КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Требования к освещению
План. Лекция №5 ПМСО Психоаналитический. 3. Гуманистический. 4. Когнитивный. 5. Поведенческий. 6. Субъектно-деятельностный. 7. Диспозициональный. - Активационная» концепция (Д.У. Фиске и С.Р. Мадди) - Концепция жизнетворчества (Л.В. Сохань) - Эпигенетическая теория Эриксона - Конституциональные типологии личности (Классификация Кречмера легла в основу конституциональной психологии У. Шелдона) - Личностные черты (Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела)
Тема. Основы производственной санитарии и техники безопасности. Производственная санитария в кабинетах (классах), лабораториях.
1. Параметры микроклимата в учебных заведениях. 2. Загрязнения воздушной среды. 3. Вентиляция. 4. Требования к освещению. 5. Нормативные размеры помещений и параметры рабочих мест.
Литература: 1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.65-108 2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 84-97, 128-185. 3. Бедрій Я.І., Дещинський Ю.Л., Мурін О.С. Основи охорони праці: Навч. посібник. 3-тє вид. переробл. і доп. – Львів: „Магнолія плюс”, 2004. – с. 31-63. 4. Керб Л.П. Основи охорони праці: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2005. – с.29-48. 5.Основи охорони праці: Навч. посібник / За ред. проф... В.В.Березуцького. – Х.: Факт, 2005. – с.156-186.
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Влияние на человека теплоты и лучистой энергии. Шумы и вибрация. 2. Электробезопасность 3. Индивидуальные средства защиты.
I. Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат (метеорологические условия) помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью, скоростью движения воздушных потоков. Небольшие отклонения в содержании газов, и в первую очередь уменьшение концентрации кислорода и увеличение содержания углекислоты, снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера становится опасной для жизни человека. Самочувствие человека в значительной мере зависит и от температурного режима. При повышении температуры окружающего воздуха свыше 22°С человек быстро утомляется, снижается его трудоспособность, расслабляется организм, усиливается потоотделение. В связи с этим санитарные нормы устанавливают допустимую температуру классов, кабинетов, лабораторий, учебных заведений (16-20°С), гимнастических залов, вестибюлей, коридоров (14-16 °С). На самочувствие человека оказывает влияние и влажность воздуха. По санитарным нормам допустимая влажность в учебных помещениях должна быть 40-60 %, в теплое время года возможно ее увеличение до 75%. Немаловажно для самочувствия человека движение окружающего воздуха. Санитарными нормами определен и этот параметр. Средние скорости движения воздуха в учебных заведениях должны составлять 0,2-0-5 м/с в холодное и переходное время года и 0,5-1,5 м/с в теплое время года. (Ощущать воздушные потоки человек начинает со скорости воздуха 0,15 м/с).
Таблица 1. Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне помещений в холодный и переходный периоды года
Указанные выше параметры связаны с допустимыми нормами микроклиматических условий и зависят от категории работы. В таблице 1 даны допустимые сочетания этих параметров для рабочей зоны, под которой понимается пространство высотой не менее 2м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного временного пребывания работающих или учащихся.
II. Воздух учебных помещений загрязняется пылью, образующейся при эксплуатации различного оборудования, ТСО, от верхней одежды и обуви, использования металла, пластмасс, древесины и других материалов, газами, выделяющимися при работе оборудования, неправильной эксплуатации тепловых аппаратов и проведении химических веществ. Среди загрязнений воздушной среды встречаются как ядовитые, так и неядовитые вещества. Ядовитые (токсические) вещества нарушают нормальную жизнедеятельность организма, приводят к временным и хроническим патологическим его изменениям. Работа с такими веществами учащимся запрещена. Отравления могут возникать внезапно при попадании в организм большого количества вещества (такие отравления называют острыми и расследуют их как случаи производственного травматизма) и могут развиваться в организме в течение длительного времени (такие отравления называют профессиональными). К ядовитым газовым примесям атмосферного воздуха относятся: оксид углерода (II), (угарный газ), сероводород, аммиак, выхлопные газы автомобилей и тракторов и др. Оксид углерода (СО), опасен тем, что соединяется с гемоглобином крови в 250-300 раз быстрее кислорода. Кровь, насыщенная оксидом углерода, перестает усваивать кислород, и человек погибает от его недостатка. Сероводород (Н2S) вызывает нарушение внутритканевого дыхания: ткани перестают усваивать кислород. При вдыхании воздуха с содержанием сероводорода более 0,06-0,07% возникает отек легких. При содержании более 0,08% человек теряет сознание и может наступить смерть от паралича дыхания. При малых концентрациях (0,02%) уже через 5-10 мин. появляется жгучая боль слизистых оболочек глаз и дыхательных путей. Аммиак (NНз) (обладает характерным запахом) также вызывает сильное раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз. Помимо газов, в воздухе могут содержаться мельчайшие частицы твердого вещества размерами от одного до тысячных долей миллиметра. Загрязнение воздуха пылью ухудшает санитарно-гигиенические условия. Такой воздух может стать причиной ряда болезней. По действию на организм человека пыль разделяют на ядовитую (свинцовая, ртутная, мышьяковистая) и неядовитую (угольная, известняковая, древесная). Ядовитая пыль, попадая в организм или оседая на коже, может вызвать острое отравление или хроническое заболевание. Другим фактором, определяющим опасность пыли для человека, является ее концентрация - массовое содержание частиц в единице объема воздуха (мг/м3). Все вредные вещества содержащиеся в сырье, продуктах, отходах производства по степени воздействия на организм подразделяют на четыре класса опасности: 1 - чрезвычайно опасные; 2 - высокоопасные; 3 - умеренно опасные; 4 - малоопасные вещества. Класс опасности вредных веществ установлен в зависимости от норм и показателей (см. табл.2). Таблица 2. Опасность вредных веществ
