КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность рынка: черты, функции, роль
Элементы рыночной экономики Структура и инфраструктура рынка Лекция 4. РЫНОК: ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ, РОЛЬ
Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории. В процессе исторического развития изменялось понимание рынка и рыночного механизма, вырастала их роль в экономике. Однако и в настоящее время толкование рынка неоднозначно. Выяснению сущности рынка и содержания рыночного механизма посвящена данная лекция.
Основные вопросы лекции:
1. Рынок: сущность, черты, функции, роль 4. Типы рынков. Формирование рыночных отношений в России и других постсоциалистических странах повысило практическую значимость теории рыночной экономики. Понятия «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны. Рыночная экономика – результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка. Она возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйствования. Рынок - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Он лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих субъектов. Поскольку эти два понятия не только взаимосвязаны, но и неотделимы друг от друга, то в современной экономической литературе употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок. Рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей: 1) натурально-вещественные связи, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей; 2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Рынок пришел на смену натуральному хозяйству, первой и простейшей форме общественного хозяйства.
Натуральная форма хозяйствования основывается на земельной собственности и ей присущи следующие черты: 1) замкнутый характер, ограниченный рамками данного хозяйства (общины); 2) простое воспроизводство (т.е. в одних и тех же масштабах); 3) универсализм крестьянина (т.е. слабое разделение труда); 4) господство традиций в принятии решений; 5) прямые связи между производством и распределением (созданный продукт движется по схеме: производство ® потребление). Однако внутри натурального хозяйства медленно шло развитие товарно-денежных отношений. В результате общественного разделения труда и специализации происходит обособление производителей, их кооперация и объединение на новой экономической основе. На смену натуральному хозяйству пришло товарное хозяйство.
Товарной форме хозяйствования присущи следующие черты: 1) открытость; 2) разделение труда, приведшее к росту его производительности и появлению излишков продуктов; 3) расширенное воспроизводство (повторение производства в увеличивающемся масштабе); 4) осуществление связей через рынок (созданный продукт движется по схеме: производство®распределение ®обмен® потребление): 5) продукты производятся для обмена самостоятельными, независимыми, экономически обособленными производителями, то есть производителями являются собственники средств производства и продукции. Это возможно только в условиях частной собственности. Таким образом, важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются: во-первых, общественное разделение труда и специализация; во-вторых, экономическая обособленность (самостоятельность) хозяйствующих субъектов, то есть полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить и кому продавать продукцию). Обособленность возникает на базе частной собственности; в-третьих, самостоятельность производителя, свобода предпринимательства и свободный обмен ресурсов, позволяющий сформироваться свободным ценам, подсказывающим хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
В основе экономического развития лежит естественное разделение труда – разделение функций между людьми исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре этапа общественного разделения труда: 1) отделение земледелия от скотоводства; 2) отделение ремесла от земледелия; 3) выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала; 4) выделение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) от производства. На основе общественного разделения труда возникли другие виды разделения труда: профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное. В результате разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов и оказание услуг.
Специализация дает немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества – производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей. В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возросла. Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, то есть место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношение спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что рынок представляет собой определенную систему отношений.
Рыночные отношения включают: •отношения, связанные с арендой (взаимоотношения между двумя субъектами осуществляются на рыночной основе); •процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда, кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; •процесс функционирования рыночной инфраструктуры; •обменные процессы с зарубежными партнерами. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции. Основными чертами рынка являются: 1. Наличие товарной массы - чем количественно и качественно разнородна товарная масса, тем более развит и рынок. 2. Наличие устойчивой и развитой денежной системы. Рынок - это не бартер, не обмен по цепочке … Т – Т…, а бесконечная цепь товарно-денежного обращения …Т - Д - Т –Д’-… (по К. Марксу, Д‘>Д на размер прибавочной стоимости). 3. Свободные цены. 4. Частная собственность – это имеющие денежную оценку экономические активы, находящиеся во владении отдельных экономических субъектов (частные лица, фирмы). Различают следующие виды активов: физические – материальные ресурсы и товары, недвижимое имущество; финансовые – наличные деньги, банковские вклады и ценные бумаги; нематериальные – авторские права, патенты, торговая марка. 5. Конкуренция. Именно конкуренция заставляет искать направления деятельности, связанные с более рациональным использованием ресурсов, создает благоприятные условия для инновационной деятельности, порождает стимулы к непрерывному совершенствованию форм и способов деятельности, то есть становится вечным двигателем рыночной экономики. 6. Самостоятельность хозяйственных субъектов. Это свободный выбор партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракт, договоры, отсутствие жесткого административного товарного распределения, свобода договоров и сделок. Но эта самостоятельность относительна, поскольку подчинена правилам рыночной игры. 7. В основе действия продавца и покупатель лежит личный экономический интерес, в этом и является стимулирующая функция рынка. 8. Рынок связан с существованием трансакционных издержек. Это расходы на получение лицензий на выбранную деятельность, сбор и обработку информации о состоянии рынка, поиск покупателей (или продавцов), ведение с ними переговоров, заключение контракта, а также контроль за его соблюдением. Иными словами, это расходы на совершение сделок или издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. 9. Свободное маневрирование ресурсов, возможность изменить условия производства, технологии, свободное перемещение ресурсов в другую отрасль. 10. Рынок подчинен действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения. 11. Предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности. 12. Рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни. 13. Наличие развитой инфраструктуры. 14. Рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством. Региональный рынок выступает как часть национального, а национальный – как часть мирового. Цивилизованный рынок функционирует при определенных условиях, к их числу относятся: •реализация многогранных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной); •система мер связанных с разработкой правового законодательства по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования; •демократизация производства при сохранении государственных регуляторов; •рыночная инфраструктура должна объединять рынок товаров и услуг, рынок производства и финансовый рынок; •превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием специализированных предприятий. Сущность рынка проявляется в его функциях: 1. Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства, потребления, а также торговцев-посредников. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. 2. Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки по кредитам и т.д. объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг. 3. Ценообразующая (или эквивалентная) – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты на производство продукции с общественно-необходимыми. 4. Регулирующая предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве обмен между регионами. Постоянное колебание цен не только информирует о состоянии дел на рынке, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена - расширяем производство, падает - сокращаем. Рынок отвечает на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? 5. Стимулирующая состоит в побуждении производителя к созданию необходимой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли за счет снижения издержек и внедрения научно-технического прогресса, а на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. 6. Посредническая. Рынок обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Реализация интересов рыночных субъектов обеспечивает соединение интересов продавца (получение большего дохода) и интересов покупателя (в удовлетворении потребности с наименьшими затратами), предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. 7. Контролирующая. Рынок - главный контролер конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. 8. Санирующая. С помощью рыночных рычагов происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов, осуществляется дифференциация товаропроизводителей. 9. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров и их функционирование – товаров длительного пользования) и соразмерности спроса населения с заработной платой. 10. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя – в удовлетворении потребностей с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функции» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль – это ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет. Роль рынка в экономике сводится к следующему: 1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, с помощью обратных первичных связей; 2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; 4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных производителей и свертыванию устаревших производств.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |