Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Требования к освещению




План.

Лекция №5

ПМСО

Психоаналитический.

3. Гуманистический.

4. Когнитивный.

5. Поведенческий.

6. Субъектно-деятельностный.

7. Диспозициональный.

- Активационная» концепция (Д.У. Фиске и С.Р. Мадди)

- Концепция жизнетворчества (Л.В. Сохань)

- Эпигенетическая теория Эриксона

- Конституциональные типологии личности (Классификация Кречмера легла в основу конституциональной психологии У. Шелдона)

- Личностные черты (Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела)

 

 

Тема. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Производственная санитария в кабинетах (классах), лабораториях.

 

1. Параметры микроклимата в учебных заведениях.

2. Загрязнения воздушной среды.

3. Вентиляция.

4. Требования к освещению.

5. Нормативные размеры помещений и параметры рабочих мест.

 

Литература:

1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.65-108

2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 84-97, 128-185.

3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 31-63.

4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с.29-48.

5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф... В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с.156-186.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Влияние на человека теплоты и лучистой энергии. Шумы и вибрация.

2. Электробезопасность

3. Индивидуальные средства защиты.

 

I. Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказы­вает микроклимат (метеорологические условия) помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, отно­сительной влажностью, скоростью движения воздушных потоков.

Небольшие отклонения в содержании газов, и в первую очередь уменьше­ние концентрации кислорода и увеличение содержания углекислоты, снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера ста­новится опасной для жизни человека.

Самочувствие человека в значительной мере зависит и от температур­ного режима. При повышении температуры окружающего воздуха свыше

22°С человек быстро утомляется, снижается его трудоспособность, расслабляет­ся организм, усиливается потоотделение.

В связи с этим санитарные нормы устанавливают допустимую температуру классов, кабинетов, лаборато­рий, учебных заведений (16-20°С), гимнастических залов, вестибюлей, кори­доров (14-16 °С).

На самочувствие человека оказывает влияние и влажность воздуха. По са­нитарным нормам допустимая влажность в учебных помещениях должна быть 40-60 %, в теплое время года возможно ее увеличение до 75%.

Немаловажно для самочувствия человека движение окружающего воздуха. Санитарными нормами определен и этот параметр. Средние скорости движения воздуха в учебных заведениях должны составлять 0,2-0-5

м/с в холодное и переходное время года и 0,5-1,5 м/с в теплое время года. (Ощущать воздушные потоки человек начинает со скорости воздуха 0,15 м/с).

 

Таблица 1.

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне помещений в холодный и переходный периоды года

 

Категория работы Энергозатраты организма, Дж/с Температура воздуха, °С Относительная влажность воз­духа, %, не бо­лее Скорость движения воздуха, м/с, не более Температура воздуха вне по­стоянных рабо­чих мест, °С
Легкая до 172 19-25   0,2 15-26
Средней тяжести 172-232 17-23   0,3 13-24
Средней тяжести 232-293 15-21   0,4 13-24
Тяжелая Более 293 13-19   0,5 12-19

 

 

Указанные выше параметры связаны с допустимыми нормами микроклима­тических условий и зависят от категории работы. В таблице 1 даны допустимые сочетания этих параметров для рабочей зоны, под которой понимается пространство высотой не менее 2м над уровнем пола или площадки, на которых нахо­дятся места постоянного временного пребывания работающих или учащихся.

 

 

II. Воздух учебных помещений загрязняется пылью, образующейся при эксплуатации различного оборудования, ТСО, от верхней одежды и обуви, использования металла, пластмасс, древесины и других материа­лов, газами, выделяющимися при работе оборудования, неправильной эксплуа­тации тепловых аппаратов и проведении хими­ческих веществ.

Среди загрязнений воздушной среды встречаются как ядовитые, так и неядовитые вещества.

Ядовитые (токсические) вещества нарушают нормальную жизнедеятель­ность организма, приводят к временным и хроническим патологическим его изме­нениям. Работа с такими веществами учащимся запрещена.

Отравления могут возникать внезапно при попадании в организм большого количества вещества (такие отравления называют острыми и расследуют их как случаи производственного травматизма) и могут развиваться в организме в те­чение длительного времени (такие отравления называют профессиональными).

К ядовитым газовым примесям атмосферного воздуха относятся: оксид уг­лерода (II), (угарный газ), сероводород, аммиак, выхлопные газы автомобилей и тракторов и др.

Оксид углерода (СО), опасен тем, что соединяется с гемоглобином крови в 250-300 раз быстрее кислорода. Кровь, насыщенная оксидом углерода, перестает усваивать кислород, и человек погибает от его недостатка.

Сероводород2S) вызывает нарушение внутритканевого дыхания: ткани перестают усваивать кислород. При вдыхании воздуха с содержанием серово­дорода более 0,06-0,07% возникает отек легких. При содержании более 0,08% человек теряет сознание и может наступить смерть от паралича дыхания. При малых концентрациях (0,02%) уже через 5-10 мин. появляется жгучая боль сли­зистых оболочек глаз и дыхательных путей.

Аммиак (NНз) (обладает характерным запахом) также вызывает сильное раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз.

Помимо газов, в воздухе могут содержаться мельчайшие частицы твердого вещества размерами от одного до тысячных долей миллиметра. Загрязнение воздуха пылью ухудшает санитарно-гигиенические условия. Такой воздух мо­жет стать причиной ряда болезней.

По действию на организм человека пыль разделяют на ядовитую (свинцо­вая, ртутная, мышьяковистая) и неядовитую (угольная, известняковая, древес­ная). Ядовитая пыль, попадая в организм или оседая на коже, может вызвать острое отравление или хроническое заболевание.

Другим фактором, определяющим опасность пыли для человека, является ее концентрация - массовое содержание частиц в единице объема воздуха (мг/м3).

Все вредные вещества со­держащиеся в сырье, продуктах, отходах производства по степени воздействия на организм подразделяют на четыре класса опасности:

1 - чрезвычайно опасные; 2 - высокоопасные; 3 - умеренно опасные;

4 - малоопасные вещества.

Класс опасности вредных веществ установлен в зависимости от норм и по­казателей (см. табл.2).

Таблица 2.

Опасность вредных веществ

 

 

  Наименование показателей Нормы содержания веществ для класса опасности, мг/см3
       
Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабо­чей зоны Средняя смертельная концентрация в воздухе менее 0, 1     менее 500 0,1-1,0     500-5000 1,1-10     5001-50000 более 10     более 50000

 

В настоящее время утверждены предельно допустимые концентрации (ПДК) около 1000 веществ.

ІІІ. Вентиляция - это регулируемый воздухообмен в помещении. Вентиляцией называют также устройства, которые его создают. По способу перемещения воздуха в помещении различают естественную и механическую вентиляцию. Возможно и их сочетание - смешанная вентиляция Естественная вентиляция подразделяется на аэрацию и проветривание.

Аэрация - это организованная естественная вентиляция, выполняющая роль общеобменной вентиляции.

Механическая вентиляция в зави­симости от направления движения воздушных потоков может быть вытяжной (отсасывающей), приточной (нагнетателъной) и приточно-вытяжной. Если вен­тиляция происходит во всем помещении, то ее называют общеобменной. Вен­тиляция, сосредоточенная в какой-либо зоне (на объекте загрязнения среды), называется локализующей. По времени действия вентиляция делится на по­стоянно действующую и аварийную.

Механическая вентиляция обеспечивается вентиляторами, забирающими воздух из мест, где он чист, и направляющими его к любому рабочему месту или оборудованию, а также удаляющему его из любых мест.

Приточная вентиляция обеспечивает только подачу чистого воздуха. Вы­тяжная вентиляция предназначена для удаления воздуха из вентилируемого помещения. Приточно-вытяжную вентиляцию применяют в тех помещениях, где требуется повышенный и особо надежный обмен воздуха (химические и микробиологические лаборатории).

При общеобменной вентиляции, применяемой во всех учебных помещениях, выделяющиеся вредные вещества разбавляются подаваемым чистым воздухом до предельно допустимых концентраций. Местная вентиляция создает требуе­мые условия воздушной среды на ограниченном пространстве.

Кабинеты и мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие устрой­ства для проветривания, управляемые с пола. Открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, чтобы обеспечить трехкратный воздухообмен в час. Для обеспечения нормального воздушно-теплового режима запрещено оклеивать и забивать фрамуги и форточки.

Отопление. Отопительные системы бывают центральные и местные. Цен­тральное отопление в зависимости от вида теплоносителя бывает водяным, воз­душным, паровым. В качестве местного отопления используют газовое или электрическое.

 

 

Хорошее освещение рабочих мест - одно из важнейших требований охраны труда.

Обычно применяют три вида освещения: естественное, искусственное и смешанное.

Естественное освещение, создаваемое природными источниками света, имеет высокую биологическую и гигиеническую ценность и оказывает сильное воздействие на психику человека. Освещенность помещений естественным све­том зависит от светового климата данной местности, ориентации окон, качества и содержания оконных стекол, окраски стен, глубины помещения, размеров световой поверхности окон, а также предметов, закрывающих свет.

Естественное освещение помещений осуществляется через световые про­емы и может быть выполнено в виде бокового, верхнего или комбинированно­го. Боковое освещение происходит чрез окна в наружных стенах, верхнее - че­рез световые фонари, располагаемые в перекрытиях, комбинированное - через окна и световые фонари. Естественную освещенность внутри помещений оце­нивают коэффициентом естественной освещенности (КЕО) ℮:

 

℮ =

 

где Евн - освещенность внутри помещения, Ен - одновременная освещен­ность рассеянным светом снаружи, измеряется в люксметрах (лк).

Минимальный коэффициент естественного освещения в зависимости от выполняемой работы при верхнем и комбинированном освещении должен со­ставлять от 10 до 2 %, а при боковом освещении 3,5-0,5%; в наиболее удален­ной от окон точке помещения на рабочей поверхности парты он должен быть не менее 1,5%.

При недостаточном естественном освещении устраивают искусственное освещение, которое подразделяется на рабочее, аварийное и охранное. Рабочее освещение может быть общим для обеспечения освещенности всего учебного помещения и местным, применяемым в случае недоста­точности общего освещения рабочих мест, столов, в читальных залах и т.д.

Важным гигиеническим требованием является защита глаз от слепящего действия света, что достигается применением соответствующей осветительной аппаратуры и нормированием высоты подвеса и яркости светильников. Наи­меньшая высота подвеса для ламп мощностью более 200 Вт - 3 м от уровня пола.

Аварийное освещение предусматривается на случай внезапного отключе­ния рабочего освещения. Оно необходимо для продолжения работы или выво­да людей из помещения.

Охранное освещение предусматривается для ограничения опасных участ­ков (траншей, котлованов, трубопроводов). Оно должно обеспечивать осве­щенность на уровне земли.

Комбинированное освещение - это сочетание общего и местного освеще­ния. В мастерских одноместное освещение не допускается.

Одним из факторов, влияющих на безопасность труда и учебы, является рацио­нальная окраска помещения и оборудования.

Все окружающие нас цвета подразделяют на ахроматические (белый, черный, все оттенки серого) и хроматические (все остальные цвета и оттенки).

Все цветовые тона объединяют в три группы (участки спектра)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.