КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие потребительской кооперации в период с 1917 по 1940 годы
Развитие потребительской кооперации в условиях советской власти в годы незавершенных социально-экономических преобразований с 1961 по 1990 годы Потребительская кооперация в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенные годы
24-25 октября 1917 года в России было свергнуто Временное правительство, и этот Октябрьский переворот власти получил название Великой Октябрьской социалистической революции. Политической основой власти на местах стали советы. Были сформированы высшие органы государственного управления и контроля. На втором Всероссийском съезде Советов, состоявшемся 25 – 27 октября 1917 года были утверждены: законодательный орган власти – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и правительство – Совет Народных Комиссаров (Совнарком), более краткое наименование - СНК, которому также разрешалось принимать законы. Министерства стали называться Народными комиссариатами. В январе 1918 года на третьем Всероссийском съезде Советов было провозглашено и законодательно закреплено образование федеративной республики – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). 10 июля 1918 года была принята Конституция РСФСР, провозгласившая Российское советское государство узаконено государством диктатуры пролетариата. Для целей регулирования, управления и планирования экономики страны декретом ВЦИК 1 декабря 1917 года при СНК был образован Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Победа Великой Октябрьской социалистической революции произошла в условиях экономического кризиса в стране, увеличения расходов на участие России в первой мировой войне, резкого снижения потребления из-за недостатка продовольственных и непродовольственных товаров. Советское государство приняло ряд мер: приняло закон о мире, о земле, ввело народный контроль на производственных предприятиях и в торговле. Для усиления контроля за производством и распределением продуктов и других потребительских товаров был создан Народный комиссариат продовольствия (Наркомпрод). Однако, для распределения продуктов и непродовольственных товаров требовался специализированный аппарат распределения. Председатель Совнаркома В.И. Ленин настоятельно рекомендовал правительству использовать в качестве такого аппарата потребительскую кооперацию, так как это готовый аппарат распределения, пользующийся доверием масс и имеющийся во всех поселениях огромной России. Однако в органах управления потребительских обществ и их союзов ведущие посты принадлежали меньшевикам и эсерам, которые отстаивали независимость кооперации от органов государственной власти. Советское правительство поставило задачу преобразовать кооперативный аппарат и использовать его в интересах удержания власти и "строительства социализма". 10 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил декрет "О потребительских кооперативных организациях". В соответствии с декретом кооперативные общества должны были обслуживать и пайщиков, и не пайщиков — все население района своей деятельности; на кооперацию возлагалась обязанность быстрейшего кооперирования всех трудящихся, причем для беднейших слоев городского и сельского населения устанавливались меры материального облегчения вступления в кооперативы; на каждом территориальном участке впредь разрешалось иметь не более двух кооперативов (один — для обслуживания рабочих и членов их семей и один - для обслуживания остальных граждан); кооперация должна была заниматься распределением продуктов по указаниям советских органов, могла проводить заготовки продуктов и развивать производство товаров; кооперативным организациям предоставлялись налоговые и иные льготы от государства; члены потребительских обществ могли получать обратно от своих кооперативов 5% суммы своего забора; владельцы частнокапиталистических предприятий не допускались в состав правлений потребительских обществ. Несмотря на компромиссный характер Декрета советская власть добилась полного подчинения Центросоюза, всех союзов и потребительских обществ органам государственной власти. Для надзора над деятельностью потребительской кооперации были созданы кооперативный отдел в Наркомпроде и такой же отдел в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). Стало практиковаться проведение ревизий потребительских обществ государственными органами. Следует отметить, что первый декрет Совета Народных Комиссаров «О потребительских кооперативных организациях» сохранил потребительскую кооперацию, однако поставил её под контроль советской власти. Необходимо признать негативное решение декрета, по которому рабочая кооперация была отделена от общегражданской кооперации, образовалось два центра: Центросоюз и Совет рабочей кооперации; фактически произошло разъединение потребительской кооперации, нарушение её единства. Л.Е. Файн в книге «Российская кооперация: историко – теоретический очерк. 1861-1930» приводит фактические данные, свидетельствующие как о выполнении требований выше рассмотренного Декрета, так и о способности руководителей и специалистов потребительской кооперации вписываться в создавшиеся новые условия деятельности. Л.Е. Файн приводит справку, представленную Центросоюзом в СНК о деятельности потребительской кооперации по выполнению декрета «О потребительских кооперативных организациях», в которой указано, что по состоянию на 1 ноября 1918 года в 32 губерниях европейской части страны членами потребительских обществ состояли 11236647 человек. Из общего количества населения в этих губерниях 72876100 человек потребительская кооперация обслуживала 58897100 человек; при этом в семнадцати губерниях кооператоры обслуживали более 90 % населения, в восьми – от 79 до 90 % и только в шести – менее 70 % населения. Советское государство, оказавшееся в кольце фронтов гражданской войны, с конца 1918 г. начало осуществлять чрезвычайные меры, получившие название политики "военного коммунизма". Одной из таких мер стала принудительная продовольственная разверстка, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков продуктов, а на деле и части самого необходимого минимума на питание их семей. От национализации крупных предприятий власть перешла также к национализации средних и мелких. Значительная часть промышленных предприятий Центросоюза тоже подверглась национализации. Частная торговля была запрещена (сохранился нелегальный, "черный" рынок). В соответствии с политикой советского государства население было прикреплено для нормированного снабжения продовольственными и промышленными товарами к организациям потребительской кооперации. Для организации снабжения населения товарами потребительская кооперация располагала предприятиями оптовой и розничной торговли, а также квалифицированными кадрами. Согласно декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 марта 1919 г. "О потребительских коммунах" 1 потребительская кооперация должна была перестраиваться с учетом условий "военного коммунизма". Суть этой перестройки заключалась в следующем: все потребительские общества в городах и волостях сливались в один кооператив — ЕПО (единое рабоче-крестьянское потребительское общество); каждый гражданин был обязан стать членом местного кооператива и приписаться к одной из его лавок; вступительные и паевые взносы отменялись; свои операции потребительской кооперации (кроме сельской сети) разрешалось осуществлять в порядке государственного финансирования; ЕПО объединялись в губернские союзы (губсоюзы), которые должны были входить в состав Центросоюза; сохранялись выборные органы потребительской кооперации, но все ее звенья подчинялись Наркомпроду, представители которого, комиссары, вводились в правления союзов потребительских обществ с правом вето (запрета, отмены) в отношении решений кооперативных органов, противоречащих директивам советского правительства; внутри системы потребительской кооперации рабочей кооперации предоставлялась самостоятельность на правах автономных секций Центросоюза и губсоюзов. Типовой устав ЕПО, составленный на основе этого декрета, так определял цель потребительского общества: "Общество имеет непосредственной задачей снабжение населения продуктами и предметами первой необходимости, осуществляя путем самодеятельности, сотрудничества и взаимопомощи его членов социалистические начала общежития". Главным делом ЕПО было нормированное распределение. В июне 1919 г. единым потребительским обществам была передана вся сеть как советских, так и частных торговых лавок. В декрете и уставе полностью игнорировались такие фундаментальные принципы, как добровольное членство граждан в кооперативе, материальное участие членов, добровольное вступление кооператива в союз и возможность его свободного выхода из союза. Резко сузилась внутренняя самостоятельность потребительской кооперации. Кооперативная самодеятельность и самоуправление подверглись значительному ограничению. По существу же произошло частичное огосударствление потребительской кооперации: из общественно-хозяйственной системы она была превращена в технический аппарат государственных продовольственных органов. На основе декрета выстраивалась жестко централизованная сверху донизу система полугосударственной потребительской кооперации, соответствующая складывающейся в стране военно-коммунистической административной системе в целом. В отношении кооперации, действующей ненасильственными методами, были применены насильственные меры "реорганизации". В условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.) и в последующий период потребительская кооперация была привлечена советским государством для преобразования частной торговли в коллективную социалистическую торговлю. Совнарком РСФСР издал 7 апреля 1921 г. декрет, который освободил потребительскую кооперацию от прежнего жесткого подчинения Наркомпроду. Отныне формально она должна была подчиняться лишь Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. По этому же декрету обязательность и бесплатность членства населения в ЕПО еще сохранялись. Но внутри ЕПО разрешалась организация добровольных потребительских обществ (ДПО). Последние могли обменивать промышленные изделия (ситец, хомуты, гвозди и проч. — всего до 185 наименований), выдаваемые рабочим и служащим — членам ДПО в порядке натурального премирования за работу на заводах и фабриках, на сельскохозяйственные продукты. К 1920-м годам относится кратковременный подъем кооперации в стране. При нэпе возрождаются такие виды кооперации, как промысловая, снабженческая, сбытовая, кредитная; они были выделены из потребительской кооперации и получили статус самостоятельных кооперативных систем. Учреждается Банк потребительской кооперации, преобразованный вскоре во Всероссийский кооперативный банк, который стал обслуживать все виды кооперации. Практикуется сдача в аренду кооперативам и их союзам небольших неработающих государственных предприятий. Различные виды кооперации своими скромными средствами участвуют в осуществлении местной электрификации. Только 28 декабря 1923 г. по настоянию кооператоров в потребительских обществах был восстановлен принцип добровольного членства; одновременно восстанавливается принцип внесения паевых взносов. Это дало возможность укрепления кооперации за счет средств самих потребителей. Допускалось внесение паевых взносов натурой — зерном, маслом, кедровыми орехами, пушниной; случалось, что члены потребительских обществ в счет уплаты пая на своей лошади перевозили кооперативные грузы. Указанные два принципа — добровольность членства и его платность — в мае 1924 г. были закреплены в правительственном постановлении о потребительской кооперации. Оно, в частности, предусматривало внесение членами кооператива одинаковых вступительных и паевых взносов, явочный порядок учреждения потребительского общества не менее чем 30 гражданами, пользующимися избирательным правом в советы, возможность обслуживания потребительскими обществами и нечленов общества на основаниях, установленных их общими собраниями. В изменившихся условиях усилился приток в потребительские общества новых членов. Если в 1922 г. добровольных членов обществ в Российской Федерации было 3,5 млн., то в 1925 г. насчитывалось 6,4 млн., а в 1927 г. — 10,6 млн. человек. Государство предоставляло потребительской кооперации существенные преимущества и льготы. Так, отпуск товаров с фабрик и заводов осуществлялся в первую очередь для организаций потребительской кооперации, транспорт для перевозки товаров также предоставлялся в первую очередь для организаций потребительской кооперации. В то же время частные торговцы значительно ущемлялись в получении товаров и транспорта. Организации потребительской кооперации получали льготы по налогообложению, по тарифам на перевозку товаров, при получении кредитов. Для частных торговцев были созданы неблагоприятные условия кредитования и налогобложения. Так как, потребительская кооперация осуществляла деятельность в более благоприятных социально-экономических условиях, чем частные торговцы. Это позволило ей значительно увеличить свою долю в общем объеме розничного товарооборота страны: с 10,3% в 1923 году до 69,9% в 1931 году. В 1931 году частник был вытеснен из торговли. Уже в начале 30-х годов в Советском Союзе был сделан вывод о том, что в стране в основном построено социалистическое общество. Как выяснилось потом, это был особый, государственный социализм. Данную модель социализма еще в XIX веке раскритиковали основоположники марксизма, охарактеризовав как фальшивый социализм. С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принципов новой экономической политики многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в моноукладное хозяйство, управляемое командно-административными методами (тоталитаризм). Произошел возврат к практике заготовок хлеба, которая применялась при "военном коммунизме": крестьян стали принуждать к его продаже (сдаче) государству по нерыночным, заведомо низким ценам. У крестьян, отказывавшихся продавать хлеб, он конфисковывался. Усилился налоговый пресс на частных торговцев, административный нажим на кооперацию. Начатая сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хозяйств проводилась с нарушениями принципа добровольности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих и кредитных кооперативов. В целом конец 20-х годов и 30-е годы прошлого столетия для отечественного кооперативного движения явились периодом серьезных испытаний. Государство возобновило фронтальное наступление на кооперацию. В ходе коллективизации крестьянских хозяйств органы власти упразднили системы сельскохозяйственной сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации, имевшие в российской деревне глубокие корни. В 1936 г. власти закрыли Всероссийский кооперативный банк, передав его средства государственному Торговому банку, в результате частично сохранившаяся кооперация лишилась своего кредитно-финансового центра вместе с внесенным в этот центр паевым капиталом. В том же году государственные органы ликвидировали смешанную (интегральную) кооперацию районов Крайнего Севера, а в 1937 г. по сути перестала существовать жилищная кооперация страны. Колхозы, носившие обычно название сельскохозяйственной артели, обладали лишь отдельными чертами кооператива. Существующие системы кустарно-промысловой кооперации и потребительской кооперации, формально имевшие кооперативный статус, фактически были огосударствлены. Советское государство, хотя и содействовало развитию потребительской кооперации, все же преследовало основную цель – укрепление и расширение государственной собственности. Об этом свидетельствуют две крупные национализации собственности потребительской кооперации в 1932 и 1935 годах. Развитие новостроек требовало создания закрытых рабочих кооперативов (ЗРК) при крупных предприятиях и закрытых распределителей. К концу 1932 года в потребительской кооперации функционировало 1738 ЗРК и около 1800 закрытых распределителей, которые были переданы государственным предприятиям и получили новое название – отделы рабочего снабжения (ОРСы). И ЗРК и ОРСы имели значительную материально-техническую базу (более 30 тыс. торговых предприятий, тысячи пекарен, столовых, подсобных хозяйств). Изъятие советским государством собственности потребительской кооперации в 1932 году исследователи называют первой крупной национализацией потребительской кооперации. 29 сентября 1935 года было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома “О работе потребительской кооперации в деревне”, по которому кооперация стала сельской торговой системой. Указанным постановлением партии и правительства имущество потребительской кооперации в 651 городе (предприятия торговли и общественного питания, заготовительные и промышленные предприятия) были переданы Наркомату внутренней торговли. У потребительской кооперации остались хозяйственные предприятия в сельской местности. Это была вторая крупная национализация имущества потребительской кооперации. Доля розничного товарооборота потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота страны сократилась с 69,9 до 19,3 процентов. С 1935 года и по настоящее время потребительская кооперация осуществляет торговое обслуживание в основном сельского населения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |