Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система обеспечения качества медицинской помощи




В системе качества медицинской помощи выделяют три взаимосвязанных элемента:

1. участники контроля (т. е. кто должен осуществлять контроль);

2. средства (с помощью чего осуществляется контроль);

3. механизмы контроля (т.е. последовательность действий).

Нормативная база делит всех перечисленных участников контро­ля на два звена:

1. ведомственное: медицинские учреждения и органы управления здравоохранением;

2. вневедомствен­ное: общественные объединения потребителей; лицензирующие органы здравоохранения; страховые медицинские организации; профессиональные медицинские ассоциации; фонды обязательного медицинского страхования; исполнительные органы Фонда социального страхования; государственные медицинские образовательные учреждения; страхователей; органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.

1. Ведомственное звено осуществляет контроль всех компонентов качества медицинской помощи, и включает:

1. оценку состояния и использования кадровых и материально -
технических ресурсов ЛПУ;

2. оценку профессиональных качеств медицинских работников (аттестация персонала);

3. экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкрет­ным пациентам;

4. выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и дру­гих факторов, оказавших негативное действие и ставших причиной снижения эффективности медицинской помощи;

5. подготовка рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повыше­нию качества и эффективности медицинской помощи;

6. изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);

7. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

8. выбор наиболее рациональных управленческих решений и контроль за их реализацией.

На уровне ЛПУ контроль качества меди­цинской помощи осуществляется:

— заведующими подразделениями (первая ступень экспертизы);

— заместителями руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др. (вторая ступень экспертизы);

— клинико-экспертными комиссиями учреждения (третья ступень экс­пертизы).

На уровне органа управления здравоохранением контроль качества осуществляется:

— клинико-экспертными комиссиями органов управления всех уровней;

— главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней;

В необходимых случаях привле­каются сотрудники вузов, НИИ и других учреждений на договор­ной основе.

2. Вневедомственное звено контроля качества вклю­чает:

1) анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

2) изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

3) проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;

4) проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

5) контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

6) оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

7) контроль правильности применения тарифов и соответствие предъявленных к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи и т.д.

Компетенция лицензирующего органа:

1) контроль за безопасностью медицинских услуг для пациента и персонала, их соответствие установленным стандартам при про­ведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения и сертификации специалистов;

2) контроль за выполнением лицензионных условий;

3) выдача лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам;

4) участие в формировании вневедомственной медицинской экспертизы и регистра экспертов на территории субъекта Федерации.

Компетенция страховой медицинской организации:

1) организация и осуществление контроля качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными и внештатными экспертами в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования;

2) определение соответствия представленных к оплате счетов за оказанные медицинские услуги их истинному объему и качеству (для обязательного медицинского страхования — и территориальной программе ОМС), с правом частично или полностью не возмещать зат­раты;

3) предъявление претензий и исков лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам и др.

Компетенция страхователя:

1) осуществление контроля за соблюдением условий договора медицинского страхования;

2) получение необходимой информации об организациях, имеющих право осуществлять экспертизу качества медицинской помощи населению, и порядке их деятельности;

3) получение от страховщиков информации о состоянии медицинской помощи застрахованным и мерах по ее совершенствованию;

4) доведение до сведения застрахованных результатов экспертной оценки качества медицинской помощи и принятых мерах по ее улучшению;

5) перезаключение договора медицинского страхования при неоднократных и серьезных нарушений в оказании медицинской помощи.

Компетенция профессиональных медицинских ассоциаций (в пре­делах, определенных учредительными документами и Уставом):

1) организация экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной практиков, являющимися членами этой ассоциации;

2) участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, программ и критериев подготовки повышения квалификации медицинских кадров, соглашений по тарифам на медицинские услуги; участие в формировании регистра экспертов;

3) участие в работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензированию деятельности учреждений здравоохранения, квалификационных экзаменационных комиссиях.

3. Основные средства кон­троля качества медицинской помощи.

К основным средствам контроля качества медицинской помощи относят:

1. медицинские стандарты;

2. экспертная оценка;

3. показатели деятельности медицинского работника, ЛПУ по­казатели здоровья населения.

1. Стандарты - это нормативно-технические документы, регламен­тирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стан­дартизации и утвержденные компетентным органом.

Достоинства медицинских стандартов как средства контроля ка­чества медицинской помощи:

1. это более объективное средство контроля по сравнению с экспертной оценкой.

2. они характеризуются высокой «пропуск­ной способностью». При использовании стандартов можно провести оценку большего числа объектов (например, случаев оказания помощи)

Недостатки медицинских стандартов как средства контроля ка­чества медицинской помощи:

1. потребность в значительных финансовых и трудовых затратах при разработке стандартов.

2. невозможно разработать стандарты по всем составляющим качества медицинской помо­щи, учитывающие все многообразие факторов, влияющих на эту составляющую.

2. Экспертиза качества медицинской помощи предусматривает сопоставление реальных усло­вий оказания медицинской помощи, действий врача, достигнутых результатов лечения с мнением эксперта о том, какими они должны быть.

Достоинства экспертной оценки как средства контроля качества медицинской помощи:

1. использование экспертной оценки требует значительно меньших средств по сравнению с разработкой и использованием медицинских стандартов.

2. высококвалифицированный эксперт может учитывать все факторы, влияющие на уровень качества медицинской помощи.

Возможности учреждения оказывать медицинские услуги нужного уровня качества оцениваются в процессе аккреди­тации ЛПУ на основе экспертной оценки. В то же время согласно закону РФ «О медицинском страховании граждан Российской Феде­рации» аккредитация медицинских учреждений — это определение их соответствия установленным стандартам.

3. Профессиональные качества медицинского ра­ботника оцениваются в процессе аттестации и сертификации персонала.

Качество технологии и результат лечения конкретного больного оцениваются в настоящее время на основе экспертной оценки. Качество результата лечения всех пациентов ЛПУ и результата медицинского обслуживания населения оцениваются на основе ис­пользования показателей деятельности ЛПУ и показателей здоро­вья населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.