Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка и его виды. Тема 4. Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства

Тема 4. Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства.

 

4.1. Функции рынка и его виды.

4.2. Субъекты рыночных отношений.

4.3. Экономическая неопределенность и риски.

4.4. Рынок совершенной конкуренции.

Рынок – это совокупность отношений товарного обмена. В ус­ловиях рыночной системы хозяйства все продукты труда принима­ют экономическую форму товаров. Продаваемая на рынке полезная вещь требует эквива­лентного возмещения. Следовательно, у всех товаров есть нечто об­щее, позволяющее обменивать их в определенных пропорциях (со­отношениях). Например, на рынке 100 г кофе можно приравнять к 50 г чая, или, в алгебраическом виде, хА = уВ, где А, В – полезные вещи; х,у – количественные пропорции обмена.

Равенство меновых пропорций возникает потому, что во всех товарах воплощен затраченный на их производство труд, образую­щий стоимость товаров. Стоимость определяет качественную од­нородность товаров, что позволяет их сопоставлять и количествен­но соизмерять на рынке. Величина стоимости измеряется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами тру­да, произведенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. Предполагается, что в этих условиях производится основная масса товаров.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

Основные функции рынка:

ü интегрирующая;

ü регулирующая;

ü стимулирующая;

ü информационная;

ü по­средническая;

ü ценообразующая;

ü санирующая.

Интегрирующая функция состоит в соединение сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующую функ­цию рынок осуществляет посредством оперативного реагирования на изменения спроса и предложения. Колебание спроса и предло­жения оказывает немедленное воздействие на цены. Рост цен – сиг­нал к расширению производства, снижение цен – сигнал к его со­кращению. Так рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей, сбалансированности спроса и пред­ложения.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Информационная функция рынка воплощена в ценах. Состояние и динамика рыночных цен позволяют исследовать и прогнозировать рыночную конъюнктуру, характеризующую состояние произ­водства и потребления в конкретный период времени. При анали­зе конъюнктуры рынка используются следующие показатели:

• состояние производства (рост, спад, стабильность);

• наличие товарных запасов, их величина;

• динамика цен, процента, курса ценных бумаг;

• величина прибыли, зарплаты, издержек;

• состояние занятости трудоспособного населения, уровень безработицы.

Состояние конъюнктуры рынка предопределено циклическим характером развития общественного производства и случайными факторами (войны, природные катаклизмы, мода и др.). Существу­ют способы совершенствования конъюнктуры рынка. Например, можно стимулировать рост инвестиций посредством регулирова­ния величины денежных сбережений населения, пересмотра нало­говых и процентных ставок. На конъюнктуру воздействует и изме­нение масштабов вмешательства государства в экономические процессы.

Посредническая функция рынка позволяет экономически обособ­ленным производителям в условиях общественного разделения тру­да совершать взаимовыгодный обмен результатами своей деятель­ности. Рынок обеспечивает деловую порядочность своих субъектов. В процессе конкуренции отторгаются антирыночные действия про­давцов и покупателей. Место на рынке занимают субъекты с высо­кой репутацией.

Ценообразующая функция рынка обеспечивает признание лишь общественно необходимых затрат, только их согласен оплатить по­купатель. Рынок как бы усредняет индивидуальные материальные и трудовые затраты, воплощенные в продуктах и услугах одного на­значения.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц с помощью конкуренции. В результате ры­ночная система обретает устойчивое развитие.

Дифференциация производителей – необходимый элемент рынка. Однако из этого не следует, что рынок обрекает на гибель всех слабых и незащищенных. Социальная защита – это функция государства, а не рынка. В то же время уровень социальных гаран­тий достигает наивысших пределов именно в условиях высокоразвитой рыночной системы. Но это еще не означает, что рынок слу­жит панацеей от всех бед. Рынок содержит в себе, как и любая другая экономическая система, негативные свойства. Так, конку­ренция, лишая каких бы то ни было реальных перспектив эконо­мически неэффективные структуры, способствует росту безрабо­тицы, увеличению дифференциации доходов населения. Без поддержки государства рынок не сможет самостоятельно реализо­вать научно-технические программы, удовлетворить общественные потребности в таких товарах и услугах, которые нельзя выразить в рыночной цене. Это так называемые общественные блага (природосохраность, национальная оборона, государственное управле­ние и др.). Рынок полностью не сможет решить проблемы образо­вания, здравоохранения.

Рыночная система обязательно предполагает определенную сте­пень регулирования со стороны государства. Функционирование экономической системы обеспечивается системой специализиро­ванных организаций, действующих в рамках рыночных институ­тов.

Совокупность институтов рынка представляет рыночную инфра­структуру, состав которой формируется в соответствии с объекта­ми рыночных отношений. Инфраструктура рынка включает такие элементы, как: биржи (товарные, фондовые, валютные); аукционы, ярмарки; предприятия оптовой и розничной торговли; банк, страховые компании, фонды, фондовые биржи; биржи труда; информационные центры; юридические конторы; рекламные агентства и т.п.

Все эти элементы очень тесно связаны друг с другом. Если они находятся в равновесном сбалансированном состоянии, то и вся экономика функционирует нормально и также находится в равновесии. И, наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов (пр., банковской сферы) негативно отражается на всей рыночной экономики в целом.

Структура рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Очевидно, что единой рыночной структуры не существует. По каким критериям классифицируют структуру рынка?

Во-первых, по объектам рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг и т.д.

Во-вторых, по субъектам рынка – рынок покупателей и рынок продавцов.

В-третьих, критерием выступают географические границы рынка – местный рынок недвижимости, мировой рынок, национальный рынок товаров и услуг.

В-четвертых, критерием классификации может служить степень ограничения конкуренции на рынке – совершенная конкуренция, монополия.

Рыночная структура может быть классифицирована также по отраслевому признаку (автомобильный или нефтяной); по характеру продаж (оптовый, розничный); по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный, «теневой» рынок) и т.д.

Рынки классифицируются по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку.

Соответственно объектам купли-продажи выделяют рынок то­варов, услуг и информации, рынок капиталов и рынок труда.

Рынок товаров, услуг и информации включает в себя потребитель­ский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств про­изводства (товаров, предназначенных для производственного по­требления). Целевое назначение рынка потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием. Рынок услуг – совокупность купли-продажи услуг об­разования, здравоохранения, общественного питания и др. В условиях все большего вовлечения в производственный про­цесс научно-технических достижений возрастает значение рынка информации. Поставщиками информации выступают академичес­кие институты и учебные заведения, научно технические общества. Рынок средств производства представлен в виде отраслевых рынков:

· машин и оборудования;

· объектов промышленного строительства;

· топлива и минерального сырья;

· сельскохозяйственного сырья, лесных материалов;

· научно-технических знаний.

Инфраструктура рынка товаров и услуг представлена товарны­ми биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, яр­марками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбо­ром и снабжением информацией участников рыночных отношений.

Рынок капиталов состоит из рынка денег и рынка ценных бу­маг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посред­ством банков и других организаций (страховых компаний, различ­ных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвес­тиции (денежные вложения в общественное производство) способ­ствуют экономическому росту.

Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варран­ты, фьючерсные контракты и др.) – производные от основных.

Акция – ценная бумага, выпускаемая корпорацией и дающая право ее владельцу на получение дохода (дивиденда). Уровень ди­видендов находится в прямой зависимости от внесенного в акцио­нерное общество капитала и от размеров получаемой корпорацией прибыли. Продаются и покупаются акции не по номиналу (обо­значенной на акции ее стоимости), а по курсу. На курс акций ока­зывает воздействие множество факторов, но изменение курса акций, прежде всего, вызывается динамикой процента за кредит.

Облигация – ценная бумага, которая приносит ее владельцу фик­сированный доход в виде процента на срок до погашения этой об­лигации. Облигации выпускаются государством, муниципальны­ми органами, корпорациями.

Акции и облигации покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, функционирующем в виде фондовой биржи. Реализация функций фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.

В единую систему рынков факторов производства входит рынок труда. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций меж­ду предпринимателями и рабочими. Кроме этого биржи труда ока­зывают материальную поддержку в случае вынужденной безрабо­тицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применитель­но к тем или иным профессиям и регионам.

Рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет предприятиям успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации, обеспечивает гибкость и высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям.

В условиях рыночной экономики наиболее рационально используются достижения науки техники (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии). Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов способствует более полному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным. В нем существует, так называемые, провалы рынка.

Провалы рынка – экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.

Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение и др.), сохранить невоспроизводимые ресурсы, выработать экономический механизм защиты окружающей среды. Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных, не обеспечивает стабильное экономическое развитие (ему свойственны циклические подъемы и спады, инфляции, безработицы) и т.п.

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия в конце XVI в | Экономическая неопределенность и риски
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.