Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 15. Рынки факторов производства




Утверждение принципов советского здравоохранения.

 

Становление здравоохранения в первые годы советской власти происходило на основе 4-х ведущих принципов:

1. государственный характер;

2. профилактическое направление;

3. участие населения в мерах по охране здоровья;

4. единство медицинской науки и практики здравоохранения.

  1. Государственный характер – основной принцип советской медицины в период ее становления. Его основным содержанием является: централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения. Закономерным следствием государственного характера здравоохранения является бесплатная и общедоступная медицинская помощь.
  2. Профилактическое направление – принцип советского здравоохранения, который последовательно реализуется с 1918 г. Главный упор делался на профилактику и борьбу с эпидемиями. Так, для осуществления экстренных мер по борьбе с холерой Наркомздрав в первый же день своего существования получил 25 млн. рублей. В 1919 г. была принята программа развития страны, которая предусматривала решающее значение профилактики не только в организации медицинской помощи, но и во всей системе устройства труда и быта:

"1) решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся, как то: а) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха), б) постановка общественного питания на научно-гигиенических началах, в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, г) создание санитарного законодательства;

2) борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, венеризмом, алкоголизмом и т.д.);

3) обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи".

В результате принятых мер к середине 1920-х годов значительно улучшилось санитарное состояние страны, снизилась заболеваемость паразитарными тифами и холерой, начала уменьшаться заболеваемость малярией, успешно велась борьба с туберкулезом и венерическими заболеваниями, развивалась система охраны материнства и детства, возросло количество женских и детских консультаций.

В 1935 г. была создана Всесоюзная Государственная санитарная инспекция. В чрезвычайно короткий срок в стране были ликвидированы особо опасные инфекции: холера (1923 г.), оспа и чума (1936 г.). Повсеместно расширялась сеть санитарно-эпидемиологических станций. Эта система исторически оправдала себя: в стране не было массовых эпидемий не только в мирные годы, но и во время Великой Отечественной войны. В послевоенный период были ликвидированы тифы (брюшной, сыпной, возвратный), значительно снизилась заболеваемость желудочно-кишечными инфекциями и трахомой. К 1960 г. практически была ликвидирована малярия. Структура заболеваемости существенно изменилась: инфекционные болезни отступили, на первый план вышли сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

3. Участие населения в мерах по охране здоровья – принцип советского здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиях первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей, многие врачи эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию, третьи объявили саботаж. Много медицинских работников погибло на фронтах. В условиях тотального дефицита медицинских кадров проблема решалась привлечением к медико-санитарной работе самих трудящихся.

После гражданской войны появились новые, порожденные временем формы медико-санитарной работы: комиссии по оздоровлению труда и быта; санитарные суды; массовые инсценировки и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и чистоту; выпуск специальных плакатов.

Впоследствии развитие высшего и среднего медицинского образования, подготовка достаточного количества профессиональных медработников возвратили медицину в русло профессионализма, и со временем принцип участия широких масс населения в мерах по охране здоровья перестал быть актуальным.

4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения – принцип научной организации здравоохранения, непосредственно связанный с его государственным характером.

В период с 1918 по 1927 год в СССР было организовано 40 научно-исследовательских институтов. Научные разработки исследовательских институтов незамедлительно использовались в практике здравоохранения. Успешная борьба с массовыми заболеваниями в государственном масштабе позволяла проверять на практике научные выводы и выдвигать новые научные задачи.

Организационные принципы советского здравоохранения, на основе которых была создана централизованная общедоступная бесплатная система здравоохранения, стали примером и образцом строительства общенациональных, государственных систем здравоохранения во многих странах мира (Великобритании, Кубе, Китае, Монголии, Северной Кореи и др.)

 

4. Развитие отрасли на современном этапе.

В 1990-е гг. характерным было ухудшение состояние здоровья населения. Демографическая ситуация характеризовалась уменьшением численности населения с 10212, 5 (1991) до 9849,1 тыс. чел. (на 01.01.2004 г.), прежде всего за счет сельских жителей (на 14,2 %). Болезни системы кровообращения занимают первое место среди причин смерти (55 %), новообразования – второе (13,1 %), травмы и отравления – третье (11,5 %).

Кадровая политика Министерства здравоохранения была направлена на дальнейшее совершенствование подготовки врачей и средних медицинских работников. Открыты новые факультеты в медицинских институтах: сестринский (Гродно, 1991 г., заочная форма – с 1996 г.); медико-психологический (Гродно, 1993 г.); военно-медицинский (Минск, 1995); врачей-лаборантов (Гомель, 1997 г.).

Медицинские институты прошли аккредитацию на статус университетов (Витебск, 1998; Гродно, 1999; Минск, 2000; Гомель, 2003), а БелГИУВ - на статус академии (2000). Создана на общественных нача­лах Белорусская академия медицинских наук. Число медицинских училищ соста­вило – 17.

Количество врачей в 2003 г. во всех ведомствах составило 45027 человек (45,7 на 10 тыс. населения).

С целью рационального использования коечного фонда за период с 1994 по 2003 гг. общее число больничных организаций сокращено на 16,1%, число коек в больницах уменьшилось на 12,7%, улучшилось использование коечного фонда, увеличилась занятость и оборот койки, уменьшилась средняя продолжительность пребывания на койке, широко практикуется открытие дневных стационаров в поликлиниках.

Охрана материнства и детства (ОМД) получила государственную поддержку путем принятия законодательных актов и национальных программ: профилактики генетических последствий катастрофы на ЧАЭС, ОМД в условиях воздействия последствий катастрофы на ЧАЭС (1996 - 2000). Дети Беларуси (2000), Дети Чернобыля, Дети-сироты, Развитие социального обслуживания семьи и детей. Развитие индустрии детского питания и др.

С 1996 г. уровень младенческой смертности снизился с 13,3 на 1000 новорожденных до 7,7 %0 в 2003 г.

В Республике Беларусь с 1991 г. стали формироваться медицинские организации частной формы соб­ственности.

В Беларуси разработаны и реализуются государ­ственные программы:

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 год; «Программа развития первичной медико-са­нитарной помощи в Республике Беларусь на 2003 – 2007 годы»; «О внесении изменений в Государственную программу укрепления материально-технической базы уч­реждений здравоохранения республики на 2000 – 2002 годы и на период до 2005 года»; Государственная программа «Здоровье народа» на 1999 - 2005 гг.; Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту на 2001 - 2005 гг.; Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2001 - 2005 гг.; Государственная программа профилактики ОГЭП ВИЧ-инфекции на 2001 - 2005 годы; Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001 -2005 годы и на период до 2010 года; Государственная программа «Сахарный диабет» на 2004 - 2008 годы; Государственная программа профилактики и снижения травматизма; Государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004 - 2007 годы; Государственная программа социально-экономического развития и возрождения села, раздел «Здравоохранение»; Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 - 2007 годы.

Обретение республикой суверенитета способство­вало привлечению средств из-за рубежа под эгидой ВОЗ: проект «Сасакава-Чернобыль», диагностический комплекс детского хирургического центра, развитие детской онкологической клиники, международный проект по щитовидной железе. В 1994 г. в Беларуси открыто пред­ставительство ВОЗ.

В основу политики развития здравоохранения в современных условиях положены следующие важные принципы:

· обеспечение социальной справедливости и дос­тупности медицинской помощи;

· профилактическая направленность работы меди­цинских систем;

· обеспечение экономической, социальной и меди­цинской эффективности;

· единство медицинской науки и практики.

 

15.1. Спрос на факторы производства.

15.2. Предложение факторов производства отрасли.

15.3. Оптимальное соотношение факторов производства.

15.4. Рынок труда и его особенности.

15.5. Рынок капитала.

15.6. Рынок земли.

 

Для производства конечной продукции, идущей на удовлетворение потребностей населения, фирмы используют разнообразные факторы производства (ресурсы), т.е. деятельность фирм на рынках продукции отражается на рынках факторов производства, влияя на цены и характер использования ресурсов. Поэтому решение форм о производстве тех или иных товаров служит отправной точкой для изучения рынков факторов производства.

Рынки факторов производства функционируют по тем же законам, что и рынки продукции, т.е. по законам спроса и предложения, конкуренции, производительности. Но имеются и особенности их функционирования. Прежде всего, на рынке ресурсов фирмы и потребители меняются местами. Покупателями на нем выступают фирмы, а продавцами – домашние хозяйства и фирмы. Некоторые весьма важные факторы производства, как, например, интеллект, труд, поставляют люди, домашние хозяйства.

Общей особенностью рынков факторов являются то, что спрос на факторы производства являются зависимым от спроса на конечные товары, т.е. представляют собой производный спрос.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.