В настоящее время утверждены предельно допустимые концентрации (ПДК) около 1000 веществ. ІІІ. Вентиляция - это регулируемый воздухообмен в помещении. Вентиляцией называют также устройства, которые его создают. По способу перемещения воздуха в помещении различают естественную и механическую вентиляцию. Возможно и их сочетание - смешанная вентиляция Естественная вентиляция подразделяется на аэрацию и проветривание. Аэрация - это организованная естественная вентиляция, выполняющая роль общеобменной вентиляции. Механическая вентиляция в зависимости от направления движения воздушных потоков может быть вытяжной (отсасывающей), приточной (нагнетателъной) и приточно-вытяжной. Если вентиляция происходит во всем помещении, то ее называют общеобменной. Вентиляция, сосредоточенная в какой-либо зоне (на объекте загрязнения среды), называется локализующей. По времени действия вентиляция делится на постоянно действующую и аварийную. Механическая вентиляция обеспечивается вентиляторами, забирающими воздух из мест, где он чист, и направляющими его к любому рабочему месту или оборудованию, а также удаляющему его из любых мест. Приточная вентиляция обеспечивает только подачу чистого воздуха. Вытяжная вентиляция предназначена для удаления воздуха из вентилируемого помещения. Приточно-вытяжную вентиляцию применяют в тех помещениях, где требуется повышенный и особо надежный обмен воздуха (химические и микробиологические лаборатории). При общеобменной вентиляции, применяемой во всех учебных помещениях, выделяющиеся вредные вещества разбавляются подаваемым чистым воздухом до предельно допустимых концентраций. Местная вентиляция создает требуемые условия воздушной среды на ограниченном пространстве. Кабинеты и мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие устройства для проветривания, управляемые с пола. Открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, чтобы обеспечить трехкратный воздухообмен в час. Для обеспечения нормального воздушно-теплового режима запрещено оклеивать и забивать фрамуги и форточки. Отопление. Отопительные системы бывают центральные и местные. Центральное отопление в зависимости от вида теплоносителя бывает водяным, воздушным, паровым. В качестве местного отопления используют газовое или электрическое.
Хорошее освещение рабочих мест - одно из важнейших требований охраны труда. Обычно применяют три вида освещения: естественное, искусственное и смешанное. Естественное освещение, создаваемое природными источниками света, имеет высокую биологическую и гигиеническую ценность и оказывает сильное воздействие на психику человека. Освещенность помещений естественным светом зависит от светового климата данной местности, ориентации окон, качества и содержания оконных стекол, окраски стен, глубины помещения, размеров световой поверхности окон, а также предметов, закрывающих свет. Естественное освещение помещений осуществляется через световые проемы и может быть выполнено в виде бокового, верхнего или комбинированного. Боковое освещение происходит чрез окна в наружных стенах, верхнее - через световые фонари, располагаемые в перекрытиях, комбинированное - через окна и световые фонари. Естественную освещенность внутри помещений оценивают коэффициентом естественной освещенности (КЕО) ℮:
℮ =
где Евн - освещенность внутри помещения, Ен - одновременная освещенность рассеянным светом снаружи, измеряется в люксметрах (лк). Минимальный коэффициент естественного освещения в зависимости от выполняемой работы при верхнем и комбинированном освещении должен составлять от 10 до 2 %, а при боковом освещении 3,5-0,5%; в наиболее удаленной от окон точке помещения на рабочей поверхности парты он должен быть не менее 1,5%. При недостаточном естественном освещении устраивают искусственное освещение, которое подразделяется на рабочее, аварийное и охранное. Рабочее освещение может быть общим для обеспечения освещенности всего учебного помещения и местным, применяемым в случае недостаточности общего освещения рабочих мест, столов, в читальных залах и т.д. Важным гигиеническим требованием является защита глаз от слепящего действия света, что достигается применением соответствующей осветительной аппаратуры и нормированием высоты подвеса и яркости светильников. Наименьшая высота подвеса для ламп мощностью более 200 Вт - 3 м от уровня пола. Аварийное освещение предусматривается на случай внезапного отключения рабочего освещения. Оно необходимо для продолжения работы или вывода людей из помещения. Охранное освещение предусматривается для ограничения опасных участков (траншей, котлованов, трубопроводов). Оно должно обеспечивать освещенность на уровне земли. Комбинированное освещение - это сочетание общего и местного освещения. В мастерских одноместное освещение не допускается. Одним из факторов, влияющих на безопасность труда и учебы, является рациональная окраска помещения и оборудования. Все окружающие нас цвета подразделяют на ахроматические (белый, черный, все оттенки серого) и хроматические (все остальные цвета и оттенки). Все цветовые тона объединяют в три группы (участки спектра)
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |