Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека.

Она наступает, когда человеку исполняется 65 лет. Продолжается до конца жизни.

Восьмая стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий - целостность личности.

Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают собственные решения, вспоминают свои достижения и неудачи. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолеваю многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила, ухудшается здоровье. Человек приспосабливается к уединённому образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.

 

Позитивный путь:

Интеграция. Чувство интеграции вытекает из способности человека охватить всю свою жизнь, просмотреть её и сказать: «Я доволен». Если это происходит, то неотвратимость смерти не страшит этих людей, потому что такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Именно в старости приходит настоящая зрелость и чувство мудрости.

Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям.

Итог позитивного пути: мудрость.

 

Негативный путь:

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать всё с начала или искать какие – то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Человек относится к своей жизни, как к череде не свершившихся планов. Жизнь – это череда ошибок. Человек понимает, что вновь пережить уже ничего нельзя. Появляется страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, озабоченность тем, что ещё может случиться.

Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, сильной озлобленности.

Способы оказания помощи пожилым людям: они должны участвовать в каком – либо виде деятельности, а не размышлять о своём прошлом. Виды деятельностей: социальные программы, воспитание внуков, занятие политикой, оздоровительные физкультурные программы.

Итог негативного пути: разочарование в жизни.

 

«Ведущая деятельность» и периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину).

А.Н.Леонтьев: в изучении психического развития ребенка необходимо прежде всего исходить из места ребенка в системе социальных отношений и анализа его деятельности. Деятельность – движущая сила развития, поскольку именно в деятельности впервые возникает структура, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической функцией.

Жизнь человека складывается из разных видов деятельности, которые неравнозначны для развития человека. Надо говорить не о зависимости развития психики от деятельности вообще, а о ведущей деятельности.

Ведущая деятельность – такая деятельности, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

3 основных признака ведущей деятельности:

1. новообразования психических процессов (познавательной сферы);

2. новообразования личности;

3. возникновение и развитее основных видов деятельности, одна из которых впоследствии становится ведущей.

Впоследствии Эльконин развил понятие ВД, добавив два признака:

- ВД задает ведущий для данного возраста тип отношений и форму общения со взрослыми и сверстниками

- ВД связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые на данной возрастной стадии являются источниками развития.

 

Эльконин предлагает три основания для периодизации:

- социальная ситуация развития;

- ведущая деятельность;

- психологические возрастные новообразования.

Гипотеза о периодичности процессов развития: закономерное чередование периодов преимущественного развития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Также – чередование кризисных и стабильных возрастов.

 

Периодизация психического развития ребенка включает три основных эпохи – раннее детство, детство и подростничество

 

Эпоха раннего детства:

Начинается с кризиса новорожденности (0-2 мес.). Изменяется тип жизни и тип развития.

Младенчество (2-12 мес.) – первый период эпохи раннего детства. Ведущая деятельность – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Преимущественное развитие получает мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста – развитие форм общения с близкими людьми.

Младенчество завершается кризисом первого года жизни (малый кризис), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя ситуация развития и создается основа выделения себя самого.

Ранний возраст (1-3 года). Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия (из чашки пьют, расческой причесываются, зонтом укрываются от дождя). Преимущественное развитие познавательной умственной сферы – речи, мышления, восприятия.

Завершается кризисом трех лет (большой кризис) – кризис «Я сам». Происходит перестройка отношений между ребенком и взрослым в пользу возрастания самостоятельности и автономии первого.

 

Эпоха детства

Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. По своему содержанию – это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия ролей, использования игровых предметов и т.д. По Леонтьеву – это возраст фактического складывания структуры личности, первичного соподчинения мотивов.

Завершается кризисом 6-7 лет (малый кризис). Его основное новообразование – формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру и рождающих личное отношение.

Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. В процессе учения усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и о человеческих отношениях. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта.

Завершается кризисом 12 лет (большой кризис) – кризис перестройки отношений со взрослыми. Рождение особой формы самосознания – чувства взрослости («Я хочу быть и казаться взрослым»). Две особенности самосознания младших подростков: 1 – это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление; 2 – социальная форма самосознания. Подросток стремится видеть себя в новой роли взрослого, открывает ее для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения и равных прав.

 

Эпоха подростничества

Младший подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая деятельность – интимно-личностной общение со сверстниками: установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника – эталон для самопознания и формирование отношений к себе как к взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обуславливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Формирование самооценки, критического отношения к окружающим, стремление к взрослости. Период преимущественного развития личностной сферы.

Новые черты: стремление к независимости, к уважительному отношению со стороны взрослых, к личной жизни подростков, к правам подростков.

Завершается кризисом 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.

Старший подростковый возраст (15-17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все больше приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби).

Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, идеалы.

С каждым годом растет мера самостоятельности и ответственности перед обществом

Завершение – кризис 17 лет (малый кризис).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средняя зрелость. Продуктивность или инертность | Вопрос: Основные характеристики рынка медицинских услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.