КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Правовые вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельностиПлан. Лекция 4. Этапы становления российской государственности. Темы для научных исследований и рефератов, интернет-листов Задачи и упражнения 1. Привести пример одной-двух сложных систем, пояснить причины и тип сложности, взаимосвязь сложностей различного типа. Указать меры (приемы, процедуры) оценки сложности. Построить 3D-, 2D-, 1D-структуры сложных систем. Сделать рисунки, иллюстрирующие основные связи. 2. Выбрав в качестве меры сложности некоторой экосистемы многообразие видов в ней, оценить сложность (многообразие) системы. 3. Привести пример оценки сложности некоторого фрагмента литературного (музыкального, живописного) произведения.
1. Классификационная система классов систем. 2. Большая и сложная система – взаимопереходы и взаимозависимости. 3. Единство и борьба различных типов сложностей.
1. Проблемаэтногенезавосточныхславян. 2. Норманнскаятеорияи еекритика. 3. Принятие христианства. Вопрос 1. Проблемаэтногенезавосточныхславян. Предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Наряду со славянами в неё входили германские, кельтские, иранские, греческие, индийские и другие народы. Прародиной индоевропейцев считается Малая Азия (совр. Турция), откуда часть кочевых племен направилась в Европу, а другая - в Индию. Борьба за стада и пастбища ведет в первой половине II тыс. до н.э. к широкому расселению пастушеских племен по Восточной Европе. К середине этого тысячелетия на первое место в экономике выходит уже земледелие, ведущее к оседлости. Примерно в это же время происходит обособление из индоевропейской общности ранних славян (праславян), заселивших территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе. Дунайская версия происхождения восточных славян говорит об их движении за Карпаты до Днепра в бронзовом веке, когда имеет место развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, начинается освоение железа. Затем в результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север Восточно-Европейской равнины в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финно-угорские племена. Так образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкосновение с другими племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых климатических условиях, чем на юге, но зато и более безопасных.
Вопрос 2. Норманнскаятеорияи еекритика. Однако летописный рассказ о призвании князей-варягов послужил основой для создания в 30-е годы XVIII в. работавшими в России немецкими учеными З. Байером и Г. Миллером так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. Из нее вытекало, что государство восточных славян обязано своим происхождением исключительно иноземцам. Отсюда делались далеко идущие политические выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому развитию. Критика этой теории сводится к доказательству наличия предгосударственных образований у восточных славян до призвания варягов («призвать княжить можно только туда, где уже есть княжеский стол»). Далее следует подчеркнуть крайне незначительную роль варягов в государственной жизни Древней Руси, ее культуре. Варяги-норманны находились на более низкой ступени исторического развития, чем славянские племена Восточной Европы. Сами викинги-варяги быстро ассимилировались и обрусели. Отечественной наукой было доказано, что возникновение Древнерусского государства стало возможным лишь в результате экономического и социального развития, т.е. внутренних процессов, и что внешние влияния могли несколько ускорить (как катализатор) или замедлить, но отнюдь не заменить их. Значение антинорманизма заключается не в оспаривании скандинавского происхождения первых русских князей или скандинавской этимологии слова «Русь», не в отрицании присутствия скандинавов в Восточной Европе, а в освещении тех процессов развития восточнославянского общества, которые привели к формированию государства, в выявлении взаимных влияний древнерусского и древнескандинавского миров. Итак, в результате синтеза различных укладов жизни (кочевого, полукочевого и оседлого), на основе разной экономической деятельности (охота, земледелие, скотоводство, ремесло и торговля) складываются первоначальные основы государственности – союзы племен, происходит ассимиляция культур разных народностей (славян, скандинавов, угро-финнов и тюрков), на значительной части Восточной Европы формируется своеобразное общество – Древняя Русь, положившая начало образованию впоследствии русского народа и Российского государства. Древняя Русь развивалась аналогично Западной Европе и подошла к моменту образования раннефеодального государства почти одновременно с другими государствами Восточной Европы (Польшей, Чехией и Болгарией). Однако в развитии западноевропейских стран и Древней Руси имелись и существенные различия. Там варварские племена (древние германцы, франки и др.) в эпоху Великого переселения народов столкнулись в Западной Европе с высокоразвитой античной культурой. Прийдя на Восточноевропейскую равнину, славяне не нашли здесь такой развитой цивилизации. Они находились на более высокой стадии развития, чем населявшие эту территорию племена (финнов, балтов и др.). К тому же сложные природно-климатические условия затрудняли хозяйственную деятельность славян и накладывали существенный отпечаток на социальную структуру общества, укрепляя коллективизм, на тип власти и определяли во многом особенности национального характера.
Вопрос 3. Принятие христианства. Крещение Руси в 988 г. Итак, во второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важных слагаемых: феодальные отношения, которые начинали играть все большую роль в экономике, и феодальное государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации – феодальная идеология – отсутствовал. Князь Владимир давно осознавал, что языческое многобожие не соответствует политическим и духовным потребностям нового государства. Оно не обеспечивало единства всех племен и земель Киевской Руси. Такое единство лучше всего поддерживают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Кроме того, язычество не устраивало верхи, новую феодальную знать. Оно требовало от славянина всемерного накопления имущества для вольготной жизни в загробном мире, а феодальное государство в лице князя изымало прибавочный продукт в форме дани (полюдье, повоз). Язычество выступало против закабаления и порабощения свободного крестьянина, чтобы и в потустороннем мире он мог вести жизнь вольного человека, а феодалам был нужен безропотный смерд. Если христианство учило, что всякая власть от бога, то язычество, напротив, стимулировало неповиновение феодальной власти, толкало славян на борьбу за вольности. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киевской Руси с этой страной. Союз с ней в какой-то мере защищал Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря (печенеги, половцы и др.), которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом. А языческая вера пагубно сказывалась на международных связях Руси с другими государствами. Христианские государи отказывались от династических браков с язычниками. Русские купцы в христианских странах подвергались дискриминации по религиозным причинам. Русских князей привлекала и политико-социальная модель Восточно-Римской империи, в основе которой лежало совершенно иное, нежели на Западе (вселенская власть римского папы), соотношение между императорской властью василевса и духовным владычеством Церкви, с одной стороны, и между императором и князьями зависимых (целиком и частично) от Византии политических образований – с другой. Кроме того, византийское право имело общинную ориентацию, искусственно сдерживало развитие феодальных отношений, что также отразилось на социальном и хозяйственном укладе Руси. Кроме того, в католицизме богослужение проходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг – на этом же языке (как в исламе – на арабском). А православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в близкой славянской Болгарии. Свидетельства о довладимирских крещениях отдельных групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Владимир, крестившись сам при осаде г. Корсуни (Херсонесе), крестил своих бояр, а затем и весь народ в 988(990) г. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Именно с этого времени возникает каменное зодчество, появляется древнерусская литература, живопись. Находки новгородских берестяных грамот показали широкое распространение грамотности среди простолюдинов в Древней Руси. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви – «десятину». Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Став частью православного мира, Древняя Русь получила печать своеобразного религиозного, культурного и социально-политического устройства - византизм, которая легла в основу всего дальнейшего исторического пути. Византизм предполагал ясное осознание православной Русью своего отличия как от западных, католических, так и от восточных – шире, степных – нехристианских соседей. Цивилизационно Киевская Русь, возникшая на торговом пути с многочисленными городами, развивалась по пути близкому к античному, т.е. западному типу. Фактически она была ближе к прогрессивному типу развития, чем средневековая Европа того времени. Правда, важнейшая проблема соотношения прав личности и общества решалась в пользу коллектива. Индивидуализм не мог сразу родиться из коллективистской общественной системы. Однако особенности Древней Руси были пока еще вполне совместимы с прогрессивным типом развития, тем более что и княжеская династия, и новая религия были европейского происхождения. Крещение Руси в 988 г. Итак, во второй половине X в. феодальная формация на Руси имела два важных слагаемых: феодальные отношения, которые начинали играть все большую роль в экономике, и феодальное государство, доминировавшее в сфере политики. А третий существенный компонент феодальной формации – феодальная идеология – отсутствовал. Князь Владимир давно осознавал, что языческое многобожие не соответствует политическим и духовным потребностям нового государства. Оно не обеспечивало единства всех племен и земель Киевской Руси. Такое единство лучше всего поддерживают так называемые мировые религии: христианство и ислам. Кроме того, язычество не устраивало верхи, новую феодальную знать. Оно требовало от славянина всемерного накопления имущества для вольготной жизни в загробном мире, а феодальное государство в лице князя изымало прибавочный продукт в форме дани (полюдье, повоз). Язычество выступало против закабаления и порабощения свободного крестьянина, чтобы и в потустороннем мире он мог вести жизнь вольного человека, а феодалам был нужен безропотный смерд. Если христианство учило, что всякая власть от бога, то язычество, напротив, стимулировало неповиновение феодальной власти, толкало славян на борьбу за вольности. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киевской Руси с этой страной. Союз с ней в какой-то мере защищал Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря (печенеги, половцы и др.), которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом. А языческая вера пагубно сказывалась на международных связях Руси с другими государствами. К тому же в этот период православие утверждалось в близкой славянской Болгарии. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви – «десятину». Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Став частью православного мира, Древняя Русь получила печать своеобразного религиозного, культурного и социально-политического устройства, которая легла в основу всего дальнейшего исторического пути. Византизм предполагал ясное осознание православной Русью своего отличия как от западных, католических, так и от восточных – шире, степных – нехристианских соседей. Цивилизационно Киевская Русь, возникшая на торговом пути с многочисленными городами, развивалась по пути близкому к античному, т.е. западному типу. Фактически она была ближе к прогрессивному типу развития, чем средневековая Европа того времени. Правда, важнейшая проблема соотношения прав личности и общества решалась в пользу коллектива. Индивидуализм не мог сразу родиться из коллективистской общественной системы. Однако особенности Древней Руси были пока еще вполне совместимы с прогрессивным типом развития, тем более что и княжеская династия, и новая религия были европейского происхождения.
1. Налоговая система как инструмент государственного регулирования
Государственное регулирование -комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом, и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получения от этого оптимальных выгод. Налоговая система в РФ практически была создана в 1991 г., когда был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и др. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. С 1 января 1999 г. Вступил в силу Налоговый кодекс РФ, который неоднократно изменялся и дополнялся, и этот процесс продолжается по сей день. Также в систему законодательства о налогах и сборах входят законодательства субъектов РФ от налогах и сборах, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Налоговый кодекс РФ Устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Кодекс состоит из 2-х частей. Налоговый кодекс РФ дает определение понятиям «налог» и «сбор». Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |