Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы изменения поведения: нормы и патология




Тема 15

1. Социальное поведение: нормы и патология.

2. Акцентуации характера как разновидность личностных отклонений.

3. Самостоятельность и зависимость личности.

4. Невротические расстройства личности.

5. Типы психологической защиты личности и компенсаторные механизмы.

6. Психологическая коррекция личности.

 

1. Поведение – процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешний действий и поступков.

Одна из важнейших особенностей человеческого поведения – его социальность. Человеческое поведение формируется и реализуется в обществе. Поведение личности отражает процесс ее социализации. Центральным вопросом для объяснения социального поведения является вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» В строгом смысле определение понятий «нормальное/ненормальное поведение» затруднено, границы между ними всегда размыты. Тем не менее, и в науке, и в жизни эти понятия используются повсеместно.

В социологии и социальной психологии под социальными отклонениями понимают нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью.

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно связано с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т. п. Отклоняющееся поведение рассматривается по оси «социализация-дезадаптация-изоляция», а не на оси «здоровье-предболезнь-болезнь». Это социально-психологический феномен. Но часто эти феномены являются взаимопереходящими.

Под нормальным поведением подразумевают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей.

Норма – это представления об эталоне в науке и обществе. Критерии нормы могут быть различными. Например, статистический критерий определяет норму с точки зрения частоты, с которой то или иное явление встречается. С точки зрения математической статистики нормально то, что встречается часто, то есть не реже, чем в 50 % случаев.

Психопатологический критерий встречается в медицине. С медицинской точки зрения все поведенческие проявления можно разделить на нормальные и патологические. Нормальный – значит, здоровый, если здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (определение Всемирной ассоциации здравоохранения). Ненормальный – значит нездоровый.

Девиантное поведение не является состоянием нездоровья. Оно рассматривается в ряду явлений между нормой и патологией. Примерами такого рода являются нарушения развития, акцентуации характера, реактивные состояния (истерики и людей, видящих вокруг себя много смертей). Для них характерны сложность, сочетание различного рода проблем и неопределенность диагностических признаков. С ними связаны явления психопатологии – психопатии, неврозы, психозы.

Социально-нормативный критерий определяет нормальное поведение как соответсвующее требованиям общества и одобряемое им. Соотвественно, отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее общественным установкам и ценностям. С точки зрения данного критерия основным показателем является социальная адаптация личности.

Поведение человека в обществе определяют две основные группы факторов – социальные и личностные. Социальными факторами отклоняющегося поведения могут стать аномия, влияние девиантной – геев, (или делинкветной - скинхедов) субкультуры и профессиональная деформация. Влияние двух последних факторов практически не изучено. Однако, влияние социальных факторов не объясняет причин и механизмов отклоняющегося поведения личности. Эти условия определяют характер социальных девиаций и степень их распространенности.

Наряду с ними существуют личностные факторы формирования отклоняющегося поведения. Важнейшими из них являются индивидуальные различия, которые формируются на основании не только социальных, но также и индивидуально-психологических особенностей. Ядром психической индивидуальности считается темперамент (биологическая составляющая психологической индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности). На возникновение фрустрирующей или какой-либо другой социальной ситуации человек реагирует тремя элементами – темпераментом, характером и личностью. При этом его поведение, которое имеет биологическую, психологическую или социальную мотивацию может быть соответствующим нормам или девиантным.

2. Проявлений отклоняющегося поведения чрезвычайно много. Наиболее часто встречающееся отклонение – акцентуация характера. Акцентуация – это крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера личности гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест».

По мнению отечественного психолога К. Леонгарда, в развитых странах приблизительно 50 % населения относятся к акцентуированным личностям. При наличии акцентуации характера отдельные черты личности чрезмерно усилены. При этом имеет место избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Большая часть акцентуированных личностей проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом. Но в ряде случаев акцентуации сочетаются с противоправными действиями, суицидальным поведением, употреблением наркотиков.

