КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 1. Понятие социальной роли
Тема 2.1. Роли и ролевые ожидания. Таким образом, мы с вами рассмотрели конструирование педагогического процесса на основе двух основных видов педагогической деятельности – воспитания и преподавания. Собственно планирование урока представляет собой три основных стадии. Первая стадия – определение целей урока (обязательно: воспитательные, образовательные и развивающие в их единстве). Цели должны определяться предельно конкретно, соответствовать теме урока. Вторая стадия – в соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых для урока средств. Третья стадия планирования - здесь учитель конкретизирует структуру урока и разрабатывает учебные ситуации. Здесь же учитель продумывает собственное воздействие на эмоции и чувства детей. Итогом такой работы рабочий или поурочный план. Его форма и объём жёстко не регламентируются для учителя, но, как мы уже говорили, могут зависеть от опытности педагога и сложности темы урока. В плане урока обязательно должны быть указаны: - дата его проведения, класс, № темы по тематическому плану - тема, цели, задачи урока - структура урока с указанием его основных этапов - содержание учебного материала - методы и приёмы работы учителя и детей в каждой учебной ситуации - учебное оборудование, необходимое для проведения урока - образцы решения задач (на уроках математики, физики, химии). Каждый из этих видов деятельности планируется педагогом, исходя из опыта своей работы и специфики педагогической деятельности в рамках воспитания или обучения.
Студент должен иметь представления: О том, что каждая социальная роль несет определенный набор прав и обязанностей. Студент должен знать: Понятия социальной роли. ролевого конфликта. Виды и характеристики социальных ролей. Студент должен уметь: Анализировать предложенные упражнения, подкрепляя практический опыт теоретическими знаниями. Осмыслить, каждую социальную роль и найти для себя оптимальный стиль поведения.
План: 1. Понятие социальной роли. 2. Виды и характеристики социальных ролей. 3. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт. 4. Влияние социальной роли на развитие личности.
& Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. & Общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. Каждому индивиду в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы: 1) выполнять обязанности и пользоваться правами в соответствии с той или иной ролью; 2) приобрести установки, навыки поведения, которые соответствуют данной роли, и иметь адекватный ей эмоциональный настрой. Ü Социальная роль — это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Как правило, это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций. Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей в соответствии с их индивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ею обязанности. @ Существует точка зрения, что социальная роль — это совокупность социальных норм, освоить которые общество или группа побуждают или принуждают индивида. Обычно же социальную роль определяют как динамический аспект статуса, как перечень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. @ Социальные роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д. @ Внутренняя структура личности (картина мира, желания, установки) может располагать к одним социальным ролям и не способствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не требуется. Ü Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |