Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Мотивационная сфера личности

 

ПЛАН

1. Направленность личности.

2. Понятие о потребности.

3. Мотивы, их психологическая характеристика.

4. Мотивация и диспозиции. Теории мотивации.

5. Социализация личности.

Основные понятия: мотив, мотивация, потребность, направленность, диспозиции, социализация, самоактуализация.

1. Первый вопрос см. лекция №1.

2. Что заставляет человека действовать определенным образом? Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, т.е. состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития.

У животных удовлетворение потребностей связано с той или иной природной вещью как стимулом его активности (пища, нора, индивидуум противоположного пола и др.). Человеческие потребности являются следствием развития производства и культуры. Если потребности животных можно назвать органическими, то человеческие потребности преобразуются в «надорганические», опосредованные предметной деятельностью. Не сама потребность, как таковая, а общественно принятые способы ее удовлетворения начинают диктовать формы поведения.

Потребности можно разделить по происхождению и предмету. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными.

Естественные Культурные
потребность в пище, в питье, в существе противоположного пола, в сне, в защите от холода и жары и т.д.   имеют общественно-исторический характер   если какая-либо из этих потребностей не найдет удовлетворения на протяжении сколько-нибудь длительного времени, то челове погибнет или лишиться возможности продолжать род. предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности (ложка, вилка); предметы необходимые для трудового и культурного общения с другими людьми   если эти потребности не удовлетворяются, то человек не погибнет, но человеческое в нем жестоко пострадает

 

По характеру своего предмета потребности могут быть:

материальными и духовными.

Материальные связаны с предметами материальной культуры (пища, одежда, предметы быта, жилище и т.д.)

Духовные выявляют зависимость от продуктов общественного сознания – потребность делиться мыслями и чувствами, слушать музыку, видеть прекрасное.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Начальный этап в осознании потребности это влечение. Учение о влечении разработал З. Фрейд. Он различает две группы влечений: сексуальные влечения и влечения «Я» (или самосохранения). Позднее они назывались влечения эроса и тонатоса. По Фрейду, влечения – это основные стимулы человеческой деятельности. Влечение обязательно требует удовлетворения. Сексуальное влечение направлено на человека. Оно более или менее глубоко. Если оно достаточно глубоко, то становится любовью. А потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность.

Существует пирамида (лестница) потребностей, автором которой является Абрахам Маслоу (1970 г.).

Поведением руководят не все потребности одновременно, а в каждый момент времени среди них выделяется ведущая потребность. Потребности более высокого порядка могут побуждаться только после удовлетворения (до определенного минимума) потребности более низкого уровня. Высшие потребности созревают позже низших. Физиологические потребности даны человеку от рождения.

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Потребности человека имеют общественно-личный характер.

Существует другой вариант пирамиды потребностей А.Маслоу. У человека, согласно этой концепции, с рождения последовательно проявляются и сопровождают личностное взросление 7 классов потребностей.

1. Потребности физиологические (органические).

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в принадлежности.

4. Потребность в уважении (почитании).

5. Познавательные потребности (знать, уметь. Понимать, исследовать).

6. Эстетические потребности (гармония,симметрия, порядок, красота).

7. Потребность в самоактуализации.

Согласно модели Маслоу, люди в течение жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз. Иерархическая модель была подвергнута критике.

Некоторые психологи утверждали, что очень часто люди одновременно испытывают несколько потребностей.

При попытке сформулировать определение самоактуализации у Маслоу возникли трудности. Когда все низшие потребности человека удовлетворены, человек может посвятить себя. Реализации своего потенциала. Пытаясь определить характерные качества людей, достигших уровня реализации потребности в самоактуализации, Маслоу исследовал жизнь 49 человек, которые, по его мнению максимально реализовали свой личностный потенциал. Среди них:

Альберт Энштейн,

Элеонора Рузвельт,

Авраам Линкольн,

Томас Джефферсон и др.

Оказалось, что личностям, достигшим высокого уровня самоактуализации, присущи следующие качества:

- честность и бескорыстность;

- креативность;

- терпимость;

- жизнелюбие;

- чувство юмора;

- чуткость.

По мнению Маслоу, в нашем мире очень мало людей, которым удалось полностью раскрыть и реализовать свой потенциал. Намного больше людей испытывают состояние временного переживания.

Временное переживание =- это очень короткое, почти мгновенное ощущение мгновенного счастья и полноты жизни. Оно приносит то же чувство радости и полноты жизни, что и самоактуализация. Однако это состояние быстро проходит.

 

 

3. Осознанная потребность становится мотивом поведения.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.

Немотивированной деятельности, так же, как и нецеленаправленной, не может быть.

Психолог А.А. Файзулаева считает, что в определенный момент мотив может находится на одном из следующих этапов своего формирования6

1. Этап осознания побуждения (побуждение начинает выполнять направляющую функцию).

2. Этап принятия мотива.

3. Этап реализации мотива.

4. Этап закрепления мотива.

5. Этап актуализации побуждения (закладывается в чертах характера человека).

Мотив побуждает человека к деятельности. Один и тот же мотив не может реализовываться в разных деятельностях. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставят перед ним общественная жизнь.

Мотивы бывают:

1) осознанные;

2) высшие (социальные) и низшие (биологические).

Биологические мотивы – это влечения, желания человека, отражающие его физиологические потребности (продолжение рода, еда, сон).

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые занимают значительное место в жизни человека.

Мотив всегда так или иначе связан с процессом познания.

 

4. Термин «мотивация» является более широким понятием, чем термин «мотив». Он используется в психологии в двояком смысле:

1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления);

2) как характеристика процесса, который стимулырует и поддерживает поведенческую активность на определенно уровне.

Мотивацияэто совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснить, а не описать поведение. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями.

Когда же одна из форм поведения объясняется внешними условиями и обстоятельствами деятельности человека, то говорят о ситуационной и диспозиционной мотивациях.

Диспозиции могут актуализовываться под влиянием определенной ситуации, и, наоборот, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в данном случае становится избирательным.

Известный психолог Курт Левин доказал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Даже один человек, при нахождении в разных состояниях, может воспринимать одну и ту же ситуацию по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам:

- широта;

- гибкость;

- иерархизированность.

Широта – это качественное разнообразие мотивационных факторов-диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней.

Чем более у человека разнообразны мотивы, потребности и цели, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость – это такое состояние мотивационной сферы, при котором в зависимости от обстоятельств удовлетворение одного и того же мотива могут использоваться у одного человека более разнообразные средства, чем у другого.

Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

4. Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Существуют следующие определения мотивации.

Мотивация – это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение.

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация – это процесс психической регуляции конкретной деятельности; процесс действия мотива; механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.

В западной психологической литературе выделяются два вида мотивации: экстринсивная мотивация (обусловленная внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивная мотивация (внутренняя, связанная с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями).

Психолог В.Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двухмодальное, положительно-отрицательное ее строение. При этом он ссылается на высказывание С.Л. Рубинштейна о природе эмоций: «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того,, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям».

В мотивационном процессе принято выделять пять этапов:

1 – возникновение и осознание побуждения

2 – «принятие мотива»

3 – реализация мотива

4 – закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера

5 – актуализация потенциального побуждения

Психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называют мотиваторами (мотивационными детерминантами). При объяснении основания действия или поступка они становятся аргументами принятого решения. Выделяют следующие группы мотиваторов:

· Нравственный контроль

· Предпочтения (интересы, склонности)

· Внешняя ситуация

· Собственные возможности (знания, умения, качества)

· Собственное состояние в данный момент

· Условия достижения целей (затраты усилий и времени)

· Последствия своего действия, поступка

Первыми собственно психологическими теориями принято считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений (объясняющую на рационалистической основе поведение человека), и теорию автомата (объясняющую на иррационалистической основе поведение животного). Одним из центральных мотивов данной теории было учение о рефлексе. Две эти теории существовали до конца XIX века.

Во второй половине XIX века появилась теория эволюции Чарльза Дарвина. Дарвин обратил внимание на то, у человека и животных имеются много общих потребностей. И форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Одним из первых проявлений биологизаторской точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З, Фрейда и У. Макдуггала, предложенные в конце XIX века. Фрейд и Макдуггал свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории Фрейда таких инстинктов три:

- инстинкт жизни

- инстинкт смерти

- инстинкт агрессивности.

Уильям Макдуггал предложил набор из десяти инстинктов:

· инстинкт изобретательства

· инстинкт строительства

· инстинкт любопытства

· инстинкт бегства

· инстинкт стадности

· инстинкт драчливости

· инстинкт родительский (репродуктивный)

· инстинкт отвращения

· инстинкт самоунижения

· инстинкт самоутверждения.

В последствии понятие «инстинкт» было заменено понятием влечения или драйва.

Драйв – это стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в виде некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоционального переживании.

В начале XX века возникли поведенческая (бихевиористкая) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности.

1-я теория (представители) – Э. Толлмен, Б. Скиннер,к, Халл.

2-я теория была разработана И.П. Павловым, а ее развитие продолжено Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным, Е.Н. Соколовым.

На рубеже XIX и XX веков возникла теория органических потребностей животных. Ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку

(начали появляться в науке с 30-х годов XX века)

 

1. Теория мотивации, предложенная Куртом Левиным.

2. Мотивационная концепция Г. Мюррея. (он предложил список вторичных потребностей психогенного характера, возникших на базе инстинктоподобных влечений в результате обучения и воспитания. Среди них:

· потребность в достижении успеха;

· потребность независимости;

· потребность доминирования;

· потребность покровительства;

· потребность сексуальных отношений и т.д.

3. Концепция мотивации поведения человека А. Маслоу. Согласно ей, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление 7 классов потребностей.

Также теории потребностей человека были представлены в мотивационных концепциях Д. Аткинсона, г, Хекхаузена, Г. Келли, Д. Роттера.

4. В середине 1960-х годов была создана теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А.Н. Леонтьев)

Согласно этой концепции, мотивационная сфека человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекарственные растения и сырье, содержащие стероидные сапонины и фитоэктизоны | Социализация личности. В психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.