Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества

Лекция тема 4. НОВЫЕ ФОРОМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

С развитием рыночной экономики в России формы пред­принимательской деятельности становятся все более разнообразными. Они либо воскрешаются из прошлого рос­сийского опыта и получают дальнейшее развитие (простое товарищество), либо воспринимаются из зарубежного опы­та (франчайзинг).

К онцентрация усилий и скоординированность действий нескольких предприятий или индивидуальных пред­принимателей по достижению общих целей может быть во многих случаях достигнута путем заключения между ни­ми договора простого товарищества.

Правовой институт простого товарищества установлен Гражданским кодексом РФ. По договору простого товари­щества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридиче­ского лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Срок действия простого товарищества определяется соглашением сторон, но может и отсутствовать в договоре (простое товарищество в этом случае подразумевается бессрочным).

Главной особенностью договора простого товарищества является то, что его участники не выступают по отноше­нию одно к другому в роли должников и кредиторов, как это имеет место в других договорах. Участники этой сдел­ки юридически не обособляют имущество, используемое ими для совместной деятельности, и потому отвечают по общим долгам всем своим личным имуществом в долевом или солидарном порядке.

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профес­сиональные и иные знания, навыки и умения, а также де­ловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей пред­полагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических об­стоятельств. Денежная оценка вклада товарища произво­дится по соглашению между товарищами.

Следует отметить, что общее имущество товарищей не служит гарантией удовлетворения их кредиторов по об­щим обязательствам. Поэтому допускается внесение в ка­честве вкладов не только реального имущества, но и про­фессиональных и иных знаний, а также умений и навы­ков, деловых связей и деловой репутации. Внесенное то­варищами имущество, которым они обладали на праве соб­ственности, а также произведенная в результате совмест­ной деятельности продукция и полученные от такой дея­тельности плоды и доходы признаются их общей долевой ^собственностью, если иное не установлено законом или до­говором простого товарищества либо не вытекает из суще­ства обязательства.

Юридическое обособление общего имущества участни­ков от их личного имущества обычно производится с по­мощью его бухгалтерского учета на отдельном балансе. Ве­дение такого учета может быть поручено одному из това­рищей (юридическому лицу).

При ведении общих дел каждый товарищ вправе дейст­вовать от имени всех товарищей, если договором не уста­новлено, что ведение дел осуществляется отдельными уча­стниками либо совместно всеми участниками договора. При совместном ведении дел для совершения каждой сдел­ки требуется согласие всех товарищей. В этой ситуации они вправе либо каждый подписать соглашение по сделке, либо выдать для этого разовую доверенность одному или нескольким участникам.

Если участник товарищества совершил сделку по веде­нию общих дел с превышением своих полномочий (напри­мер, получив на нее согласие большинства, но не всех то­варищей), остальные участники все равно будут счи­таться обязанными по такой сделке, так как их контра­генты (третьи лица) не обязаны знать об ограничениях на совершение сделки, касавшихся данного товарища. В слу­чае, когда они знали (должны были знать) о таких ограни­чениях (в частности, не удостоверились в наличии полно­мочий у лица, совершившего сделку, действовать от имени всех товарищей), стороной по сделке будет признан лишь совершивший ее товарищ. Однако доказать последнее об­стоятельство должны сами заинтересованные товарищи, иначе сделка предполагается заключенной с их согласия и в их общих интересах.

Участник простого товарищества, действовавший с пре­вышением полномочий или от своего имени, в ситуации, когда заключенная им сделка была необходима в общих интересах товарищества, вправе требовать от других това­рищей возмещения своих расходов. Если же в результате такой сделки другие товарищи понесли убытки, они также вправе требовать их возмещения от совершившего сделку участника.

Каждый товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела товарищей, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел.

Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каж­дый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Очевидно, что в боль­шинстве случаев убытки и расходы будут погашаться прежде всего за счет общего имущества или его опреде­ленной части и лишь при его недостатке из личного иму­щества участников с учетом относительного размера каж­дого вклада.

Прибыль, полученная товарищами в результате их сов­местной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором или иным соглашением товари­щей. Договором могут быть введены дополнительные критерии распределения прибыли (например, дополнительная часть прибыли за успешное ведение общих дел).

Договор простого товарищества прекращается по исте­чении срока или по достижении цели, для которой он за­ключается, а также по другим обстоятельствам (объявле­ние какого-либо из товарищей банкротом, выход из това­рищества одного из участников, выдел доли товарища по требованию его кредитора, в случаях, если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами).

При прекращении действия договора возникает необхо­димость решения двух вопросов: а) об ответственности по общим обязательствам, существующим перед третьими ли­цами; б) о разделе общего имущества или возврате имуще­ства, переданного в общее пользование.

Что касается ответственности по общим обязательствам, то с момента прекращения договора простого товарищест­ва его участники несут солидарную ответственность по не­исполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц. В случае, когда договор простого товарищества не был прекращен в результате заявления какого-либо из участ­ников об отказе от дальнейшего в нем участия либо рас­торжения договора по требованию одного из товарищей, лицо, участие которого в договоре прекратилось, отвечает перед третьими лицами по общим обязательствам, возник­шим в период его участия в договоре, так, как если бы оно осталось участником договора простого товарищества.

Раздел общего имущества осуществляется по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ для раздела до­левой собственности. При этом товарищ, внесший в общую собственность индивидуально определенную вещь, вправе при прекращении договора простого товарищества требо­вать в судебном порядке возврата ему этой вещи при усло­вии соблюдения интересов остальных товарищей и креди­торов. Имущество, переданное в общее пользование, воз­вращается передавшему его участнику без компенсации за износ (если нет соглашения участников о компенсации).

Договором простого товарищества может быть предус­мотрено, что его существование не раскрывается для тре­тьих лиц (негласное товарищество). В отношениях с тре­тьими лицами каждый из участников негласного товари­щества отвечает всем своим имуществом по сделкам, кото­рые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей. В отношениях между товарищами обязательства, возникшие в процессе их совместной деятельности, счита­ются общими.

В настоящее время рассматриваемая форма предприни­мательской деятельности пока не нашла широкого распро­странения в Российской Федерации. Образование простых товариществ, по-видимому, целесообразно в первую оче­редь в форме консорциумов, создаваемых на определенный срок в интересах выполнения крупных проектов.

Финансово-промышленные группы (см. главу 4) по сво­ему юридическому статусу, как правило, также представ­ляют собой простые товарищества, созданные на основа­нии договора участников. Они формируют свое общее иму­щество путем вкладов участников и несут солидарную от­ветственность по общим обязательствам. Не составляют простого товарищества лишь финансово-промышленные группы, состоящие исключительно из основных (материн­ских) и дочерних компаний. Однако если эти компании связаны между собой специальным договором об управле­нии, то имеет место разновидность простого товарищества.

2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)

Сущность франчайзинга. Франчайзинг представляет собой одну из новых для российской экономики форм предпринимательской деятельности. Он открывает боль­шие возможности для начинающих предпринимателей, большинство из которых не обладают для успешного веде­ния дела достаточными знаниями, опытом и финансовыми возможностями и поэтому нуждаются в поддержке со сто­роны успешно действующих фирм.

Система франчайзинга получила широкое распростра­нение в США, Японии, странах Западной Европы. Ее суть состоит в том, что крупная и респектабельная фирма (франчайзер) предоставляет малому предприятию, начи­нающему свой путь в бизнесе (франчайзи), право (франши­зу) в течение определенного времени и в определенном ме­сте вести предпринимательскую деятельность с исполь­зованием уже отработанной и оправдавшей себя техно­логии, «ноу-хау», известной и популярной торговой мар­ки, возможностей обучения персонала и получения необходимых консультаций. Обычно франчайзер берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материа­лов, оказывает помощь в организации и управлении биз­несом, а в отдельных случаях оказывает своим франчайзи непосредственную финансовую помощь, предоставляя кре­диты, либо косвенную помощь в виде поручительства и га­рантий. Все эти условия оговариваются в специальном до­говоре франчайзинга.

Небольшая фирма, используя помощь франчайзера, мо­жет в сравнительно короткие сроки начать свое дело, при­чем постоянная поддержка со стороны головной фирмы по­могает успешно преодолеть трудности, особенно на началь­ном этапе функционирования. Помощь и поддержка со сто­роны франчайзера предоставляется за плату (роялти), ко­торая может быть достаточно высокой.

Таким образом, отношения сторон коммерческой кон­цессии являются альтернативой отношений, возникающих между основным и дочерним предприятиями, а метод франчайзинга — альтернативой государственной поддерж­ке малого предпринимательства.

Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур (схема 2.2). Основными типа­ми являются товарный, производственный, деловой, до­черний и конверсионный франчайзинг.

 

ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СТРУКТУРЫ

Схема 2.2. Система франчайзинга

 

Товарный франчайзинг представляет собой распреде­лительную систему сбыта товаров, произведенных франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную то­варную марку и требует комплекса предпродажных и по­слепродажных услуг.

При производственном франчайзинге крупные компа­нии в ряде случаев выдают лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного зна­ка или торговой марки при изготовлении продукции, ко­торая запатентована или производится с помощью патен­тованного процесса и (или) «ноу-хау».

Деловой франчайзинг имеет многие общие черты с то­варным франчайзингом и является наиболее популярным. Он обычно представляет собой выдачу лицензии на товар­ный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующе­го «ноу-хау».

Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений фран­чайзинга и предполагает организацию независимого бизне­са под «патронажем» франчайзера.

Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появ­лением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по брокерским операциям с недвижимостью, а затем его в опре­деленной мере использовали в ряде других услуг (финансо­вых, оформлении интерьеров, торговле подержанными авто­мобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превра­щение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селек­тивные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга являются индивиду­альный и региональный (территориальный).

При индивидуальном франчайзинге, являющемся на­иболее распространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса.

При региональном франчайзинге создаются двух-, трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).

Региональный франчайзинг подразделяется на различ­ные подвиды:

.франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в опре­деленном районе;

.субфранчайзинг — головное предприятие имеет кон­тракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;

.развивающийся франчайзинг — отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны кон­трактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим обра­зом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивиду­альным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения.

Система франчайзинга ориентирована на достижение ус­пеха всеми ее участниками. Преимуществами для фран­чайзера являются:

.выгоды от широкого и быстрого расширения бизнеса без больших финансовых затрат;

.возможность осуществления эффективного контроля над условиями реализации своей продукции и услуг;

.получение дохода в виде платежей роялти;

.получение дополнительной прибыли за счет сниже­ния издержек производства на единицу продукции или ус­луги в результате роста масштабов производства.

Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчайзи, такие, как:

.возможность стать и оставаться самостоятельным биз­несменом;

.право вести свой бизнес под торговой маркой, имею­щей хорошую репутацию на рынке;

.использование апробированной концепции бизнеса и маркетинга;

.возможность получения управленческих консульта­ций от экспертов в соответствующей области;

.снижение затрат на рекламу за счет организации сов­местной деятельности;

.получение услуг головной фирмы в организации на­чального и последующего обучения.

Однако возможности реализации этих преимуществ за­висят от многих условий — и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня пере­даваемой франчайзи технологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для при­нятия решения об участии в системе франчайзинга или ее распространении на те или иные рынки и области пред­принимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности.

Основные положения законодательства о ком­мерческой концессии. Правовые нормы коммерческой концессии установлены Гражданским кодексом РФ. В ос­нову правоотношений ее участников положен договор ком­мерческой концессии. По такому договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой сторо­не (пользователю) за вознаграждение на срок или без ука­зания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе пра­во на фирменное наименование и (или) коммерческое обо­значение правообладателя, охраняемую коммерческую ин­формацию, а также другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак об­служивания и т. д.

Пользователь (франчайзи) выступает в деловом обороте самостоятельно (юридически), но в отношениях со своими потребителями действует как бы от имени правообладате­ля (франчайзера). Последний, таким образом, расширяет границы своей деятельности без дополнительных затрат и с выгодой для себя. Более того, франчайзи в отношениях с потребителями фактически осуществляет рекламу фран-чайзера, так как подчеркивает аналогичность своих това­ров (услуг) с товарами (услугами) головной фирмы. Заклю­чая договор коммерческой концессии с известной, хорошо зарекомендовавшей себя фирмой, малое предприятие при­обретает значительные преимущества вследствие того, что оно выходит на рынок в облике данной фирмы, использу­ющей соответствующую технологию и обеспечивающей вы­сокое качество результатов своей деятельности, и тем са­мым создает и себе стабильный высокий спрос на произво­димые товары (услуги).

Договор коммерческой концессии принципиально отли­чается от лицензионного договора тем, что предприятие, приобретающее лицензию (лицензиат), не выступает на рынке в облике предприятия, предлагающего лицензию (лицензиара). Предприятие-лицензиат представляет товар от своего имени, хотя и производит его по лицензии.

Договор коммерческой концессии предусматривает ис­пользование комплекса исключительных прав, деловой ре­путации и коммерческого опыта правообладателя:

.в определенном объеме (может быть установлен, в ча­стности, минимальный и (или) максимальный объем);

.на определенной территории или без ее указания;

.применительно к определенной сфере предпринима­тельской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем по тех­нологии франчайзера, производству работ, оказанию ус­луг).

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть, коммерческие организации и граждане, зарегистри­рованные в качестве индивидуальных предпринимателей. Договор регистрируется в органе, осуществившем регист­рацию правообладателя, а если последний зарегистрирован в иностранном государстве, — в органе, осуществившем регистрацию пользователя. Если в договоре предусматри­вается использование объекта, охраняемого патентным за­конодательством, то договор должен быть также зарегист­рирован в соответствующем патентном органе.

Закон допускает различные формы вознаграждения правообладателю, такие, как фиксированные разовые или пе­риодические платежи, отчисления от выручки, наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи.

Коммерческая субконцессия. Договором коммерче­ской концессии может быть предусмотрено право пользо­вателя разрешать другим лицам использование предостав­ленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре ком­мерческой концессии. В договоре может быть предусмотре­на обязанность пользователя предоставить в течение опре­деленного срока определенному числу лиц право пользова­ния указанными правами на условиях субконцессии.

При досрочном прекращении договора коммерческой концессии, заключенного на срок, и при расторжении до­говора, заключенного без указания срока, права и обязан­ности вторичного правообладателя по договору субкон­цессии (субфранчайзинга) переходят к правообладателю (головному предприятию), если он не откажется от приня­тия на себя прав и обязанностей по этому договору и если иное не предусмотрено договором коммерческой концес­сии.

Субфранчайзер несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный франчайзеру действиями франчайзи (пользователя по договору субконцессии).

Обязанности и ответственность правообладате­ля. Правообладатель имеет два вида обязанностей: он бе­зусловно обязан и обязан, если договором не предусмотре­но иное.

Правообладатель обязан:

.передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необхо­димую пользователю для осуществления прав, предостав­ленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по во­просам, связанным с осуществлением этих прав;

.выдать пользователю предусмотренные договором ли­цензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Если договором не предусмотрено иное, он обязан:

.обеспечить регистрацию договора коммерческой кон­цессии;

.оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обуче­нии и повышении квалификации работников;

.контролировать качество товаров (работ, услуг), про­изводимых (выполняемых, оказываемых) пользователем.

Различна и ответственность правообладателя по предъ­являемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг):

.он несет субсидиарную ответственность при несо­ответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии;

.по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, по­следний отвечает солидарно с пользователем.

Обязанности пользователя. К числу непременных обязанностей пользователе по договору коммерческой кон­цессии относится обязанность:

.использовать фирменное наименование и (или) ком­мерческое обозначение прЬвообладателя указанным в дого­воре образом;

.обеспечивать соответствие качества производимых им товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых непосредственно правообладателем;

.соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, спо­собов и условий использования комплекса исключитель­ных прав тому, как он используется правообладателем;

.оказывать покупателям (заказчикам) все дополни­тельные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредст­венно у правообладателя;

 

Схема 2.3. Алгоритм реализации хозяйственных правоотношений в коммерческой концессии


.не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммер­ческую информацию;

.предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

.информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Алгоритм реализации хозяйственных правоотношений в коммерческой концессии показан на схеме 2.3.

Ограничения прав сторон. Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, не противоречащие антимонопольному законода­тельству, в том числе обязательства правообладателя:

.не предоставлять другим лицам аналогичные ком­плексы исключительных прав для их использования на за­крепленной за пользователем территории;

.воздерживаться от собственной аналогичной деятель­ности на этой территории;

обязательства пользователя:

.не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерче­ской концессии в отношении предпринимательской дея­тельности, осуществляемой пользователем с использовани­ем принадлежащих правообладателю исключительных прав;

.отказаться от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциаль­ных конкурентов) правообладателя;

.согласовывать с правообладателем место расположе­ния коммерческих помещений, используемых при осуще­ствлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Правообладатель не вправе требовать от пользователя продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг) только определенному кругу лиц либо исключительно по­купателям, имеющим место нахождения (место жительст­ва) на определенной территории. Условия договора, приво­дящие к таким ограничениям, являются ничтожными.

Заключение договора на новый срок. Пользова­тель, надлежащим образом исполнявший свои обязатель­ства, имеет право заключить договор коммерческой кон­цессии на новый срок на тех же условиях. Правообладатель вправе отказать в заключении договора на новый срок только при условии, что в течение 3 лет он не будет за­ключать аналогичные договоры с другими лицами или со­глашаться на заключение аналогичных договоров субкон­цессии на территории, где действовал прежний договор. Если правообладатель решит в этот срок заключить подоб­ный договор, он обязан сделать предложение прежнему пользователю либо возместить ему все возможные убытки, в том числе и упущенную выгоду.

Такая правовая норма ориентирует стороны по догово­ру коммерческой концессии на длительное сотрудничест­во, что является одним из основных условий привлече­ния инвестиций в деятельность, обусловленную догово­ром.

Законодательством установлено, что при заключении нового договора с тем же пользователем его условия долж­ны быть не менее благоприятны для пользователя, чем ус­ловия прекратившегося договора. Обоснованность такой нормы вызывает сомнение, так как условия договора долж­ны зависеть не только от интересов пользователя, но и от интересов правообладателя, а также от состояния рынка. Более обосновано правило: условия нового договора долж­ны быть в равной степени благоприятны как для пользова­теля, так и для правообладателя.

Правила сохранения, изменения и прекращения дого­вора коммерческой концессии в различных ситуациях при­водятся в табл. 2.4.

Следует заметить, что правило, приведенное в п. 2 этой таблицы, установлено в предположении неизбежного ухуд­шения условий договора для пользователя в результате из­менения правообладателем своего фирменного наименова­ния или коммерческого обозначения. Однако такое пред­положение нельзя признать обоснованным: эти изменения могут создать и более благоприятные условия для пользо­вателя (например, правообладатель стал дочерним пред­приятием более известной фирмы и принял ее наименова­ние). Очевидно, что в этом случае правообладатель обосно­ванно может потребовать от пользователя повышения воз­награждения по договору.

Таблица 2.4.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

10. В чем особенности способов действия хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ?

11. Дайте определение простого товарищества.

12. Что признается вкладом товарища в простое това­рищество?

13. Каков порядок покрытия расходов и убытков, связан­ных с совместной деятельностью товарищей?

14. В каких случаях прекращается договор простого то­варищества?

15. В чем сущность франчайзинга?

16. Назовите основные виды франчайзинга и дайте им

характеристику.

17. Перечислите основные типы, франчайзинга. Дайте им

характеристику.

18. В чем преимущества франчайзера как участника си­стемы франчайзинга?

19. В чем преимущества франчайзи как участника сис­темы франчайзинга?

20. S чем сущность коммерческой субконцессии?

21. Что относится к обязанностям правообладателя и обязанностям пользователя?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Химические свойства окиси этилена | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.