Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Организация социологического исследования

 

Программа социологического исследования. Основные этапы и процедуры социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Классификация методов. Количественные и качественные методы. Массовый опрос, эксперимент, наблюдение, биографический, социометрический, семиотический методы, контент-анализ. Игровые методы (деловые, проектные, инновационные, организационно-мыслительные, учебно-проблемно-практические, практически-деловые) Измерение результатов. Социологические индексы и шкалы. Анализ данных. Статистические процедуры и показатели.

Социология – наука о социокультурных общностях – делится, как и любая наука, на теоретическую и прикладную. Прикладная социология – это индуктивная функция (фаза) социальной науки, приложение социальных законов и принципов к конкретным социальным проблемам с целью их практического разрешения, иначе говоря, разработка практических рекомендаций по результатам эмпирических исследований, проведенных на базе теоретической социологии.

Предметом прикладной социологии могут быть любые социальные процессы: экономические, финансовые, производственные, психологические и т.д. Результаты социологических исследований позволяют повысить производительность труда, увеличить прибыль, создать благоприятную творческую и психологическую атмосферу в коллективе, определить потенциальные возможности работника, решить иные задачи, стоящие перед обществом и организациями.

Фундаментальной процедурой любого научного исследования является научный метод. В общем плане его можно свести к трем этапам.

¨ Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации и ситуации.

¨ Формулирование гипотезы. Формулируя гипотезу, исследователь выявляет имеющиеся альтернативы – варианты действий – и их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель – установление взаимосвязи между компонентами проблемы.

¨ Верификация. В третьей фазе научного исследования – верификации или подтверждения достоверности гипотезы исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения.

Социологи начинают свое исследование с выдвижения гипотезы – основанного на догадках, интуиции, предвидении утверждения о причинно-следственной связи, как минимум, между двумя группами фактов. В соответствии с этимологией слово ' гипотеза' означает то, что необходимо поставит вначале, чтобы заложить фундамент здания дедукции. Она должна быть сформулирована так, чтобы её можно было подтвердить или опровергнуть эмпирически. Для этого понятия, на основе которых она формулируется, должны быть операционализированы, т.е. конкретно интерпретированы. Дело в том, что общие теоретические понятия нецелесообразно включать в анкеты или другие исследовательские документы, ибо могут быть непоняты респондентами и ответы на них могут оказаться весьма приблизительными.

Социологи имеют дело с фактами, которые могут принимать различные значения. Поэтому все факты, которые имеют отношение к исследованию, они называют переменными. Переменная – это факт (понятие, явление, свойство), которое может принимать различные значения. Например, самыми элементарными переменными являются возраст, доход, образование, место жительства, классовая принадлежность, состав группы и т.д.

Переменные в социологии подразделяются на зависимые, независимые и фоновые. Зависимая переменная – это факт, который требуется объяснить. Независимая переменная – это факт, объясняющий или непосредственно влияющий на другой факт, т.е. выступает его причиной. Зависимая и независимая переменная – это контрольные переменные, на основе которых формулируется гипотеза. Все остальные переменные, которые сопровождают социологическое исследование, но не имеют отношение к причинно-следственной связи, постулированной в гипотезе, относятся к фоновым переменным. Например, мы решили выяснить: влияет ли семейный доход на успеваемость студентов. Понятно, что в нашей вымышленной ситуации, 'успеваемость' выступит зависимой переменной, тогда как 'семейный доход' – независимой переменной. Однако успеваемость студентов может зависеть и от таких фактов, как укомплектованность библиотеки и компьютаризация рабочих мест, которые в нашем случае не относятся к логической связи между фактами, постулированной в гипотезе. В данной ситуации они представляют собой фоновые переменные.

Когда социологи начинают эмпирическое исследование, они выбирают методы исследования, наиболее подходящие для сбора необходимых им данных. Методы – это способы построения и обоснования социологического знания, правила и способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. В социологии применяются три группы методов:

¨ Модификация традиционных методов сбора информации

¨ Методы, сопровождающие социальную практику (социального прогнозирования, программирования, проектирования)

¨ Методы оптимизации самой практической деятельности (инновационные игры, социоинженерные семинары, треннинги), целью которых является научение людей практическому действованию.

Выборочные исследования. Изучать очень большие социокультурные совокупности (например, все население) непрактично и экономически нецелесообразно. Поэтому социологии пользуются выборочным методом. Его суть заключается в том, что на основе изучения некоторой части сравнимых по избранным параметрам объектов (выборочной совокупности) можно сделать неполное, но правильное умозаключение о всей совокупности исследуемых объектов (генеральной совокупности). Он позволяет получить большой массив информации в сравнительно небольшой отрезок времени при сравнительно небольшой стоимости по сравнению с получаемым массивом информации. Этот метод чаще всего используется при проведении разного рода опросов. Например, модель Гэллапа исходит из того, что общенациональный опрос можно проводить, если среднее число респондентов в выборке представляет не менее 2000 человек. Этот метод состоит из трех составных элементов:

¨ единиц наблюдения;

¨ генеральной совокупности;

¨ выборки.

Единицами наблюдения являются единицы отбора. Ими могут быть индивидуумы, семьи, города и даже общества.

Под генеральной совокупностью понимается все множество социальных индивидуумов, которые являются объектом исследования.

Обычно социолог имеет возможность изучать лишь часть объекта. С этой целью он формирует выборочную совокупность или выборку (изучаемую совокупность). Выборка – это подмножество индивидуумов, которые избираются для эмпирического исследования. При этом следует иметь ввиду, что выборка должна быть репрезентативной. На репрезентативность выборки влияет:

¨ объем выборки. Если выборка мала, она не может представлять все необходимые характеристики генеральной совокупности.

¨ репрезентативность выборки. Выборка обязательно должна представлять собой выдержанную по масштабу уменьшенную модель генеральной совокупности. А для этого она должна быть случайной, т.е. равновероятной: каждый индивидуум из генеральной совокупности может расчитывать на то, чтобы попасть в выборку.

Типы выборок. Выборки бывают вероятностные, случайные и субъективные, целевые.

Случайные выборки. Их суть заключается в том, что каждый индивидуум из генеральной совокупности имеет возможность попасть в выборку. Её техника состоит в том, что в урну закладываются номера членов генеральной совокупности и из них выбирается столько респондентов, сколько состовляет выборка.

Систематическая выборка. Её смысл заключается в том, что исследователь берет список, например, список избирателей, телефонную книгу и т.п., определяет шаг (например, отбор каждой 10, 20, 1000 единицы) и затем отбирает тех респондентов, которые будут обследованы.

Типическая (стратифицированная, районированная) выборка, которая связана с разделением генеральной совокупности на слои или группы (например, пол, возраст, этническая группа, район и т.п.) и случайным отбором респондентов внутри этих групп.

Кластерная выборка ('кластер' – в пер. с англ. – гроздья). В общем плане кластерная выборка основана на первоначальном отборе группировок (кластеров) и затем – на изучении всех единиц внутри кластеров. Возможными примерами кластеров, используемых в больших общенациональных опросах, являются сельские районы, городские квартиры, избирательные участки. При изучении специфических популяций используются иные кластеры: больницы – при изучении пациентов, школы – при изучении школьников и т.п. недостатком этой выборки является то, что на основе полученных результатов невозможно делать обобщающие выводы о населении в целом.

Субъективные выборки. Отбор в этом случае базируется на следовании тем или иным субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.п. Часто такой отбор называют целевым, так как он в большей степени определяется целями исследования. Основной недостаток неслучайных процедур отбора – отсутствие строгих статистических методов, позволяющих обобщить результаты, полученные в ходе исследования выборки.

Самый распространенный тип субъективных выборок – это выборка доступных случаев, т.е. доступных испытуемых, отбор 'критических случаев' и 'типических случаев', а также отбор по принципу 'снежного кома' – когда один респондент сводит исследователя с другим респондентом в той же группе и т.д.

Массовый опрос. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих их целей и задач исследования.

Наиболее известна модель проведения общенациональных опросов, разработанная Гэллапом:

¨ Среднее число респондентов не должно быть меньше 2000;

¨ Вопросы должны носить 'закрытый' характер;

¨ Нельзя использовать 'квотный метод' – определнное колличество представителей разных категорий населения.

Опросы бывают срезовые, характеризующие ситуацию в момент опроса и позволяющие получить информацию о распределении некоторых переменных, например, знание иностранного языка, семейное положение, успеваемость, доход и т.д.), и лонгитюдные, позволяющие анализировать данные во временной перспективе. Последние в свою очередь подразделяются на трендовые опросы, например, ежемесячные, когда исследуется одна и та же генеральная совокупность (студенты факультета), но выборка делается каждый раз заново т.е. исследуются последовательные выборки из одной и той же совокупности; когортные (от лат. cohortis – подразделение, видовая группа), когда выборка делается из одной и той же специфической совокупности (например, мы изучали жизненные ориентации школьников в 1990 году, а в 2004 году решили посмотреть на изменения, которые произошли в их жизненных ориентациях. В этом случае мы будем работать с новой выборкой из прежней специфической совокупности и сравнивать представителей одной и той же 'когорты', но с интервалом в 14 лет. Самым совершенным воплощением идеи введения временной перспективы в исследовательский план является панельное обследование – многократное исследование одной и той же выборки из генеральной совокупности в разное время. Такую выборку называют панелью. При проведении панельных исследований следует иметь ввиду опасность умирания панели, её истощение (люди убывают, становятся недоступными).

Опросы могут быть телефонными и почтовыми, которые относятся, как правило, к 'соломенным опросам', так как к ним привлекаются самые активные и заинтересованные респонденты.

При проведении опросов требуется учитывать:

¨ 'эффект созревания' – люди могут ориентироваться на привлекательные переменные (чтение газет, фиксацию финансовых расходов и т.д.);

¨ 'спираль молчания' – зависимость мнения от ситуации, случая. Иногда люди боятся высказать вслух свою точку зрения;

¨ психологические особенности людей, которые бывают пассивными, замкнутыми, осторожными, бюрократами, формалистами и т.д.

Анкетирование, интервью, тестирование как виды опроса. Успех этих методов сбора информации зависит от искусства формулировки вопросов, которые бывают:

¨ закрытыми – вопросы с жестко фиксированными альтернативами ответа;

¨ открытыми – вопросы, ответы на которые респондент дает в свободной форме;

¨ сензитивными – вопросы, направленные на получение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать;

¨ некорректными – вопросы, которые выражаются предположениями, содержат неясные, неопределенные слова и словосочетания.

Общие требования к вопросам:

¨ в словесной формулировке вопроса следует избегать специальных терминов или сленга (является ли ваша семья нуклеарной?);

¨ формулировки вопросов долны быть как можно короче;

¨ вопрос не должен быть многозначным (когда Вы в последний раз читали газету 'Коммерсант'?);

¨ при формулировке вопроса, следует избегать наводящих (подталкивающих) вопросов (Примете ли Вы участие в выборах, если отказ людей участвовать в голосовании приведет к установлению диктатуры?);

¨ в вопросах необходимо учитывать контекст субкультуры (для различных групп одно и то же слово может иметь разное значение);

¨ в вопросах необходимо стремиться к конкретизации времени и пространства.

Порядок вопросов в анкете:

¨ вопросы следует группировать в блоки;

¨ двигаться следует от более простых к более сложным вопросам;

¨ начинать следует с простых фактических вопросов, на которые респондент легко ответит;

¨ в вопросах следует избегать однообразия;

¨ не следует делать слишком резких переходов от одного вопроса к другому.

Экспертный опрос. В практике прикладных социологических исследований часто возникают ситуации, когда необходимая информация не содержится в доступных социологу документах, литературе и не может быть получена посредством опроса общественного мнения. В этих и подобных случаях в качестве метода сбора информации целесообразно использовать метод экспертного опроса – разновидность опроса, входе которого опрашиваются профессионалы, специалисты в определенной сфере знаний или области деятельности. В качестве экспертов выступают лица, обладающие специфической компетентностью относительно определенной сферы социальной жизни и, в то же время, занимающие позицию стороннего наблюдателя.

Основной отличительной особенностью экспертного опроса по сравнению с другими видами опроса состоит в том, что опрашиваемый (эксперт) является не объектом исследования, а своего рода участником исследования. Социолога в первую очередь интересуют те факты и оценки, которые сообщает эксперт, а не факторы, которые повлияли на формирование этих мнений и оценок у конкретного эксперта. Чтобы четче представить специфику экспертного опроса, рассмотрим основные отличия экспертного и массового опроса.

Сравнение экспертного и массового опроса.

Хар – ки Экспертный опрос Массовый опрос
1. Статус респондента Эксперт – участник исследования, сообщающий информацию об объекте и предмете исследовани. Эксперт подробно осведомлен о задачах и целях исследования. Респондент – объект исследования. Респондент не осведомлен о задачах исследования или осведомлен в общих чертах.
2. Характер получаемой информации Получение специального знания, недостающей информации об объекте и предмете исследования, компетентных оценок и мнений. Получение мнений, субъективных оценок, фактической информации о респонденте как объекте исследования.
3. Принципы отбора респондентов Целенаправленный отбор по заранее выделенным критериям: по уровню компетентности и психологическим характеристикам (коммуникабельность, эвристичность и т.п.) Случайная выборка.

 

Метод включенного наблюдения. Наблюдение есть специфический способ организации информационного поля, связывающего социолога и объект социологического исследования. При этом социолог получает информацию об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия, прямой регистрации явлений в их системной связи. Главной проблемой социологического наблюдения является получение возможной большей объективной информации об объекте.

Виды наблюдений:

¨ включенное (или полевое) и невключенное (внешнее);

¨ полевое и лабораторное;

¨ систематическое и случайное.

Невключенное наблюдение ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в хож событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий. При включенном наблюдении социолог непосредственно участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с ними и даже воздействует на них ход. Исследователь в течение продолжительного времени собирает доступные данные, которые могут пролить свет на интересующие его проблемы, наблюдая за происходящими событиями, прислушиваясь к сказанному, задавая вопросы.

Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.). Исследователь стремится понять реальную социальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. Поэтому он сам отправляется в тюрьмы, бары, конторы, в молодежные тусовки и т.д. Одна из сложных задач полевого наблюдения – это наблюдение событий без воздействия на них. Само присутствие наблюдателя может изменить ситуацию. В присутствии других людей мы ведем себя не так, когда они отсутствуют.

Лабораторное же исследование искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует её внешние условия и осуществляет контроль над уровнем воздействия переменных для установления точных причинно-следственных связей. Эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного (или нескольких) факторов на интересующую исследователя переменную и очищение этого воздействия от постороннего влияния, оказываемого внешними, фоновыми переменными. В условиях эксперемента испытуемые, как правило, подразделяются на эксперементальную и контрольную группу. Число групп зависит от сложности исследовательской задачи. В большинстве случаев каждой независимой переменной соответствует эксперементальная группа. В простейших случаях существуют лишь одна независимая и одна зависимая геременная. Испытуемые из экспериментальной группы 'подвергаются воздействию' независимой переменной, т.е. их как-то стимулируют или вознаграждают, подвергают санкциям, чего-то лишают. Точно также анализируют данные, получаемые из контрольной группы, но на них не оказывает влияния независимая переменная. Затем на основе наблюдения, анализа вопросника или интервью в обеих группах измеряется зависимая переменная. Если экспериментальная и контрольная группа по-разному реагируют на воздействие зависимой переменной, это различие должно быть вызвано особенностями независимой переменной. Благодаря экспериментам, проведенным на заводе 'Уэстерн Электрик' в Хоторне, Элтон Мэйо открыл новое направление в теории управления ('школа человеческих отношений'. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег 䐿о группе, чем на желания руководства и материальные стимулы.

Надежность эксперимента обеспечивается:

¨ контролем над уровнем независимой переменной;

¨ изоляцией воздействия независимой переменной на зависимую от фоновых пременных;

¨ возможностью воспроизведения ситуации.

Систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели наблюдения.

К достоинствам метода наблюдения следует отнести:

¨ восприятие поведения людей в естественных условиях;

¨ объективность, оперативность, конкретность информации;

¨ точное понимание смысла действий, поведения людей за счет идентификации с ценностями и целями группы.

К недостаткам метода наблюдения следует отнести:

¨ локальность, частичный характер наблюдаемой ситуации, невозможность её повторения;

¨ ограниченность получения данных о целях и мотивах поведения;

¨ субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков (эмоциональное состояние, низкая квалификация, неверные методологические установки наблюдателя). Фиксировать информацию точно, без погрешностей очень трудно, ибо применяемая техника (магнитофоны, видеокамеры) может быть навязчивой;

¨ искажение в восприятии из-за 'заражения' стереотипами группы в наблюдаемом объекте. Пассивность метода, привязанного к состоянию объекта.

Социометрический метод. Социометрия – направление, созданное в США в 1934 году психиатором Якобом Леви Морено (1892 – 1974). Социометрический метод сосредотачивается на количественном анализе внутригрупповых процессов; центральным является вопрос о характере межличностных отношений, т.е. отношений между членами группы и группой.

Прием разработанный Морено, первоначально предназначался для формирования дружеских кружков в ремесленной школе для девочек; впоследствии он стал применяться в различных целях, в том числе в исследовании характера лидерства и руководства в группе. Первоначально Морено просто просил членов группы рассказать ему, как они относятся к своим товарищам, кто им нравится, кто – нет, с кем бы они хотели работать, а с кем – нет. Благодаря этому приему была выявлена возможность измерения социально-психологических отношений членов группы. Его использование позволяет графически изображать структуры этих отношений и проводить их сравнение. А главное, на основе метода Морено можно изменять социальную организацию рабочей группы с тем, чтобы она более точно соответствовала социально-психологическим установкам отдельных членов группы.

Функции социометрической процедуры:

– выявление 'социометрических позиций' – соотносительности авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидер – отвергнутый);

– измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;

– обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований (клик), во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

 

В техническом отношении социометрия – это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений.

После разработки программы исследования создается социометрический критерий – вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений.

Число применяемых критериев (вопросов) зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга. Чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев – особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами.

Примерное содержание вопросов в социометрической анкете:

 

1. С кем Вы предпочитаете праздновать день рождение?

2. С кем Вы стали бы играть в одной волейбольной команде?

3. Кого Вы хотели бы увидеть на соседнем рабочем месте?

4. С кем Вы пошли бы в разведку (укажите только одного человека)?

5. С кем Вы поехали бы на загородную прогулку?

6. Кому Вы хотели бы рассказать о своих душевных переживаниях?

7. С кем Вы хотели бы работать в одной бригаде (в одной комнате) и т.д.?

 

Результаты опроса заносятся в социоматрицу – таблицу со строками ответов каждого члена группы. Удобный способ представления содержания социоматрицы – социограмма. Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпринимательский риск | Социограммы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.