Отдельные черты акцентуированного характера бывают обычно компенсированы. Но в трудных ситуациях может возникнуть нарушение поведения. Акцентуированные личности более податливы влияниям со стороны среды и в большей степени подвержены психическим травмам. Интенсивно акцентуации проявляются в подростковом возрасте. Со временем они могут компенсироваться, но могут и развиться в психопатии.

Первым отечественным психологом, составившим типологию акцентуаций характера, был К. Леонгард. Он выделил десять типов акцентуации характера у взрослых людей, среди которых демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный и эмотивный.

Демонстративный тип – это тип с повышенной способностью к вытеснению и демонстративностью поведения. Педантичный характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов. Основной чертой застревающего типа является чрезмерная стойкость аффекта со склонностью формирования сверхценных идей. Для людей возбудимого типа свойственна повышенная имульсивность, а также ослабление контроля над влечениями и обсуждениями. Гипертимический тип характеризуется повышенным фоном настроения в сочетании с жаждой деятельности, а также высокой активностью и предприимчивостью. Дистимический тип противоположен гипертимическому, его основными чертами являются сниженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность. Люди тревожно-боязливого типа склонны к страхам, робки, пугливы, с повышенным уровнем тревожности. Лица с циклотимической акцентуацией характеризуются сменой гипертимических и дистимических фаз. Аффективно-экзальтированные характеризуются большим диапазоном эмоциональных состояний, легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Люди эмотивного типа – чувствительные и впечатлительные, они отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Хотя классификация акцентуаций характера, предложенная К. Леонгардом, достаточно подробна, она была разработана для взрослых людей. Учитывая данное обстоятельство, последователь Леонгарда А.Е. Личко расширил ее, учитывая те типы акцентуаций, которые чаще всего встречаются у подростков.

Вопрос о классификации акцентуаций характера в современной социальной психологии не является окончательно разрешенным, тем не менее, существуют методики, позволяющие диагностировать наличие акцентуаций, а также их тип. Психодиагностика акцентуаций характера (ее типов и степени выраженности) осуществляется при помощи «Характерологического опросника Леонгарда», «Патохарактерологического диагностического опросника», разработанного А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым и личностного опросника ММPI.

Социальными факторами, способствующими формированию акцентуации характера, могут быть гиперопека или безнадзорность со стороны семьи, неблагополучие семейных отношений, бесконтрольность, наличие психотравмирующих обстоятельств, эмоциональное отвержение, семейные конфликты, повышенная требовательность со стороны родителей, необоснованные требования.

3. Акцентуации характера относятся к патохарактерологическим типам девиантного поведения. Еще одна форма социальных отклонений патохарактерологичского типа– зависимое поведение, которое относится к аддиктивному типу социальных девиаций. Зависимое поведение - это злоупотребление со стороны личности чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

В отличие от акцентуаций, зависимое поведение является более глубоко укоренившимся личностным расстройством. Оно формируется на основании конституциональных черт под влиянием социальных факторов, появляется в детстве и подростковом возрасте и сохраняется в зрелости. Чаще всего зависимое поведение формируется на основании астенических характерологических особенностей. Астенический тип характра также называют зависимым. Его сущностью является уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей потребностям других, повышенная эмотивность. Астеник пассивен, безинициативен, довольствуется тем, что доступно, не прилагает никаких усилий для того, чтобы изменить свою жизнь. Такой человек, как правило, боится остаться в одиночестве ощущает в одиночестве беспомощность, боится иметь свое мнение и страшится самостоятельности.

Микросоциальными факторами формирования зависимости являются неправильные способы воспитания, чаще всего – гиперопека. Гиперопека предполагает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности. Зависимая личность может формироваться также и в ситуации гипоопеки, а также в ситуации, когда ребенку в семье предписана роль «золушки», то есть его третируют, унижают, противопоставляют другим детям, лишают удовольствий. Такой же результат дает стиль воспитания, который называют «ежовые рукавицы», и который предполагает избиения ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Зависимое расстройство личности характеризуют следующие черты: 1) активное или пассивное перекладывание на других большей части важных решений в своей жизни; 2) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит человек и неадекватную податливость их желаниям; 3) нежелание проявлять даже разумные требования к людям, от которых индивид находится в зависимости; 4) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; 5) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; 6) ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадриваний со стороны других лиц.

Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяют следующие признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости: 1) неспособность принимать решения без советов других людей; 2) готовность позволять другим принимать важные для него решения; 3) готовность соглашаться с другими из-за страха быть отвергнутым, даже если другие не правы; 4) затруднения начать какое-либо дело самостоятельно; 5) готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью обрести поддержку или любовь окружающих; 6) готовность принимать значительные усилия, чтобы избежать одиночества; 7) ощущение опустошенности и беспомощности, когда обрывается близкая связь; 8) охваченность страхом быть отвергнутым; 9) легкая ранимость, податливость при малейшей критике или неодобрении со стороны.

Зависимое поведение личности может быть дифференцировано в зависимости от объекта аддикции. Наиболее распространены следующие из них: 1) психоактивные вещества - легальные и нелегальные наркотики и алкоголь; 2) пища; 3) игры; 4) секс; 5) религия и религиозные культы.

Внешнесоциальными факторами аддикции являются технический прогресс в области пищевой промышленности и фармакологии, ослабление социальных связей в результате урбанизации, а также на мезоуровне – влияние эффектов группового влияния. Существенную роль в формировании аддикции играет семья. Исследования А. Фрейд, Д. Виникота, М. Кляйн, Б. Спока показывают, что развитию ребенка вредит способность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности.

4. Еще одна разновидность патохарактерологических девиаций – невроз. Невроз представляет собой пограничное, преходящее нервно-психическое расстройство, которое сопровождается соматовегетативными расстройствами и отрицательными субъективными переживаниями. Это длительное хроническое или рецидивирующее нарушение. При неврозах человек реально оценивает социальную ситуацию и не нарушает социальных норм. При этом сильно страдает эмоциональная сфера человека, что проявляется в виде навязчивых мыслей, компульсивности поведения, наличии страхов или сексуальных нарушений.

Наиболее полное описание неврозы получили в рамках психоаналитического направления, в рамках которого были заложены традиции изучения неврозов. Основоположник психоанализа З. Фрейд объяснял происхождение неврозов преимущественно через биологические факторы, а также через детские травмы. Более поздние психоаналитики обращали внимание на социальные и социально-психологические факторы, определяющие происхождение неврозов. В частности, К. Хорни утверждала, что в основе невроза лежит нарушение межличностных отношений, которое порождает такие чувства, как одиночество, беспомощность и враждебность. В качестве основных признаков неврозов она называла ригидность поведения, несоответствие достижений уровню реальных возможностей, нарушение системы отношений с другими людьми, изобилие запретов, страдание как доминирующий эмоциональный фон в самоощущении личности.

К. Хорни отмечала, что в основе неврозов лежат внутренние конфликты, которые формируются под влиянием микро- и макросоциальных факторов. К первым относятся отношения в семье (между родителями и детьми, между братьями и сестрами). Если для этих отношений характерны, соперничество, ревность неприятие, то данные обстоятельства способны сформировать детский невроз. Однако, являясь хроническим состоянием, неврозы продолжаются и во взрослой жизни, развиваясь под влиянием макросоциальных условий, прежде всего, под воздействием культуры и свойственной ей идеологии, характерной для конкретного общества. В качестве таковых могут выступать идеологии, в которых пропагандируются соперничество, стремление к обогащению, высокому уровню потребления материальных благ, социальный успех, свобода, гедонизм в различных его проявлениях.

Современные российские психологи подтверждают влияние социокультурных, этнокультурных и социально-политических факторов на возникновение и развитие неврозов. Так, именно под влиянием социокультурных и этнокультурных условий формируются базовые психологические особенности человека. Именно они определяют основные характеристики идеального типа личности, а также «идеального Я» у индивида и модального типа личности, а, следовательно «реального Я». Несоотвествие данных структур способствует формированию неврозов.

