КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействия
Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру (схема 12). Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют: · объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора, · и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. - Внешняя позиция эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). - Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт.
Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.
Забегая вперед, хочу сказать, что осознание внутренней мотивации - это важный шаг к продуктивному разрешению конфликта.
В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиций можно привести - типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим.
Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента.
2) Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации.
Он может протекать в различных формах: Ø скрытой Ø и открытой.
Ø Скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.
Ø Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.
II. Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находится в полном соответствии с его структурой. Можно выделить четыре основные стадии развития конфликта (схема 13, Основные стадии развития конфликта).
I-я стадия Возникновение конфликтной ситуации 2-я стадия Осознание конфликта 3-я стадия Конфликтные действия 4-я стадия Разрешение конфликта
Таким образом, Ø конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, Ø становится для них психологической реальностью после осознания противоречия, Ø проходит стадию конфликтных действий Ø и приходит к определенному разрешению.
Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными.
На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Ø Объект конфликта, как правило, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переходит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Ø Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувствующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто превращается в межгрупповой.
III. Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции. Конфликт деструктивен, если он: 1) уводит в сторону от решения более важных проблем и дел, 2) укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс, 3) поляризует различия в ценностных ориентациях, 4) вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.
Конфликт конструктивен, если он: 1) раскрывает важную проблему, 2) вовлекает индивидов в решение проблемы, 3) дает выход скопившимся негативным эмоциям, 4) помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
IV. Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов (схема 14). Схема 14. Классификация конфликтов
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |