Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы в области просвещения

Экономический прогресс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдержи­вались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. Такое ненормальное положение не только являлось препятствием на пути демократи­ческого развития страны, но и наносило ущерб экономике и полити­ческим институтам. Поэтому голоса о необходимости введения всеобщего бесплатного обязательного начального образования раз­давались не только из демократического лагеря, но и из прави­тельственных кругов.

Реформа школы в основном была осуществлена двумя актами:

14 июня 1864 г. было утверждено “Положение о начальных народ­ных училищах” и 19 ноября 1864 г.— “Устав гимназий и прогим­назий”. Утверждение двух отдельных документов имело принци­пиальное значение. Между начальным звеном образования и сред­ними учебными заведениями не устанавливалось преемственности. Начальные школы были различных типов — государственные, зем­ские, церковноприходские, воскресные и т. д. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. Уровень знаний они давали невысо­кий — элементарная грамотность и арифметика. Среднее образова­ние давали гимназии, которые делились на классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В классических гимназиях отда­валось преимущество гуманитарной подготовке, большое место за­нимали древние языки. Реальные гимназии имели практическую направленность, и заметное место в них занимали предметы естест­венного цикла. Кроме того, создавались и прогимназии, имевшие более сокращенный курс обучения, равный первым четырем клас­сам гимназии. В начале 60-х гг. получает развитие и женское об­разование.

Реформа народного образования провозглашала принцип обще­человеческого образования и всесословной школы. Предусматрива­лось применение важнейших достижений прогрессивной педагогики:

учет возрастных особенностей учащихся, наглядность обучения, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний.

Перестройка школы не привела к полной демократизации об­разования. С участием правительства вокруг школы складывался определенный общественный стереотип, который соответствовал сос­ловной иерархии. Считалось, что классическое образование имеет превосходство над реальным. Сословная политика и сложившиеся общественные ориентиры превращали классическую школу в удел дворянства. Для низших слоев, как правило, она была недоступна из-за высокой платы за обучение. Начальное образование имело весьма ограниченный уровень, а самое главное — оно так и не полу­чило статуса бесплатного и обязательного.

Общественное развитие диктовало необходимость подготовки интеллигенции. Функционирование государственной системы требо­вало образованных чиновников, юристов. Земская, городская и судебная реформы, перестройка народного образования открыли широкое поле деятельности для лиц с высшим образованием. Рас­тущая экономика предъявляла спрос на специалистов разнообраз­ных направлений. Высшая школа не могла удовлетворить растущие потребности в специалистах. Во всех российских университетах к началу 60-х гг. обучалось чуть больше 3 тыс. студентов. Даже в конце XIX в. в стране испытывался острый дефицит инженеров. Например, среди заведующих промышленными предприятиями толь­ко 8% имели техническое образование, но и среди них значитель­ную часть составляли иностранцы. Сами университеты испытыва­ли хронические трудности с замещением преподавательских должностей. Все это постоянно требовало не только расширения высшей школы, но и существенной ее перестройки.

18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который заметно ослаблял бюрократическую опеку над универси­тетами и провозглашал их внутреннюю автономию. Совет универси­тета получал право избирать ректора, проректора и университет­ских судей, рассматривал финансовую смету, присуждал ученые степени, назначал студентам стипендии и т. д. Устав расширил объем преподавания, что выразилось в увеличении числа кафедр. Из преподавания исключались атрибуты дворянского образования — фехтование, музыка, рисование. Демократизация внутриуниверситетской жизни в основном отвечала распространенной тогда либе­ральной точке зрения, сформулированной известным историком, ректором Московского университета С. М. Соловьевым: “Пока в образованном человечестве будут цениться умственные способности, ученые заслуги и литературные труды, до тех пор ученый, профес­сор будет иметь нравственный авторитет”.[29] Чрезвычайно важно, что устав закреплял университеты как светские учебные заведения и богословские науки не оказывали существенного воздействия на их деятельность.

Вместе с тем университетская реформа устранила далеко не все пережитки крепостнической поры. Сохранилось право министра просвещения назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила, назначать пособия студен­там и т. д. Студенты не получили прав создавать свои корпоратив­ные организации. Продолжало существовать сословное деление студентов различных факультетов. Например, юридические факуль­теты, готовившие главным образом к государственной службе, по составу студентов были преимущественно дворянскими, медицин­ские факультеты — разночинными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовые реформы | Реформы в печати
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.