Кроме того, смена политического режима способствовала существенной трансформации потребностей и условий социального бытия. Так, низкая мотивация и низкий уровень реализации гражданских прав и свобод в советский период компенсировалась чувством безопасности у население, что достигалось благодаря государственной идеологии и реальным действиям правящего класса в сфере борьбы с преступностью, обеспечения минимальных социальных гарантий и т.д. В пореформенный период в российском обществе представлено больше свобод и мотиваций, но население часто лишено чувства экзистенциальной безопасности, социальной защищенности и поддержки, уверенности в завтрашнем дне. Эти обстоятельства существенно повлияли на характер неврозов, регистрируемых клиницистами. По их мнению, если в бывшем СССР преобладающим видом неврозов была неврастения (люди жаловались на усталость, повышенную утомляемость, снижение концентрации внимания и стремились «уйти на больничный»), то сейчас такого рода жалобы потеряли целесообразность. Новые психологические проблемы связаны с изменением межличностных отношений, появлением психологического вакуума, имеют место на подсознательном уровне и чаще вызывают депрессии[1].

5. Психологическая защита личности помогает избежать внутренних конфликтов, приводящих к неврозам. Основные теоретические схемы, связанные с сущностью и использованием защитных психологических механизмов впервые были раскрыты в рамках психоаналитического направления. Согласно психоанализу, защитные механизмы позволяют справиться с состоянием тревоги. Их основное предназначение – защитить Эго. Основоположник психоанализа Фрейд утверждал, что тревога является главной причиной психопатологии. Она может быть реалистичной и возникать из-за действительных опасностей и угроз внешнего мира. Тревога может быть невротической, если она вызывается импульсами Ид), а также моральной, которая возникает из реального или предполагаемого действия, которое находится в конфликте с суперэго индивида и возбуждает чувство вины.

Сутью психологической защиты является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека и внутренними ресурсами. Разновидности защитных психологических механизмов пересматривались в науке. Современные психологи выделяют следующие разновидности защитных психологических механизмов: рационализация, проекция, вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, фантазирование, доминирующие идеи (М. Ярош).

Рационализация – это стремление к самооправданию, поиск причин и мотивов своих поступков во внешней среде. Человек при этом находит максимально убедительные и правдоподобные доказательства его неадекватного поведения.

Проекция – приписывание другим своих неблагоприятных черт характера. Такой механизм личностной защиты наиболее часто встречается у людей с пограничной психической патологией (при личностных и невротических расстройствах, поведенческих девиациях).

Вытеснение – проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, вплоть до полного их непризнания.

Идентификация – достижение внутреннего психологического успокоения путем сопоставления, идентификации себя с кем-то другим.

Компенсация – способ психологической защиты, основанный на достижении успеха в какой-то области и, таким образом, к компенсации неудач в другой области.

Гиперкомпенсация – стремление к достижению успеха и чувства значимости именно в той области, которая до сих пор была для индивида особенно сложной.

Фантазирование проявляется в виде воображения исполнения неосуществимых желаний или успешного разрешения какой-либо тягостной ситуации, в идентификации себя с каким-либо героем. Фантазирование способствует снижению тягостного внутрипсихического напряжения, вызванного жизненной неудачей или болезнью.

Доминирующие или сверхценные идеи – убеждения с сильным эмоциональным зарядом, которые принимаются за самые важные в жизни и служат стимулом к достижению цели вопреки трудностям.

Используя механизмы психологической защиты, личность задействует один из них или несколько (но не все). Они защищают Я от девальвации одним из трех способов: 1) путем отрицания, искажения или ограничения переживаний индивида; 2) путем снижения эмоциональной имли личностной вовлеченности и 3) путем противодействия угрозе или ущербу. Все защитные механизмы приводят к искаженному взгляду на реальность, хотя некоторые из них более адаптивны, чем другие. Усвоение индивидом знаний о механизмах психологической защиты может сформировать новое представление о собственной психике, на особенности реагирования в стрессовых ситуациях.

6. Психологическая коррекция личности позволяет минимизировать или илиминировать девиантное поведение. Целями психологической коррекции являются оптимизация, исправление и приведение в норму психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяют пять видов стратегий психокоррекции (Ю. С. Шевченко):

1) Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.), либо коррекция личности.

2) Директивная и недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.

3) Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4) Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

5) Психокоррекия как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль клиента или пациента оказывается менее активной, чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков. Для этого разрабатываются специальные программы тренингов.

Активность клиента или пациента заключается лишь в желании измениться, но не в экзистенциальной работе над собой. Клинический психолог стремится восполнить недостатки, исправить отклонения, привить необходимые новые умения и навыки. Даже если психокоррекции подлежать личностные или характерологические свойства, основным способом изменений и психологической помощи является процесс научения эффективному принятию себя или реальности.

Психокоррекция использует в качестве основных методов манипулирование, формирование и управление человеком. Она предполагает наличие четкого представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или психологических качеств. Эталоны и идеалы в данном случае являются заданными. Человек, подлежащий психологической коррекции, выступает в качестве материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для общества образ. Ответственность за результаты коррекции ложится при этом целиком и полностью на психолога.

В клинической психологии психокоррекция используется при наличии выявленных психологических проблем, которые возникли в связи с характерологическими, поведенческими девиациями и при невротических расстройствах. Выработка оптимальных навыков осуществляется в процессе тренингов. Наиболее часто применяются такие виды тренингов, как аутотренинг, поведенческая (бихевиоральная) психотерапия, нейролингвистическое программирование, психодрама, трансактный анализ.

Аутогенная тренировка (аутотренинг) – это методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Поведенческая психокоррекция представляет собой совокупность методик, которые основаны на выработке условных рефлексов, а цель этих методик – купировать психопатологические симптомы и выработать адекватные привычки взамен неадекватных, невротических. Нейролингвистическое программирование – это система психологических манипуляций на основании лингвистической метамодели человека, суть которой заключена в признании шаблонности для него лингвистической системы познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Трансактный анализ рассматривает человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый, Ребенок. Основная цель трансактного анализа – дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.

Выводы

1. Человеческое поведение представляет собой способ физического и/или вербального реагирования на состояния социальной среды. Оно может соответствовать норма и отклоняться от них. Девиантное поведение в социальной психологии рассматривается по оси «социальная адаптация – социальная дезадаптация» и не является состоянием болезни.

2. Одним из проявлений социальной девиации является акцентуация характера как патохарактерологическое отклонение. Акцентуации характера отличаются большим разнообразием и представляют собой наиболее распространенные социальные отклонения, которые формируются в подростковом возрасте и часто нивелируются в процессе социализации и взросления индивида.

3. Другой формой патохарактерологических отклонений является зависимость личности. Это достаточно глубоко укоренившиеся девиации, которые формируются на основании особенностей характера и предполагают злоупотребления другими людьми или химическими веществами в целях саморегуляции.

4. Невротические отклонения также признаны формой социально-психологических девиаций, относящихся к категории патохарактерологических. Это пограничные расстройства, которые сопровождается соматовегетативными расстройствами и отрицательными субъективными переживаниями. Они представляют собой достаточно устойчивые формы девиаций, которые определяются как микросоциальными, так и макросоциальными условиями.

5. Большую значимость при наличии патохарактерологических расстройств имеют защитные механизмы, которые помогают избавиться от неприятных субъективных переживаний, но при этом формируют неадекватную картину мира и могут усиливать проявление девиаций и снижение уровня социальной адаптированности.

6. Средством борьбы с разнообразными формами девиантного поведения является психокоррекция – система программ м мероприятий, составленных профессиональными психологами-клиницистами с целью выработки оптимального для индивида и адаптивного сточки зрения социальных взаимодействий поведения.

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.