КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №4 Теоретические модели и закономерности развития науки
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И СОЦКУЛЬТБЫТ СТУДЕНТОВ Качество любой работы, а тем более подготовки профессионалов с высшим образованием, в большой мере зависит от условий обучения, от материальной базы вуза. В 1998 г. академия получила дополнительные учебные корпуса на Проспекте Мира, 101 и на Кронштадском бульваре, 37-б, а в 2005 г. ей стали также принадлежать спортивный комплекс "Дружба" на ул. Касаткина, 17, стр. 1 и дом культуры "Яуза" на ул. Касаткина, 15, стр. 1. Всего на балансе Академии находится комплекс из 18 зданий общей площадью около 115 000 квадратных метров. Началось строительство новых учебных корпусов на Ленинградском проспекте и пристройки к общежитию на Новопесчанной улице. Приобретая новые корпуса, академия заботится об их рациональной и грамотной эксплуатации, содержании в чистоте и порядке, своевременном ремонте, современном оборудовании, но при этом очень бережно относится к тем зданиям, которые служат ей много лет. Свидетельством такой трогательной заботы о наследии прошлого стал капитальный ремонт в 2003-2004 гг. пятиэтажного здания на ул. Кибальчича,1. В его постановке на ремонт приняли участие многие выпускники МФИ. А ремонт рядом расположенного 13-этажного корпуса сделан за счёт личных средств нашего выпускника 1989г. М.Д. Прохорова. Мощной является учебная техническая база. Академия располагает 155 аудиториями, оснащенными современным компьютерным и проекционным оборудованием, а также средствами звукоусиления. Компьютерный парк академии насчитывает около 1000 единиц. Новейшими моделями вычислительной техники с выходом в Internet оборудовано 40 компьютерных класса. Компьютерная техника активно используется практически во всех подразделениях вуза. Большую помощь в приобретении компьютерной техники, учебного оборудования, в укреплении материально-технической базы академии в целом оказывают выпускники нашего вуза: А.Р. Бокарев – Заместитель генерального директора по внешнему рынку ЗАО "Управляющая компания СТИН Холдинг", член Совета директоров ОАО "Уральская горно-металлургическая компания", член Совета директоров ОАО "Алтайкокс"; А.Ф. Бородин – Президент "Банка Москвы"; В.А. Дмитриев – Председатель Внешэкономбанка Российской Федерации, Б.Н. Кузык – Генеральный директор холдинговой промышленной компании "НКП"; А.Л. Мотылев – Президент банка "ГЛОБЭКС"; Д.Л. Орлов – Председатель Правления Московского акционерного коммерческого банка "Возрождение", Президент Попечительского совета ФА и другие. Важное значение придается книгообеспеченности студентов. Библиотечно-информационный комплекс академии насчитывает более 820 000 единиц хранения. Около 70% литературы приобретено в последние годы. В учебных комплексах работает 4 абонемента и 6 читальных залов, созданы медиатека и электронная библиотека. Локальная сеть библиотечно-информационного комплекса интегрируется в общеакадемическую компьютерную сеть. В обеспечении учебного процесса литературой значительная роль принадлежит отделу оперативной полиграфии, который издает учебные пособия и учебно-методическую литературу. Академия проявляет постоянную заботу об улучшении медицинского обслуживания. Медицинская часть, созданная в 1995г. в здании на Ленинградском проспекте, 49, претерпела значительные изменения, и по существу превратилась в поликлинику высокого класса. Обладая высококвалифицированными врачами и передовой медицинской аппаратурой, она ведет прием пациентов в две смены. Ежегодно проводится диспансерное обследование студентов с целью своевременной диагностики хронических заболеваний и их лечения. Спортивно-оздоровительный комплекс академии представляет собой целый ряд спортивных залов и сооружений. Большими возможностями располагает спортивный комплекс "Дружба". Они позволяют не только проводить занятия по физической культуре, но и организовать для студентов, преподавателей и сотрудников работу многих спортивно-оздоровительных секций. В последние годы значительно укреплена материально-техническая база предприятий комбината питания: столовых, кафе, буфетов, пунктов питания в студенческих общежитиях. Вместо одной единственной небольшой студенческой столовой на первом этаже на улице Кибальчича, 1 сегодня в структуре Управления общественного питания работает 16 торговых точек с общим количеством 1336 посадочных мест. Для преподавателей и сотрудников работает магазин-кулинария. Кондитерский цех выпускает большой ассортимент булочно-кондитерских изделий. Богатая материальная база позволяет осуществлять масштабную и многогранную работу по подготовке высококвалифицированных кадров для финансово-экономической сферы. Одной из особых ценностей нашего вуза было и остается неразрывно связанное с учебным процессом воспитание будущих специалистов, подготовка не только высокопрофессиональных специалистов, но и людей высоконравственных, патриотов своей Родины. Студенты с их проблемами и заботами всегда были в центре внимания руководства вуза, его преподавателей и сотрудников. Разные исторические периоды развития нашего государства накладывали свои отпечатки на воспитательный процесс, его формы и методы. Но академии удалось не только сохранить многие, сформированные в прошлом, общественные институты студенческого самоуправления и воспитания, но и помочь им утвердиться в новых условиях. Значительная часть воспитательной работы с молодежью была возложена на профком. Около 20 лет изо дня в день ею безотказно занималась председатель объединенного профкома проф. Е.В. Чернецова. Большой личный вклад вносила в воспитательную работу ректор, а ныне президент академии А.Г. Грязнова. Одним из наиболее ярких явлений в жизни вуза стали проводимые ею в 1996-2006 гг. вечера "В гостях у ректора". В этот период студенты, преподаватели и сотрудники академии встречались с выдающимися мастерами искусств нашей страны, наслаждались их творчеством, глубже с ними знакомились. Неизгладимое впечатление оставили в памяти многих встречи с народными артистами СССР, певцами – Еленой Образцовой, Иосифом Кобзоном, Наной Брегвадзе, Николаем Сличенко; народными артистами СССР, артистами театра и кино – Михаилом Ульяновым и Василием Лановым; выдающимися композиторами, народными артистами СССР – Александрой Пахмутовой и Людмилой Лядовой; известными мастерами эстрады – Николаем Басковым, Олегом Газмановым, Ларисой Долиной, Николаем Романовым, Алсу, Геннадием Хазановым, Еленой Степаненко, Максимом Галкиным и многими другими. В последние годы много сил и времени отдает работе с молодежью к.филос.н., доц. кафедры философии С.А. Просеков. Серьёзный подход к проблеме воспитания и реализации её лучших традиций получил воплощение в «Концепции воспитательной работы со студентами Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации». Этот документ стал программным в деятельности вуза. В 2002г. был создан под руководством Т.Н. Семеновой Отдел воспитательной работы, преобразованный в 2006 г. в Управление внеаудиторной работы со студентами. Будучи энтузиастом своего дела, профессионалом культурно-массовой работы, большую часть суток она отдает студентам. В академии проводится большое количество мероприятий. Особое место среди них занимают мероприятия, направленные на воспитание верности делу, которое выбрали студенты; любви к своему вузу, уважение его традиций, преподавателей, сотрудников и выпускников, которые составляют гордость академии и её доброе имя. Это незабываемые праздники посвящения в студенты, которые проводятся в лучших дворцах и залах столицы, с приглашением представителей Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной думы России, Министерства образования (ныне Министерства образования и науки), выпускников академии – известных в настоящее время государственных деятелей, банкиров, финансистов. Это встречи с замечательными людьми академии, отдавшими вузу всю свою жизнь. Как правило, они посвящаются празднованию юбилеев преподавателей и сотрудников. В воспитательной работе большое значение придается знанию студентами истории академии, тех событий и обстоятельств, благодаря которым преподаватели и выпускники достигали успехов, становились знаменитостями. В этом важная роль принадлежит пятитомному изданию «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации». Созданный усилиями преподавателей и сотрудников объемный труд, максимально полно и всесторонне раскрывает важнейшие этапы пути, пройденного академией. Он вызывает огромный интерес у бывших и настоящих студентов, аспирантов, докторантов, всех, кто, так или иначе, связал свою судьбу с нашим вузом. Его читают в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, всюду, где живут и работают выпускники академии. Первое издание «Истории….» переведено на китайский язык и получило распространение в вузовской среде этого огромного восточного государства. В 2009 г. «История Финакадемии» включена в учебные планы подготовки специалистов с высшим образованием в качестве обязательного предмета. История академии неотделима от истории нашей Родины, её героического прошлого и настоящего. О том, как выживала страна и люди в самые жестокие времена, как преодолевали трудности и находили в себе созидательные силы, студенты узнают во время встреч с ветеранами войны и труда, которые являются традиционными. Большая работа проводится в связи с подготовкой к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В формировании чувства патриотизма и гражданской позиции важное значение придается работе студенческого «Клуба политического диалога» под руководством заведующего кафедрой истории и политологии доктора исторических и политических наук., проф. Я.А. Пляйса. Студенты, участвующие в его заседаниях, имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, учатся умению убеждать, отстаивать свою точку зрения, формировать личную позицию. Актуальным направлением в работе со студентами является интернациональное воспитание. Этому способствует развитие отношений академии с представителями иностранных государств, обучающихся в вузе. В академии придается важное значение вовлечению студентов в разнообразную творческую жизнь: в вузе действуют два театральных студенческих коллектива, хореографический и вокальный коллективы, вокально-инструментальный ансамбль, проводятся профессиональные конкурсы КВН и встречи с командами Лиги КВН Москвы и Подмосковья. Замечательной традицией стали ежегодные конкурсы "Мисс Академии" и "Мистер Академии". В конкурсе КВН в декабре 2002 г. команда Финансовой академии "ФАЮМ" заняла первое место по Москве, победив в финале сильные команды МГУ им. М.В. Ломоносова и Государственного университета управления. Наши студенты были неоднократными призерами шахматных турниров. В 2006 году студентка академии О. Басалыга заняла первое место в престижном межвузовском конкурсе "Мисс Студенчества". Большой интерес вызывает у молодежи работа клуба интеллектуалов, участвующих в игре "Что? Где? Когда?". На чемпионате этой игры в 2007 г. было представлено 12 студенческих команд Финакадемии. Часть студентов увлекается изобразительным искусством. Они не только получают удовлетворение от общения с прекрасным, но и достойно представляют свое творчество на выставках. Например, студенты Е. Краева и А. Кабаков стали победителями выставки прикладного и художественного творчества, проходившей в рамках Московского фестиваля "ФЕСТОС-2003" под патронажем Правительства Москвы, Комитета по делам семьи и молодежи, Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. Развитию творческого потенциала студентов в значительной мере способствует работа литературного клуба, президентом которого является поэтесса, студентка факультета очно-заочного обучения В. Румянцева и клуба любителей книги во главе со студенткой факультета финансов и кредита М. Кулинцевой, многочисленных кружков и самодеятельных групп, проведение нового, но уже полюбившегося студентами конкурса "Дебют первокурсника". Важной особенностью воспитательного процесса является обязательное участие в нем руководителей, преподавателей и сотрудников академии. Это сближает всех, помогает лучше узнать друг друга, понять и добротно делать общее дело. Примером этому служит новая форма работы со студентами "Час ректора", которая позволяет студентам систематически встречаться с ректором Финакадемии М.А. Эскиндаровым, получить ответы на все интересующие их вопросы или решить возникшие проблемы. «Час ректора» собирает сотни студентов и практически каждому приносит удовлетворение. Систематичность, разнообразие форм и методов, высокий уровень проводимых мероприятий позволяют готовить высококультурных и всесторонне развитых профессионалов. Главным критерием воспитательной работы является личность выпускника: высокий профессионализм, честность и принципиальность, богатый душевный мир, способность навсегда сохранить в памяти благодарное чувство к своей Alma-mater. У академии много таких выпускников. Свидетельством этого является создание группой наших выпускников Попечительского совета и Попечительского фонда академии во главе с Президентом банка "Возрождение" Д.Л. Орловым. Эти организации оказывают существенную помощь в разработке новых государственных образовательных стандартов, устанавливают поощрительные стипендии для особо одаренных студентов и аспирантов, участвуют в важнейших мероприятиях вуза. В работе со студентами считается недопустимым хоть ненадолго прервать связующую нить многих поколений выпускников. Выводы 1.Конец XX - начало XXI вв. стало временем стремительного развития академии, превращения ее в один из ведущих экономических вузов России. 2.Финакадемия стала мощным образовательным комплексом, осуществляющим довузовскую подготовку, подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, повышение квалификации и переподготовку кадров по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения с применением дистанционных технологий и форме экстерната. 3.Высокий научный потенциал академии способствовал дальнейшему и качественно новому развитию научно-исследовательской деятельности вуза. Он занимает одно из ведущих мест в разработке актуальных проблем экономического развития России. Особое значение придается вовлечению и стимулированию притока молодежи в науку, в сферу образования и высоких технологий. 4.В изучаемый период Финакадемия превратилась в один из крупных центров международного сотрудничества. Совместная образовательная и научная деятельность коллектива академии осуществляется с родственными вузами и учреждениями финансово-банковской сферы 60 зарубежных стран. 5.Материальные сложности в условиях глубокого экономического кризиса не помешали академии значительно укрепить материально-техническую базу и улучшить условия не только для учебного процесса, но и для организации культурного досуга студентов, преподавателей и сотрудников. 6.В развитии вуза особая заслуга принадлежала и принадлежит ректорам академии А.Г. Грязновой и М.А. Эскиндарову, которые все силы и всю свою жизнь отдали своей Alma-mater.
Литература Выпускники Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Под ред. А.Г. Грязновой; Сост. С.Л. Анохина, М.А. Эскиндаров, - М.: Финансы и статистика, 2001. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Колл. авт. /Под ред. А.Г. Грязновой. Изд. второе, дополненное. – М.: Финансы и статистика, 2001. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в лицах. Колл. авт. Под общ. ред. А.Г. Грязновой – М.: Финансы и статистика, 2003. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 60 лет со дня основания МФИ. Колл. авт./Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2006. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. История и современность. Колл. авт. /Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. – М.: Финансы и статистика, 2009. Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Монография. – М.: Финакадемия, 2008.
1) Позитивизм и кумулятивистская модель развития науки. 2) К.Поппер: проблема роста научных знаний 3) И.Лакатос: методология научно-исследовательских программ 4) Т.Кун: историческая динамика научных знаний. 5) Ст. Тулмин: эволюция матрицы понимания. 6) П.Фейерабенд: методологический анархизм. Литература: 1. К.Поппер Логика и рост научного знания. М.-1983.- (С.344-349 –по хрестоматии) – с.253-264, с.325-336, с.351, 2. Т.Кун Структура научных революций – М., 2001. – с.34=36, 49-51, 65, 77-78, 129-130, 34-135, 196-197, 241-242.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |