Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития русской философии




 

До середины 17 века русская философская мысль развивалась внутри богословия, поэтому правомерно говорить лишь об элементах философии, присутствовавших в богословских и литературно-художественных сочинениях. Принятие восточного христианства Русью не сопровождалось усвоением сочинений античных философов, как это было на западе. Так как этому препятствовала слабость традиции отвлеченного мышления на Руси, в русской культуре преобладали образные, художественные элементы.

Ситуация изменилась в Петровскую эпоху. Это было связано с секуляризацией[1] культуры. Философская мысль освобождалась от богословской догматики. На первом этапе самостоятельного развития русской философии (вторая половина 18 – первая четверть 19 вв.) происходит активное восприятие концепций и систем западных мыслителей (Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, просветителей). Под влиянием идеологии французских просветителей были созданы оригинальные социально-политические утопии М. Щербатовым, Н. Новиковым, А. Радищевым.

В начале 19 в. на русскую философию начинает оказывать воздействие немецкая классическая философия, в силу того, что в учебных заведениях работают приглашенные из Германии профессора.

Со второй четверти 19 в. русская философия начинает поиски своих собственных, оригинальных подходов к главным для нее философским проблемам: сущность человеческого бытия, соотношение веры и разума в человеке, смысл и цели истории.

Русская философия выступала против характерных черт философской традиции Запада.

Основные принципы классической западно-европейской философии Критика западно-европейских принципов в русской философии
В структуре мироздания находился Абсолют (Бог), который в материалистической философии выступал в качестве природной закономерности, а в идеализме – как рациональное начало, высший Разум, обеспечивающий целесообразность всего происходящего в природе и человеческой истории. Отвергалось представление о рациональности мира и истории.
Главной человеческой способностью являлся разум, рассудок. Но в своем существовании человек являлся иерархически вторичным, обладавшим только относительной свободой, и всецело зависимым от пребывающего абсолютно свободным Бога. Отвергался приоритет рационального начала, рассудка в человеке; в человеке объединяются волевая, чувственная, рассудочная и интуитивная способности под контролем веры. Критиковалось представление об удаленности человека от Бога: в своей внутренней цельности каждый человек мистически связан с Богом, находится в нерасторжимом единстве с божественным бытием, а значит, обладает свободой, приближающейся к абсолютной свободе Бога.
Сама философияпонималась как система высшего рационального знания о мире, человеке и Абсолюте. Предпринимались попытки построить философию как точную науку, использующую однозначные и рационально проверяемые методы. Философия – не наука, а способ обретения подлинного смысла жизни через размышление о Боге, человеке, добре и зле, о самом себе, своих поступках и мыслях.

Мировое значение русская философия приобрела к концу 19 века, благодаря творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В. С. Соловьева. Идеи этих философов и проникновение кантианства на русскую почву оказало влияние на формирование выдающихся мыслителей нового поколения, ярких представителей влиятельных философских течений: экзистенциализма, персонализма, неогегельянства, интуитивизма (Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Франк, И. Ильин, Л. Карсавин, Н. Лосский). В 20 веке А. Лосев и М. Бахтин внесли огромный вклад в развитие философии культуры и герменевтики.

Естественное развитие русской философии было прервано в 1917 г. После высылки в 1922 г. в Германию известных философов религиозного направления, в России уже не было условий для свободного развития философской мысли. Хотя в советскую эпоху работали выдающиеся философы А. Лосев, М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили – традиция, определявшая значительны достижения русской философии, была прервана. В настоящее время происходит возвращение к этой традиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.