КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5. Проблема истины в философии
Вопрос 4. Специфика эмпиризма и рационализма В истории чувственный и рациональный моменты познания метафизически противопоставлялись друг другу. В результате в гносеологии сложились два противоположных философских направления, которые абсолютизировали эти моменты познания – эмпиризм и рационализм. Согласно эмпиризму (от греч. empiria – опыт) все познание выводится из чувственного опыта (эмпирии). Предшественником европейского эмпиризма считается Демокрит. Представители эмпиризма: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж.Ст.Милль и др. К эмпиризму близок сенсуализм. Сенсуализм - это философское воззрение, согласно которому источником познания являются ощущения, а содержание знаний в конечном счете сводится к элементам чувственного познания. Среди представителей сенсуализма есть и материалисты (Дж. Локк, Л.Фейербах и др.) и идеалисты (Д.Беркли, Д.Юм и др.) Формула сенсуализма (и эмпиризма): «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве» (Дж. Локк). Согласно рационализму (от лат. ratio – разум) источником познания и критерием его истинности служит разум (мышление). Родоначальником европейского рационализма считается Платон. Представители рационализма: Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. Формула рационализма: «Нет ничего в интеллекте, кроме самого интеллекта». Преодолеть односторонность эмпиризма и рационализма и соединить их первым попытался Кант: знание возникает в результате синтеза чувственных форм (ощущений) и априорных категорий рассудка. С точки зрения диалектического материализма, чувственное и рациональное, живое созерцание и абстрактное мышление – два разнокачественных уровня отражения действительности, два необходимых и неразрывно связанных момента единого процесса познания. Если чувственная ступень познания отражает явления, то рациональная ступень позволяет познать сущность вещей, понять внутренние законы их существования. В гносеологическом смысле, когда речь идет об истине, имеется в виду истинное знание. Знания могут быть как истинными, так и ложными. Какие знания считать истинными? Представитель античной философии элеат Парменид различал два пути познания: путь мнения – ошибочный путь чувственного познания и путь истины – верный путь логического мышления. Другой древнегреческий философ Платон утверждал: кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, а тот, кто говорит о них иначе, - лжет. В истории философии сложился ряд концепций истины: классическая, когерентная, прагматическая, семантическая, диалектико-материалистическая и др. Классическая, или корреспондентская, концепция истины существует со времен Аристотеля, который считал, что истинность суждения заключается в его соответствии фактическому положению вещей. В этой концепции в качестве истинных принимаются только дескриптивные предложения (т.е.имеющие характер описания). Однако признание того, что истина может соответствовать любой реальности, приводит к логическому противоречию в форме «парадокса лжеца»: можно ли считать истиной высказывание лжеца о том, что он лжет. Когерентная ( от лат – сцепление, связь)концепция истины связывает истинность знаний с их самосогласованностью, внутренней непротиворечивостью. Эта концепция пытается учитывать сложный характер логических конструкций, их последовательность и системность, однако она не решает проблему когерентности теорий по отношению к самой реальности (американский философ Н.Решер). Прагматическую (от греч. - дело, действие) концепцию истины развили американские философы Ч.Пирс и У.Джемс, которые подчеркивали роль практической активности в познании: наши убеждения являются зависимыми от нашей практической деятельности. Человек может установить не соответствие знаний действительности, а только их эффективность, практическую полезность. Поэтому полезность и есть основная ценность знаний, именуемая истиной. Семантическая (от греч. – обозначающий) концепция истины разработана польским логиком и математиком А.Тарским в логическом плане и предъявляет два требования к истине: быть по содержанию адекватной (соответствовать материальной действительности) и быть формально непротиворечивой. Так, предложение «Снег белый» - истинно, если и только если снег бел. По мнению Тарского, избежать парадоксов типа «Лжец» можно не в естественном, а только формализованном языке, где есть строгие правила составления предложений из слов. Диалектико-материалистическая концепция истины включает в себя представления об объективной истине, абсолютной и относительной истине, о конкретности истины и о практике как критерии истины. Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от воли и сознания людей и которое адекватно (правильно) отражает предметы и явления действительности, т.е.соответствует им. Объективная истина включает в себя абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина – это: 1) полное исчерпывающее знание о мире в целом, гносеологический идеал; 2) элементы знания, которые не подлежат уточнению и опровержению в будущем. Например, утверждение, что планета Земля в настоящее время населена людьми, - абсолютная истина. Относительная истина – это: 1) неполное, неисчерпывающее знание о мире в целом; 2) те элементы знания, которые будут в дальнейшем уточняться и развиваться. Например, утверждение, что вещество состоит из далее неделимых частиц – атомов, - относительная истина. В знаниях отделить абсолютную истину от относительной истины очень трудно. Диалектика абсолютной и относительной истин: всякая относительная истина включает в себя моменты абсолютной истины, а абсолютная истина складывается из совокупности относительных истин. В истории философии наблюдался отрыв абсолютной истины от относительной истины в догматизме и релятивизме. Догматизм – это направление, отрывавшее абсолютную истину от относительной истины и игнорирующее роль последней. Релятивизм – это направление, отрицающее наличие абсолютной истины в человеческих знаниях. Разновидностью релятивизма является конвенционализм, согласно которому научные истины – это результат соглашения между учеными. Конкретность истины означает, что всякое суждение имеет свои временные и пространственные границы. В качестве высшего критерия истины в марксистской философии называется материальная практика: опыт, эксперимент, промышленность, а в конечном счете – вся общественно-историческая практика людей. В неопозитивизме и постпозитивизме критерий научной истинности связывается с эмпирической проверкой: основными методологическими средствами определения истины здесь выступает верификация (верифицируемость) и фальсификация (фальсифицируемость). Верификация (от лат. – доказательство, подтверждение) – процесс установления истинности научных утверждений посредством их соотнесения с реальностью с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Различают непосредственную и косвенную верификацию. Если утверждение нельзя непосредственно соотнести с фактами (например, идеализированные или абстрактные объекты), тогда из данного утверждения выводят следствие, которое можно эмпирически проверить (наблюдать или измерить). Это косвенная верификация. Верификация используется в методологии неопозитивизма. Фальсификация (от лат. – ложный) – процедура установления ложности теории или гипотезы в результате ее эмпирической проверки. В методологии постпозитивизма у Карла Поппера фальсификация используется как критерий научности: всякая научная теория и гипотеза должна допускать возможность своего опровержения. В противном случае она не может прийти в столкновение с фактами, т.е. не говорит ничего о мире, и поэтому является ненаучной. В герменевтике (от греч. – истолкование, искусство) научное познание признается не единственным и даже не универсальным способом познания мира. Представитель этого направления немецкий философ ХХ века Ханс Гадамер выделяет три основных способа постижения истины: эстетический, исторический и языковой. Причем, понимая язык как особую реальность, он утверждает, что языковая интерпретация текстов позволяет понять мир и действительное бытие людей в мире. Представитель постмодернизма французский философ ХХ века Жак Деррида центральной познавательной проблемой считает осмысление текста методом деконструкции: разложение структуры текста и восстановление его смысла путем переписывания мысли в другой форме (с отсылкой к другим текстам). При этом критерием «перевода» текста для постмодернистов служит красота слова или наслаждение (французский философ Ролан Барт).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |