфере. Парижская валютная система. «Золотой стандарт», или Парижская валютная система, возник с началом ухода биметаллической системы и прекратил свое существование в течение первого месяца Первой мировой войны. Начало золотомонетного стандарта было положено Банком Англии в 1821 г. Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. Золотой стандарт базировался на следующих структурных принципах: 1) его основу составлял золотомонетный стандарт; 2) каждая валюта имела золотое содержание; курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото, которое использовалось как общепринятые мировые деньги; 3) сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек» (так называли максимальные пределы отклонения курса валют от установленного золотого паритета, которые определялись расходами на транспортировку золота за границу). Если рыночный курс золотых монет отклонялся от паритета, основанного на их золотом содержании, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами. Золотой стандарт играл в известной степени роль стихийного регулятора производства, внешнеэкономических связей, денежного обращения, платежных балансов, международных расчетов. Разновидностями золотого стандарта являются: • золотомонетный стандарт, при котором банками осуществлялась свободная чеканка золотых монет (он действовал до начала XX в); • золотослитковый стандарт, при котором золото применялось лишь в международных расчетах (начало XX в. — начало Первой мировой войны); • золотовалютный (золотодевизный) стандарт, при котором наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему золотого стандарта. Генузская валютная система. Это еще одно наименование золотодевизного стандарта, существовавшего с 1922 г. до начала Второй мировой войны. Генуэзская международная экономическая конференция 1922 г. закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились девизы — платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Генуэзская валютная система функционировала на следующих принципах: 1) основу составляли золото и девизы — иностранные валюты. В тот период денежные системы 30 стран базировались на золотодевизном стандарте. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой; 2) были сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно, через иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время Первой мировой войны; 3) режим свободно колеблющихся валютных курсов был восстановлен; 4) валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний. В период между войнами страны начали последовательно отказываться от золотого стандарта. Первыми из этой системы вышли аграрные и колониальные страны (1929—1930), так как на мировом рынке резко сократился спрос на сырье и цены на него понизились на 50—70%. В 1931 г. — Германия, Австрия и Великобритания. Германия и Австрия оказались слабым звеном в МВС в связи с отливом иностранных капиталов, уменьшением официального золотого запаса и банкротством банков; Великобритания отменила золотой стандарт из-за ухудшения состояния платежного баланса и уменьшения официальных золотых резервов страны в связи с резким сокращением экспорта товаров. В апреле 1933 г. из системы золотого стандарта вышли США; непосредственной причиной выхода послужило значительное и неравномерное падение цен, вызвавшее массовые банкротства. Банкротство 10 тыс. банков подорвало денежно-кредитную систему США и привело к отмене размена долларовых банкнот на золотые монеты. В результате кризиса Генуэзская валютная система утратила относительную эластичность и стабильность. Несмотря на сокращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании, Франции. В это время на базе национальных валютных систем ведущих стран начали складываться валютные блоки и зоны. Валютный блок — группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей блок державы, которая диктует им единую политику в области международных экономических отношений и использует их как привилегированный рынок сбыта, источник дешевого сырья, выгодную сферу приложения капитала. Цель создания валютных блоков — укрепление конкурентных позиций страны-лидера на международной арене, особенно в моменты экономических кризисов. В этот период образовались стерлинговый, долларовый и золотой валютный блоки. В июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции страны, стремившиеся сохранить золотой стандарт (Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а позже Италия, Чехословакия и Польша), создали золотой блок. К 1936 г. в связи с отменой золотого стандарта во Франции золотой блок распался. Во время Второй мировой войны все валютные блоки распались. Бреттон-Вудская валютная система. Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы. Ее сменила Бреттон-Вудская система, официально оформленная на Международной валютно-финансовой конференции ООН, которая проходила с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Цели создания Бреттон-Вудской валютной системы: • восстановление обширной свободной торговли; • установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов; • передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе. Бреттон-Вудская система функционировала на следующих принципах: • были установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты; • курс ведущей валюты фиксирован к золоту; • центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (±1%) валюте с помощью валютных интервенций; • организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран; • изменение курсов валют осуществляется посредством девальвации (официального понижения обменного курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам) и ревальвации (его официального повышения). Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт — МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70% всего мирового запаса золота). Доллар — единственная валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию[1]. Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами, поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется системой золотодолларового стандарта. Валютные интервенции рассматривались как механизм самоадаптации второй МВС к изменяющимся внешним условиям, аналогично транспортировке золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют. МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 1970-х годов произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появились и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падало и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовывались новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Таким образом, возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы; ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара). Принцип «американоцентризма», на котором была построена Бреттон-Вудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США — Западная Европа — Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта, инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран. Кризис Бреттон-Вудской валютной системы характеризовался: • «валютной лихорадкой» — перемещением «горячих» денег, массовой продажей неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупкой валют — кандидатов на ревальвацию; • «золотой лихорадкой» — бегством от нестабильных валют к золоту и периодическим повышением его цены; • паникой на фондовых биржах и падением курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют; • обострением проблемы международной валютной ликвидности, особенно ее качества; • массовыми девальвациями и ревальвациями валют (официальными и неофициальными); • активной валютной интервенцией центральных банков, в том числе коллективной; • резкими колебаниями официальных золотовалютных резервов; • использованием иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют; • нарушением структурных принципов Бреттон-Вудской системы; • активизацией национального и межгосударственного валютного регулирования; • усилением двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях — сотрудничества и противоречий, которые периодически перерастают в торговую и валютную войны. Ямайская валютная система. После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать разные модели валютной системы, начала образовываться новая, Ямайская валютная система, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов. Устройство этой современной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основу системы составляют плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам ставил три основные цели: • выравнивание темпов инфляции в разных странах; • уравновешивание платежных балансов; • расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками. Основные характеристики Ямайской валютной системы: • система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах; • отменен монетный паритет золота; • основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ; • пределов колебаний валютных курсов не существует, курс валют формируется под воздействием спроса и предложения; • центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты, однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют; • страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото; • за политикой стран в области валютных курсов наблюдает МВФ; страны — члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, чтобы не создавать препятствий действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами — членами МВФ. По классификации МВФ страна может выбрать фиксированный, плавающий или смешанный режим валютных курсов. В целом развитые страны применяют плавающие курсы. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Регулирование валютных курсов. Это одна из важнейших задач денежно-кредитной политики. Различают национальное и межгосударственное регулирование валютных курсов. Основные органы национального регулирования — центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕЦБ и другие организации. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внещнеплатежных позиций страны, создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д. Для регулирования валютных курсов используют валютные интервенции, дисконтную политику и валютные ограничения. Валютные интервенции центральных банков направлены на противодействие снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы лишь в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозможно обеспечить уровни курсов, которые соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям. Чтобы стать эффективными, валютные интервенции должны сопровождаться необходимыми мерами макроэкономической политики государства. Дисконтная политика заключается в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валюты понижается. Валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направлены на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим валютным операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты: доллар США, евро, японскую иену, английский фунт стерлингов. Валютный контроль охватывает деятельность и банков, и небанковских институтов. В развитых странах используют следующие методы валютного контроля: • лимитирование сроков по операциям «leads and lags» (ускорения или замедления расчетов на основе прогнозов изменений валютных курсов); • запрещение или разрешение национальных валютных органов на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; • внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др.
Валютная система Российской Федерации Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, закрепленных национальным законодательством. Национальная валютная система складывается из национальной валюты, режима ее курса, национального регулирования валютных ограничений, режима национальных рынков валюты и золота, национальных органов, осуществляющих валютное регулирование. Основу валютной системы Российской Федерации составляет российский рубль, введенный в обращение вместо рубля СССР. Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и валютной монополии привели к тому, что вместо множественности валютных курсов (официального, специального, коммерческого, биржевого) с июля 1992 г. был введен единый официальный курс российского рубля к доллару США. В настоящее время в Российской Федерации действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, в том числе на ММВБ. Рубль не является полностью конвертируемой валютой. Основной задачей курсовой политики Банка России остаются защита и обеспечение устойчивости рубля путем сглаживания резких колебаний его валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций. В течение всего периода существования российского валютного рынка конверсионные операции Банка России, направленные на решение этой задачи, воздействовали на динамику курса рубль/доллар США. Обеспечение стабильности номинального курса доллара США к рублю приводило к значительным колебаниям рублевого курса других значимых для Российской Федерации иностранных валют, включая евро. С учетом сложившейся в настоящее время роли Европейского Союза в системе внешнеэкономических связей России и возрастания роли евро как второй ведущей мировой валюты существующий «долларовый» подход к определению показателей устойчивости рубля перестал отвечать задачам курсовой политики Банка России. В целях реализации положений раздела IV. 1 «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год» Банк России с 1 февраля 2005 г. перешел к использованию в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из 0,1 евро и 0,9 долл. США. По мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых условиях Банк России пересматривал состав бивалютной корзины в сторону повышения доли евро: с 15 марта она состояла из 0,2 евро и 0,8 долл. США, с 16 мая — из 0,3 евро и 0,7 долл. США, а с 1 августа — из 0,35 евро и 0,65 долл. США. Переход к использованию бивалютного операционного ориентира направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам. Формирование курса рубль/доллар США в течение дня будет носить более свободный характер; ограничение внутридневных колебаний курса доллара США к рублю (по сделкам на ММВБ со сроком расчетов на следующий рабочий день после заключения) будет осуществляться Банком России исходя из границ колебания стоимости бивалютной корзины. Банк России поддерживает отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости может быть скорректирован. Высокий объем поступающей в страну валютной выручки в мае 2006 г. обусловливал превышение предложения иностранной валютой спроса, что создавало предпосылки для роста курса рубля. В сложившихся условиях курсовая политика Банка России была направлена на недопущение чрезмерного укрепления рубля. Выполнение этой задачи потребовало проведения значительных по объему интервенций со стороны Банка России. Суммарный объем покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в мае 2006 г.составил 15,7 млрд долл. (в апреле — 16,3 млрд долл.), что более чем в 2 раза превышает среднемесячный объем интервенций в январе—марте 2006 г. По итогам месяца рублевая стоимость бивалютной корзины не изменилась, составив на 1 июня 2006 г. 30,04 руб. Основным законодательным актом по валютному регулированию и валютному контролю в Российской Федерации является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; • единство системы валютного регулирования и валютного контроля; • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Валютное регулирование в Российской Федерации. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство РФ. В Законе даны определения таких понятий, как резиденты и нерезиденты, валютные ценности, уполномоченные банки, валютные операции. Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории России в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. К валютным ценностям относятся иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства или группы иностранных государств, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах) и внешние ценные бумаги (в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом к внутренним ценным бумагам). К резидентам относятся: 1) физические лица — граждане Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; 2) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в п. 3; 5) дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; 6) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые участвуют в отношениях, регулируемых настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К нерезидентам относятся лица, не отнесенные к резидентам. К валютным операциям относятся: 1) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 2) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 3) ввоз на таможенную территорию и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; 4) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами Российской Федерации; 5) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, однако существуют некоторые исключения, связанные с регулированием Правительством РФ или Банком России валютных операций движения капитала, а также при осуществлении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: 1) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; 2) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации; 3) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей; 5) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой; 6) переводов физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента; 7) переводов физическим лицом — резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках и др. В соответствии с п. 1 ст. 12 указанного выше Закона резиденты могут открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, а также открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Ввоз и вывоз дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, однако в таможенный орган Российской Федерации необходимо подать декларацию. Ввозить иностранную валюту в Российскую Федерацию физическим лицам разрешается без ограничений, но при превышении суммы, эквивалентной 10 000 долл. США, требуется подать таможенную декларацию. Из Российской Федерации разрешается без декларирования вывозить иностранную валюту в сумме, эквивалентной 3000 долл. США, а максимально разрешенная к вывозу сумма составляет 10 000 долл. США. Кроме того, в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с Законом Банк России может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Эти сведения должны быть подтверждены документами, имеющимися у резидентов. В соответствии с Инструкцией Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И одним из методов валютного регулирования являлась обязательная продажа части валютной выручки (30%) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Продажа осуществлялась непосредственно уполномоченному банку, либо через уполномоченный банк на валютных биржах, либо на внебиржевом валютном рынке, либо Банку России. При этом устанавливался перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк. Однако в 2004 г. размер валютной выручки снизился с 25 до 10%, а в настоящее время это требование не предъявляется. Валютный контроль в Российской Федерации. В Российской Федерации осуществляется валютный контроль Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с федеральным законодательством. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России (осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействует с другими органами валютного контроля, а также осуществляет их взаимодействие с Банком России. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. В 2006 г. Банк России продолжил проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Одна из основных задач заключается в сглаживании резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 г. перспективной задачей Банка России стало создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, следовательно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это обеспечит выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности. [1] Тройская унция — единица измерения массы, равная 31,1034768 грамма.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |