Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распознавание по методу аналогий

Этот метод очень хорошо знаком студентам (знание решения аналогичной задачи помогает в решении текущей задачи).

Рассмотрим этот метод на примере задачи П. Уинстона [5] по поиску геометрических аналогий, представленном на рис. 4.4. Среди фигур второго ряда требуется выбрать X {1, 2, 3, 4, 5} такое, что A так соотносится с B, как C соотносится с X, и такое, которое лучше всего при этом подходит. Для решения задачи необходимо понять, в чем разница между фигурами A и B (наличие/отсутствие жирной точки), и после этого ясно, что лучше всего для C подходит X=3.

Решение таких задач предполагает описание изображения и преобразования (отношения между фигурами на изображениях), а также описание изменения отдельных фигур, составление правил и оценка изменений.


Рис. 4.4. Задача поиска геометрических аналогий

В качестве примера запишем три правила, показывающие, каким образом одно изображение (исходное) становится результирующим (рис. 4.5).

Правило 1 (исходное изображение):k выше m,k выше n,n внутри m

Правило 2 (результир. изображение):n слева m

Правило 3 (масшабирование, повороты):

K исчезло

M изменение масштаба 1:1, вращение 00

N изменение масштаба 1:2, вращение 00


Рис. 4.5. Правила преобразования

Отметим важные моменты при таких преобразованиях. В исходном и результирующем изображениях допускаются отношения ВЫШЕ, ВНУТРИ, СЛЕВА, В результате преобразования изображение может стать МЕНЬШЕ, БОЛЬШЕ, испытать ПОВОРОТ или ВРАЩЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, УДАЛЕНИЕ, ДОБАВЛЕНИЕ. Написание правил лучше всего начинать с проведения диагональных линий через центры фигур. Лишние отношения (СПРАВА ОТ и СЛЕВА ОТ, ВЫШЕ и НИЖЕ, ИЗНУТРИ и СНАРУЖИ,) использовать не рекомендуется.

Теперь задачи распознавания мы можем решать достаточно просто, записав для отношений правила 1, 2, 3 и проведя сопоставление, например так, как это сделано для следующей задачи: найти X такое, что A B, как C X (рис. 4.6).


Рис. 4.6. Пример задачи распознавания по аналогии

  Правило 1 Правило 2 Правило 3 Результат
A B kвыше m kслева m k, m масштаб 1:1 поворот 00  
C 1 xвыше y yвыше x x, y масштаб 1:1 поворот 00  
C 2 xвыше y yслева x x, y масштаб 1:1 поворот 00  
C 3 xвыше y xслева y x, y масштаб 1:1 поворот 00 Сопоставление успешно

Дополнительно следует отметить, что разные виды преобразований могут иметь различные веса, например, исчезновению фигуры целесообразно назначить больший вес, чем преобразованию масштаба; а вращение фигуры может иметь меньший вес, чем отражение. С этими особенностями можно будет познакомиться в упражнениях к данной лекции.

Методы распознавания по аналогии могут быть эффективнее, если используется обучение. Различают обучение с учителем, обучение по образцу (эталону) и др. виды обучения [2], [5]. Суть идеи такова. Программе распознавания предъявляется объект, например, арка. Программа создает внутреннюю модель:

(арка (компонент1 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент2 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент3 (назначение (перекладина)) (тип (брусок)) (поддерживается (компонент1), (компонент2)))

После этого предъявляется другой объект и говорится, что это тоже арка. Программа вынуждена дополнить свою внутреннюю модель:

(арка (компонент1 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент2 (назначение (опора)) (тип (брусок))) (компонент3 (назначение (перекладина)) (тип (брусок) или (клин)) (поддерживается (компонент1), (компонент2)))

После такого обучения система распознавания будет узнавать в качестве арки как первый, так и второй объект.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Актуальные задачи распознавания | Актуальные задачи распознавания. Среди множества интересных задач по распознаванию (распознавание отпечатков пальцев, распознавание по радужной оболочке глаза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.