КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Общение как обмен информацией. Основные коммуникативные барьеры в общении
Коммуникационная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности члены малой группы обмениваются собой различными мнениями, интересами, чувствами. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности: 1. если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается; 2. в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, в общении людей оно сочетается с отношением друг к другу; 3. характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера; 4. коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации. На обыденном языке это правило вынется в словах: «все должны говорить на одном языке». Средства коммуникативного общения можно разделить на вербальные (словесные) – передача информации, и невербальные – передача отношения к партнеру по общению. Невербальное поведение служит средством выражения психического состояния человека. Невербальные средства общения включают: 1. кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении; 2. средства общения, связанные с голосом (просодика и экстралингвистика); 3. такесические средства – тактильное воздействие; 4. проксемические средства – пространственная ориентация. В структуру кинесических средств общения входят: ü мимика – движение мышц лица; мимика характеризуется целостностью и динамичностью (при неподвижном или невидимом лице лектора теряется 10-15% информации); по мимике определяется эмоциональное состояние индивида: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх; ü взгляд, визуальный контакт – отражает эмоциональное состояние человека, свидетельствует о расположенности к общению: если на нас смотрят мало – то к тому, что мы делаем или говорим, относятся без интереса, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение; ü поза – положение человеческого тела, типичное для данной культуры; поза определяет статус человека (чем выше статус, тем непринужденнее поза); по позе можно судить о закрытости или расположенности к общению; ü жесты – разнообразные движения руками и головой; жестикуляция характеризуется интенсивностью, которая зависит от национальной культуры и эмоционального состояния; ü походка – стиль передвижения, по которому легко распознать эмоциональное состояние. К невербальным средствам, связанным с голосом, относятся: ü просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи (высота и тембр голоса, громкость голосового тона, скорость речи, сила ударения); ü экстралингвистика – включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов. Такесические средства общения – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологически необходимая форма человеческого общения). Использование такесических средств общения зависит от следующих факторов: · статус общающихся сторон; · возраст; · пол; · степень знакомства; · национальные обычаи, традиции. Проксемические характеристики – ориентация партнеров в момент общения, дистанция между ними (определяется культурными и национальными факторами). Функцией вербальных средств общения является передача информации, которая осуществляется при помощи языка. Этот процесс включает следующие этапы: 1. Оформление возникшей идеи во внутренней речи 100 % информации; 2. Перевод внутренней речи во внешнюю, высказано 80 %; 3. Слуховое восприятие информации, услышано 70 %; 4. Осмысление услышанного, понято 60 %; 5. Осталось в памяти 24 %. При этом частично искажается смысл и происходит потеря информации. Адекватность (равный, тождественный) восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров: ü информационно-дефицитный барьер – механический обрыв информации и отсюда ее искажение, неясность; ü замещающе-искажающий барьер – придание полученной информации иного значения чаще возникает, когда передача идет через несколько человек – ретрансляторов; ü фонетическое непонимание – разные языки, диалекты общения, дефекты речи и дикции, неправильный грамматический строй речи; ü семантический (семантическая сторона языка) барьер – различия в системах значений (тезаурусах) участников общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи); ü стилистический барьер – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения (или стиля речи и психологического состояния); ü логический барьер – логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств (женская, мужская, детская логика); ü диспозиционно-статусный барьер – социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента и соответственно степень внимания к предлагаемой информации. Коммуникативные барьеры носят социально-психологический характер. Социальный характер коммуникативных барьеров проявляется в различном толковании одних и тех же понятий, событий, что порождается социальными, политическими, национальными, профессиональными различиями людей, их мировоззренческими взглядами и убеждениями. Психологический характер коммуникативных барьеров проявляется в том, что они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (застенчивость, скрытость, «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений: неприязни, недоверия и т. п. В этом случае четко выступает связь между общением и отношением.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |