КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы организаций
Лекция 4.
1. Типология как исследование. 2. Классификация организаций. 3. Типы организаций по видам социальных взаимодействий. 4. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. 5. Типы организаций по взаимодействию с человеком. 6. Типы организаций с учетом типа организационной структуры. 7. Типы организаций по этапу жизненного цикла.
1. Потребность в типологии организаций возникает тогда, когда накопление исследовательских данных и представлений делает необходимым построение единой картины социального феномена по возможности в наиболее широких масштабах и разнообразных проявлениях. Полная реализация этого двоякого требования (объемности и детальности одновременно) дала бы уже собственно классификацию и решение всего вопроса. Сейчас же ставится задача определения как ближних, так и самых дальних границ мира организаций в обществе как типа социальности и выделение внутри него разновидностей конкретных форм и соотношений. Подобная типология выполняет важную познавательную роль по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, таким путем достигаются систематизация, упорядочение объекта, что заложено в логике развития всякой науки. Это не только улучшает ориентацию исследователя в объекте, но и побуждает его сосредоточится на особенностях, сходствах и различиях организаций по разным параметрам. Во-вторых, типология дает известную основу для установления общности и типизации проблем для разных организаций, перенесения методов их решения с одних на другие, ибо в одной группе могут оказаться самые неожиданные сочетания организаций по совпадению каких-либо признаков. В-третьих, типология характеризует общество с организационной стороны и может использоваться в возможных измерениях целевой структуры общества, его социальной дифференциации, системы социального контроля и т.д. Выше указанная типология имеет самостоятельный смысл лишь в том случае, если она способствует производству нового знания. Иначе говоря, формальные группировки, перебор организаций по любому сходству признаков имеют только предварительный, вводный характер, хотя методически и необходимый. Они способны служить своеобразными ”заготовками” до той поры, когда исследования не обнаружат в них какое-то содержание или навсегда оставят их в числе ”пустых множеств”. Так, можно ожидать, что группировка организаций по городским районам разделит судьбу первых, а по времени начала рабочего дня – вторых. Нельзя признать совершенными и эмпирические (назовем их так) типологии организаций, ныне наиболее распространенные. Они выстраивают однорядный перечень организаций чаще всего по отраслевому признаку, например: производственные, образовательные, лечебные, транспортные, культурные и пр. Практическая очевидность представленных различий здесь лишь повторяет сложившуюся в обществе специализацию, в то время как сходство организаций из разных групп по некоторым существенным признакам сильнее, чем в рамках одной такой группы. Содержательная, аналитическая типология в отличие от формальной и эмпирической и начинается с поиска таких признаков, которые смогли бы стать основанием для выделения групп организаций как новых актуальных объектов исследования. И в этом основная проблема типологии, являющейся специфическим видом исследования. Количество же таких исследований теоретически неисчерпаемо. Выбор конкретного основания для дифференциации зависит от методологии анализа (как понимается феномен организации, что считается ее ключевыми факторами и т.д.), а также от решаемой задачи (если, например, организации необходимо сопоставить по их месту в общественной структуре, по типу управления, по положению в них индивида и пр.). Уже само распределение организаций по отобранным так основаниям дает исследователю и варианты объектов, и некоторую информацию о них. В типологии организаций, главным образом предприятий, нуждаются экономика (разделяет организации по численности персонала, профилю продукции, технологическому режиму и т.д.), право (делит организации по подчинению – местному, региональному, республиканскому, по ведомственной принадлежности, по административным структурам, специально рассматривается категория общественных организаций). Социологически же наиболее важными представляются характеристики организаций с точки зрения их места в общественных отношениях, социальной функции. Группировки организаций по экономическим и правовым признакам имеют для социолога вспомогательное значение вероятных коррелянтов. Привычный способ построения типологии организаций индуктивный (сбор опытно воспринимаемых объектов с последующим распределением их по группам). Возможно, поэтому в имеющихся типологиях организаций доминируют массивные горизонтальные ряды и почти не развиты ряды вертикальные, то есть не разработаны обобщения. Дедуктивный метод предварительной выработки наиболее общего понятия с последующим разложением его объема на все более частные способен усовершенствовать типологическую конструкцию, связав по вертикали ее разные уровни. Понятно, что дедукция сильнее на верхних этажах, но тем больше требования к общим понятиям.
2. Организации классифицируются в зависимости от признаков, положенных в основу классификации. Это могут быть размеры, формы собственности, источники финансирования, функции, цели, виды деятельности, применяемые технологии и т.п. Широкую известность получила классификация, предложенная канадским профессором Г.Минцбергом. С учетом типа организационной структуры, степени централизации и специализации он дал следующий перечень. 1. Предпринимательская организация. Характеризуется относительно простой структурой, неразвитой иерархией менеджмента, незначительной формализацией деятельности, небольшими размерами, способностью к быстрому обновлению. В такой организации велика роль лидера, который осуществляет координацию и контроль. 2. Машинная бюрократия ("организация как - машина"). Отличается большой степенью рационализации и стандартизации производственной деятельности, не требующей высокопрофессиональной подготовки, иерархией и централизацией управления. Распространена в массовом производстве. 3. Профессиональная организация. Бюрократическая организация, характеризующаяся высоким профессиональным уровнем специалистов (речь идет об университетах, больницах, школах и т.п.). Сложная структура таких организаций требует децентрализации управления и большой самостоятельности в работе специалистов. 4. Диверсифицированная (дивизиональная) организация. Состоит из 5. Инновационная организация. Имеет оргструктуру с низкой степенью формализации и высоким уровнем горизонтальной специализации высокопрофессиональной деятельности (речь идет о так называемой адхократии). 6. Миссионерская организация. Основу ее деятельности составляет идеология, высокий уровень доверия между членами организации. Имеют место узкая специализация работников, дифференциация обязанностей, значительный уровень стандартизации. Это относительно небольшие организации, как правило, независимые союзы, члены которых "исповедуют" одну идеологию. 7. Политическая организация. Наиболее характерные черты: противоречивость в действиях отдельных частей, высокая степень конфликтности составляющих структур, что, впрочем, не влияет на их высокую жизненную устойчивость. По типологии же Т.Парсонсона, в зависимости от функций, выполняемых в обществе, организации делятся на производящие, политические, интегративные и организации поддержания образцов. Производящие создают продукт и услуги, потребляемые обществом. Политические - преследуют политические цели и осуществляют власть в обществе. Организации поддержания образцов воспроизводят и развивают традиции в области образования, культуры и т.п. Цель интегративных - разрешение социальных конфликтов, обеспечение взаимодействия различных частей общества (церковь, те или иные общественные союзы и другие объединения. Согласно мнению П.Бло и В.Скотта, организации следует классифицировать в зависимости от того, какой части общества выгодны (политические партии, клубы, ассоциации, профессиональные объединения и т.п.); деловые концерны (фирмы, производящие товары и услуги, торговля и т.д.); поддерживающие организации (больницы, клиники, школы, университеты, агентства социальной службы и др.); организации общественного блага (государственные учреждения, воинские части, полиция, пожарные и спасательные службы, тюрьмы). Р.Уэстрам и Х.Самаха рассматривают три вида организаций: предпринимательские, бюрократические и добровольные объединения. Выделяют также формальные и неформальные, правительственные и неправительственные, хозяйственные и общественные, прибыльные неприбыльные организации. Формальная организация - это организация официально зарегистрированная, действующая на основе существующего законодательства и установленных регламентов (таких, как устав, положение, учредительный договор и др.). Организации, осуществляющие свою деятельность вне рамок законодательства, относятся к неформальным. По видам деятельности организации можно разделить на хозяйственные и общественные. Хозяйственные производят продукты. К ним относятся К общественным организациям причисляются политические, союзы, блоки, церковь и другие религиозные общества, профессиональные союзы, организации неуки, культуры и спорта, экологические, правозащитные и другие, осуществляющие добровольную общественную деятельность. По источникам финансирования выделяют бюджетные и небюджетные организации, к первым относят те, основным источником финансирования которых является государственный или местный бюджет. Небюджетные организации имеют другие источники формирования собственных средств. Однако и эти организации могут в определенных случаях получать из бюджета средства (направляемые в качестве источников финансирования государственных программ, проектов, заказов). В соответствии с Конституцией в Российской Федерации существуют государственная, муниципальная, частная, смешанная собственность и собственность общественных организаций. По признаку собственности можно выделить государственные, муниципальные, частные, общественные организации, а также организации со смешанной собственностью. Как показывает мировой опыт, государственные организации в разных странах достаточно сильно различаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они находятся (полностью или частично) под контролем государства. Так, в ряде западноевропейских стран при полном бюджетном финансировании функционируют государственные предприятия почты, телеграфа и других видов связи, транспорта, жилищного строительства, добывающих отраслей промышленности, энергетики и некоторых других сфер. К частным относятся организации, созданные индивидуальными предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, семейного или фермерского хозяйства и т.п.), а также акционерные общества, хозяйственные общества или товарищества, если уставной капитал-формируется за счет частных вкладов, взносов. Организации смешанных форм собственности образуются на основе сочетания различных ее видов: государственной, частной, иностранной и т.п. Например, смешанные акционерные общества, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции, получили распространение в странах с развитой системой государственного регулирования. В нашей стране на переломе 80-х-90-х годов также стали создавать акционерные предприятия с участием иностранного капитала. Выделяют правительственные и неправительственные организации. К первым относятся организации, которые создаются непосредственно при правительстве с целью осуществления его политики (это различные фонды, и комиссии, например, созданные для поддержки и развития предпринимательства, малого бизнеса и т.д.). Ко вторым - независимые инициативные общественные организации в виде союзов, центров, фондов, ассоциаций, объединений, партий. Часто цели правительственных и неправительственных организаций совпадают. По размерам организации делятся на малые, средние и крупные. В основу деления в законодательстве многих стран положен такой критерий, как численность персонала. Организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации не имеют в качестве цели функционирования извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, и также в других формах, предусмотренных законом.
3. Модель систем и модель участвующих сторон являются основными парадигмами в теории организации. Они базируются на принципиально различных основаниях, соответственно, на отношениях сотрудничества и соперничества (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика моделей систем и моделей участвующих сторон
В последнее время стали появляться описания интеграции моделей систем и участвующих сторон. Данная модель получила название сетевой. В соответствии с данной моделью организации представляют собой сети взаимосвязанных групп. Отношения между группами характеризуются сотрудничеством и конкуренцией. Люди зависят друг от друга и имеют в то же время собственные интересы.
4. Названия механистический и органический отражают основные черты этих подходов. Применение термина "механистический" к организации используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. В последние годы механистический подход подвергается сильной критике. Термин "органический" как бы придает организации качества живого организма, свободного от недостатков механистической структуры. В основу описания рассматриваемых подходов положена ситуационная теория. Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовскои бюрократической организации. Немецкий социолог и экономист М. Вебер вошел в историю тем, что сформулировал в начале века понятие бюрократии как организации, имеющей определенные характеристики. Часто слово бюрократия ассоциируется с жесткостью, компетентностью, волокитой, неэффективностью и нелепостью правил. В принципе, в бюрократической модели заложена потенция проявления при определенной ситуации этих негативных явлений. Поэтому необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация, и то, как она работает в ряде больших организаций. Свои преимущества, например такие, как универсальность предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях: · в организации известны общие цели и задачи; · работа в организации может делиться на отдельные операции; · общая цель организации должна быть достаточно простой чтобы · выполнение работы индивидом может достоверно измеряться; · денежное вознаграждение мотивирует работника; Конечно, существует много других условий, важных для успеха любой организации, например таких, как наличие ресурсов и спрос на результат деятельности. Однако вышеперечисленные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе механистического подхода. Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, то есть являться более гибкой. Чтобы нагляднее отобразить суть органического подхода, его можно представить как прямую противоположность "идеальной" бюрократии (табл..1). Если механистический подход ориентирует организацию на высоко структурированные роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: "Делайте то, что ВЫ считаете необходимым, чтобы выполнить работу". Так же и при принятии решения: "Вы эксперт в этом деле, Вам и решать". При органическом подходе в силу отсутствия ясных оценок и стандартов работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.
Таблица 2 - Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации
Большинство специалистов видят в органическом подходе будущее и продолжают усиленно критиковать механистический подход. Однако руководители должны принимать во внимание специфические условия, в которых действует конкретная организация, и на этой основе делать свой окончательный выбор. В управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует априорного понятия "хорошей" или "плохой" системы. Есть выбор, соответствующий имеющимся условиям, и выбор, им не соответствующий. При изменении условий может измениться и выбор.
5. Различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п. В табл. приводятся основные характеристики двух типов организаций: организации корпоративного и индивидуалистского типов. В данном контексте корпоративная организация, или, проще корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права - юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как. социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация это древнейшая форма человеческого объединения, использовавшаяся еще охотничьими группами до образования парной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род, обеспечивавшие процесс воспроизводства определенных отношений внутри группы. Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в большей или меньшей Таблица 3 - Основные характеристики корпоративной и индивидуалистской организаций
Благодаря объединению ресурсов и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям. Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных - основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда - тенденция к уравниловке. Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Так, интересы "разделенных" людей согласовываются лидерами корпораций. Это и является основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип "разделяй и властвуй". Важным условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти. Из понятия корпорации видно, что субъектом интереса в ней является сама группа, коллектив (выделяется даже понятие так называемого "трудового коллектива") или вся организация. Персонализация индивида осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый приматом целей организационных над индивидуальными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации условия поддержания своего существования, он способен на самопожертвование ради коллектива, отождествляя его с собой. Отсюда - ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина и прочая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что организация выступает как единое целое. Создается обманчивое впечатление ее мощи и всесилия. На деле же нередко случается, что это "колосс на глиняных ногах". Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая "коллективная" ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип "организация всегда права". Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое Мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает Руководителя к популистским действиям. Так, например, введенная в Ходе перестройки в СССР выборность руководителей предприятий существенным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли предприятий в фонды заработной платы и стимулирования в ущерб техническому развитию. Борьба за сторонников в организации больше развивает политические способности у руководителя, чем профессиональные и деловые навыки и умения. В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности информацией. Интересы работника существуют всегда в "завтра", а интересы корпорации - в "сегодня". Корпоративной организации соответствует определенная мораль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении - мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование, и поэтому как бы не регламентируется. На деле же он часто выступает в извращенной форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать взятки. Но если кто-то попался, то на него изливается гнев всех членов организации. Межличностные отношения порой опосредствуются антисоциальными ценностными ориентациями. В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению к организации, приветствуются послушание и исполнительность, рождающие в конечном счете безответственность. Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях - это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива. Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с "центрами прибыли", эдхократическим предпринимательским структурам, которые будут рассмотрены в следующем параграфе данной главы. Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Так, описанные выше процедуры управления по целям и участия в управлении являются эффективными способами сочетания интересов членов организации. Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется в данном случае созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Создание систем открытой коммуникации организациях и развитие внутрихозяйственного коммерческого расчета позволяют расширить этот поиск. Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строится вокруг человека. Под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. Действует Правило, что не существует решения в организации, независимо от рассмотрения качеств индивида. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая. В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамках организации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе. Принятие решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. То есть решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Естественно, что применение на практике такого подхода требует наличия в организации соответствующей культуры. Принцип меньшинства помогает устранить популизм в действиях руководства, помогает ему выработать умения слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом. В индивидуалистской организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности. Его "сегодняшний" интерес превращается в "завтрашний" интерес организации. Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, т.к. признается и допускается всеми ее членами. Отсюда истинное, а не поддельное уважение к себе и в отношениях между людьми, расчет вместо слепой веры. Преобладает лояльность своим убеждениям, что еще больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий. От того, какого типа организации распространены в экономике -корпоративные или индивидуалистские, зависит во многом степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени. Для организации в условиях современного развитого рыночного хозяйства также важно то, насколько в ней представлены элементы индивидуалистской структуры и культуры. В конечном счете это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества.
6. В Зависимости от типа организационной структуры выделяют три наиболее известных типа организаций: традиционная, дивизиональная или отделенческая и матричная. Традиционная организация является комбинацией линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации. Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей "организационной" реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на "ресурсной" основе: кадры, финансы, план, сырье и материалы и т.д. В рамках линейно-функциональной схемы предприятия развивались относительно успешно вплоть до 20-х гг. текущего столетия, т.к. им удавалось осуществлять свое техническое и финансовое развитие и Удовлетворять массового потребителя в количестве, качестве и стоимости производимой продукции. Традиционная организация соединила в себе преимущества двух типов департаментизации и это позволяло ей при соответствующих внешних условиях эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития. В целом линейно-функциональные схемы структур производительных организаций в сочетании с развитием "идеального" Механистического подхода сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной. С точки зрения взаимодействия с внешней средой, традиционные схемы во многом строились на механистическом подходе к организационному проектированию. Являясь простыми и понятными данные схемы позволили перейти от патриархальных отношений ремесленного цеха и мануфактуры типа "мастер раб" к индустриальным отношениям типа "начальник подчиненный" отношениям более регулируемым, более предсказуемым, более цивилизованным в целом. Этот поворот в отношениях в организации сыграл не меньшую роль, чем сама промышленная революция. В первой половине XX века линейно-функциональные схемы обеспечивали рост вертикально интегрированных организаций, развившихся в конечном счете в гигантские корпорации, охватывавшие весь цикл выпуска конечного продукта от получения сырьевых ресурсов до реализации готовых изделий. С ростом размеров организаций все больше давали себя знать соединенные недостатки линейной и функциональной департаментиэации. Приходилось все время увеличивать масштаб управляемости, что вело к неуправляемости организацией в целом. Вертикальный рост ограничивал развитие эффективных горизонтальных связей. Внутри гигантов с жесткой схемой не находилось места неформальным связям. При большей ориентации на рынок в этих огромных производственных организациях попытки адаптации к изменениям внешней среды обычно приводили к закрытию производств и увольнению рабочих. Текучесть кадров влияла на качество, качество -на прибыль и т.д. Усилились конфликтные ситуации. Остро встала необходимость поиска выхода из тесных рамок традиционных организаций. Следует заметить, что прохождение в развитии организации этапа, соответствующего использованию линейно-функциональных схем, является обязательным. Данный этап развития может быть коротким по времени или длинным. Однако он необходим, так как "перепрыгивание" через него лишает организацию возможности отработки отношений "начальник - подчиненный" и выведения этих отношений на уровень, адекватный требованиям внешней среды, молодые коммерческие структуры, не соблюдающие этого правила, лишают себя возможности когда-либо развернуть эффективное кассовое производство того или иного товара или услуги. Решение проблем, возникающих в организации, построенной по линейно-функциональной схеме, было найдено в конце 20-х гг. с появлением первых дивизиональных (или отделенческих) схем организационной структуры на предприятиях "Дженерал Моторс". Сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных подразделений способствовало образованию дивизиональных организаций. Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций. А Слоун определил дивизиональную схему как "скоординированную децентрализацию". Высший уровень в организации централизует планирование и распределение основных ресурсов, принимает стратегические решения, в то время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли. Дивизиональная схема имеет большие преимущества в различных отраслях промышленности. В особенности она эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений, т.к. в данной схеме по-прежнему в основе взаимодействия с внешней средой лежит Механистический подход. В тех случаях, когда этот подход заменяется на органический, как это имело место в корпорации ИБМ, дивизиональная схема как бы получает второе рождение и вновь действовать эффективно. В целом дивизиональная схема в построении организации позволяет последней продолжать свой рост и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности и на разных рынках. Руководители производственных отделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только "по линии", но и "по функциям" и развивают тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество. Вместе с тем необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается тенденция к "укорачиванию" целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов. В больших дивизиональных организациях затруднена межотделенческая карьера, а при механистическом подходе человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективным образом. В известной мере недостатки дивизиональной схемы удалось на практике разрешить с переходом к организациям, построенным с включением элементов матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Матричная схема просто неосуществима в рамках механистического подхода. Она требует перехода к органическому подходу, обеспечивающему большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся в значительной степени атрибутами матричной организации. Элементы матричной организации, а в отдельных случаях матричная департаментизация в целом, впервые были применены, как считают специалисты, в электронной промышленности и в других отраслях с так называемой высокой технологией. В условиях перехода от национальной к острой международной конкуренции возникла необходимость создания такой организационной структуры, которая позволяла бы проводить быстрые технологические изменения на основе максимально эффективного использования высококвалифицированной рабочей силы. Если "Дженерал Моторс" и автомобильная промышленность были родоначальниками дивизиональной структуры, то ИБМ и компьютерному производству принадлежит первенство в широком использовании на практике матричной структуры и ее элементов. Чтобы решать масштабные и сложные задачи по интеграции различных видов деятельности в организации, необходимо было создать большее число коммуникационных каналов и центров принятия решений. Для этого применялись разные координационные элементы: специальные координаторы, целевые и комплексные коллективы, автономные группы, руководители по продукту или по проекту, планирование карьеры, информационные сети, внутрифирменное предпринимательство и т.п. Матричные организационнные структуры отличаются сложностью в их реализации. Однако они в гораздо большей степени, чем ранее применявшаяся схема, отвечают происходящим в обществе изменениям. Активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в •организации своей работы. Они могут самостоятельно Приобретать полученные ресурсы и распределять полученную продукцию, определять все, что относится к организации труда, качеству продукции, содержанию оборудования, проведению изменений, прием на работу и иногда выбору руководителя. Наличие таких групп позволяет упростить иерархию в организации и сделать структуру более динамичной. Считается, что необходимо проводить больше экспериментов в этой области, чтобы достичь оптимальных результатов. Создание целевых и другого рода групп на практике редко связано с помещением их в структурные схемы организации. В силу своей временной природы и высокой степени динамичности эти группы часто не включаются в формальные структуры. Важным условием эффективного использования групп в организации является наличие у руководителей специальных знаний и умений в области управления людскими ресурсами. При организации групповой работы важно учитывать следующее. Первое, необходимо четко определиться в отношении сферы деятельности в организации, на которую будут распространяться права и ответственность группы. Так как группе обычно дается право планировать и реализовывать свои действия, это существенно уменьшает возможность вмешательства в ее деятельность функциональных или линейных руководителей. Кроме того, такой подход позволяет обогатить работу группы и мотивирует работников. Второе, групповая работа реализует себя наилучшим образом тогда, когда группа формируется под задачи, "пересекающие" линии функционального и линейного руководства. Использование групп как элемента матричного построения организации имеет и негативные стороны. Такие группы, например, не являются устойчивыми образованиями. Интенсивное использование групп лишает работников своего места в "организационном здании", люди постоянно перемещаются из группы в группу и вся организация становится, таким образом, как бы временной. Если организация все чаще и чаще прибегает к использованию разного рода групп, то наступает момент, когда необходимо полностью перейти к матричной организации. В этом случае удается снизить негативный эффект от группового подхода. Так, например, частая смена руководителей и специалистов в группах и на проектах приводит к потере контроля, и организация может просто развалиться. Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий, а сама работа представляется очень сложной и недостатки, порождаемые использованием групп, перевешивают преимущества. Так, например, подобная ситуация имела место в США в 60-е гг. в аэрокосмической промышленности, активно субсидируемой в тот период правительством. Правительство предъявляло не только высокие требования к качеству финансируемых проектов и срокам их выполнения, но и не менее высокие требования к расходованию полученных компаниями под эти проекты средств. В такой ситуации у компаний не было другого выхода, как перейти к матричным схемам организационных структур. Как было отмечено выше, матричная департаментизация всегда является комбинацией двух организационных альтернатив, обычно -функциональной и продуктовой (проектной). Таким образом появляются две формальные схемы структур в матричной организации. Основной задачей руководства в этих условиях становится поддержание баланса между двумя структурами. Нарушение баланса в комбинации двух организационных начал в рамках матричной схемы создает ряд проблем. С.Дэвис и П.Лоуренс определяют эти проблемы и пути их разрешения следующим образом (табл.). Таблица 3 - Проблемы, возникающие в матричных организациях, причины и пути их устранения
Суммируя характеристики, отличающие хорошо спроектированную матричную организацию, важно отметить следующее. В такого типа организациях высшее руководство определяет права и ответственность обеих частей организации функциональной и продуктовой (проектной). Конфликты присущи матричной схеме и их возникновение не должно являться неожиданностью. Для этого необходимо разрабатывать планы и меры разрешения конфликтов. Важным в этом отношении является подготовка персонала для работы в группах. Арбитром в конфликтах между частями организации должно выступать высшее руководство. Общеорганизационное планирование должно быть нацелено на минимизацию неопределенности в деятельности матричных ячеек. Этому способствует то, что проектная часть матричной организации используется для установления целей, формирования планов и бюджетов проектов, а функциональная часть обеспечивает эти элементы организации проекта необходимыми ресурсами. То есть то, что должно быть сделано в рамках проекта и как это должно выполняться, может быть четко разделено между указанными частями матричной организации.
7. Любая компания проходит часть этапов или все этапы жизненного цикла. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическая группа включает этапы нечувствительности и ликвидации (утилизации). Эти этапы характеризуются решением внутренних проблем в компании, причем, внутренние и внешние отношения рассматриваются в отдельности. Это довольно плодотворный метод при подготовке документов для регистрации компании, организации ее деятельности, преобразования или ликвидации. Динамическая группа включает этапы роста, зрелости, насыщения, спада и краха. Эти этапы характеризуются решением внешних и внутренних проблем компании во взаимосвязи. В теории организации выделяют принципы соответствия, оптимальности, присущие обоим состояниям организации, а также специфические принципы статистического состояния организации и специфические принципы динамического состояния организации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |