Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение правовой психологии. Правовое регулирование и условия эффективности правовых норм




Читайте также:
  1. A. Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
  2. C.4.1 Определение расширенных компонентов
  3. Cущность социокультурной компетентности. Детерминанты педагогической эффективности социально-культурной деятельности.
  4. F в этих условиях практически не отличается от 1 (приближения оправданы)
  5. I. Определение.
  6. I.3. Основные принципы психологии.
  7. II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  8. II. Определение численности АУП.
  9. II. Периоды и этапы развития психологии.
  10. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  11. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  12. L ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ

Введение

 

Право представляет основную форму социального регулирования. Действенность правовых норм во многом зависит от психологических факторов жизнедеятельности общества. «Реальная жизнь норм права – это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей после того, как оно прошло через их сознание»[1]. Так, значительное расхождение между требованиями принятого правового акта, с одной стороны, и интересами, ценностями, ожиданиями населения, с другой, не способно обеспечить результативности правовых норм. И наоборот, учет данных психологических особенностей людей способствует большему соблюдению ими законности, зарождает у них чувство защищенности от покушений преступников и во многом свидетельствует об удовлетворенности граждан системой правового регулирования государства.

Эффективность права в решающей степени зависит и от тех людей, которые занимаются правотворчеством, причем не только от их мировоззрения, идеалов, ценностных ориентаций, доминирующих мотивов, особенностей правосознания, но и от их профессионально-психологической компетентности. Поэтому представляется важным изучение основ правовой психологии будущими следователями, обучение их грамотному использованию психологических знаний и умений при решении правозначимых вопросов. Кроме того, усвоение учебного материала по данной теме способствует формированию профессионального правосознания и правовой культуры у самих курсантов, что выступает составляющей их профессиональной компетентности.

Целью лекции является формирование представлений о теоретических основах правовой психологии и разъяснение возможностей их использования в профессиональной деятельности следователя; повышение уровня правосознания курсантов.

 

Вопрос 1. Правовая психология как раздел юридической психологии. Правовая социализация личности

Правовая психология - раздел юридической психологии, исследующий психологические аспекты правоотношений в системе «человек - право»[2] и, в первую очередь, изучающий психологические особенности отражения в сознании людей правозначимых явлений[3].

Правовая психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов, интернализацию личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты эффективного правотворчества, правовой социализации личности, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правоисполнительного поведения[4].

Основными проблемами этого раздела, по мнению специалистов в области юридической психологии[5], являются психологические аспекты эффективного правотворчества, психология правовой социализации личности, психология правосознания личности и общества, проблема переориентации правосознания в переходный период развития общества, психологические аспекты эффективности правовых норм и др.



В правовой психологии право выступает как фактор регулирования поведения людей. При этом под правовым регулированием понимается использование возможностей воздействия права на сознание и поведение людей, закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность права мерами государственного принуждения[6].

Влияние на духовный мир и поведение людей осуществляется через комплекс предоставляемых прав и обязанностей. Правовое регулирование в отношении личности в теории права выражается в понятиях «регулятивное воздействие», «влияние на поведение», «обеспечение правомерного характера деятельности» и т.п.

В чем же заключается психологизм права?

Во-первых, психологизм права состоит в том, что оно, как справедливо подчеркивает М.И. Еникеев, выступает как основная форма регулирования, обеспечивающая реализацию принятой в данном обществе системы базовых социальных ценностей; право - единый стандарт социально должного и необходимого поведения[7].

Юридические нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных, противоречивых ситуациях. Право каждой эпохи охватывает существенные психологические особенности поведения людей данной эпохи.

Так, уже в первоначальной форме человеческого общественного стоя – первобытной общине – сформировалась система дозволений и строгих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными. Кардинальные изменения в механизме социальной регуляции произошли при переходе человеческого общества к эпохе цивилизации.

По мере развития производства поведение человека становится менее зависимым от общины. Формируется общесоциальная система отношений, которая уже не может регулироваться только обычаями отдельных общин. Поэтому возникла необходимость особого института социальной регуляции – института права. Таким образом, право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим из необходимости упорядочить и ограничить индивидуальную активность интересами социума.

По мере правового развития общества возникала необходимость учета так называемого «человеческого фактора» в правовой регуляции поведения людей. Попытку психологически раскрыть связь личности и права предпринял известный русский правовед Леон (Лев) Иосифович Петражицкий (1867-1931). Он предложил «психологическую теорию права», согласно которой в основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции. Как утверждал Л.И. Петражицкий, право является психическим фактором общественной жизни. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное и импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других в соответствующем содержанию норм направлении[8].

Основное достоинство теории – подчеркивание необходимости учета психологических особенностей людей в процессе правоприменительной деятельности. В рамках данной теории определенным образом преувеличивалось влияние эмоциональной сферы психики на поведение людей, что вызывало критику, однако эта теория стимулировала дальнейшее развитие психологической науки.

Во-вторых, психологизм права заключается не только в том, что личность выступает объектом правового воздействия, но и в том, что личность является источником, формирующим право, силой Я, творящей и преобразующей посредством права социальную действительность[9]. Не даром поговорка древнеримских юристов гласит: «Закон есть то, что мы разъясняем»[10].

Следует особо подчеркнуть, что общеобязательную силу способна приобрести только такая правовая норма, которая может отвечать социальным запросам общества и самой личности. Никакими правовыми регулятивными воздействиями невозможно психологически адаптировать граждан к законам, не приемлемым для них и не отвечающим их национальным традициям и актуальным ожиданиям. Опасно и забегать вперед – издавать «прогрессивные» законы, плохо учитывающие уровень развития общественного сознания населения и его правовой опыт. Подобные нормативно-правовые акты, как правило, обречены на бездействие и свидетельствуют о таких явлениях, как «правовой романтизм», «правовой авантюризм».

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть условия, определяющие силу права, его эффективность[11]. В наиболее общем виде можно выделить две группы таких условий: первая группа - условия, связанные со свойствами самих правовых норм и установлений и вторая группа - условия, связанные со свойствами людей, которым они адресованы.

Условия первой группы заключаются в следующем:

1. Правовая норма должна развиваться и изменяться с учетом изменений, происходящих в общественном правосознании и следовать за развитием общественных потребностей, материальных и духовных интересов общества. Другими словами, при подготовке правовых норм следует определять, как они будут восприняты теми, кому адресуются, какой психологический отклик вызовут и как сделать так, чтобы они повлияли должным образом.

2. Правовые нормы должны быть ориентированы на улучшение жизни людей.

3. Правовые нормы должны быть выполнимы (реалистичны) и соответствовать социальным ожиданиям

4. Необходима продуманность возможных последствий действия права.

5. Эффективность права определяется социальной и политической стабильностью общества, слаженностью в работе государственных и общественных институтов, высокой правовой культурой населения в целом.

6. Влияние на реализацию правовых норм оказывает престиж права в обществе. В частности, уважение к праву дает возможность реализовать различные нормативные акты без использования санкций принуждения и контроля.

7. Эффективность правовой нормы также повышается, если ее действие дополняют другие социальные нормы.

8. Действенность правовой нормы зависит от ее оформления, а именно от понятности языка (определенности, не допускающей двойственных толкований), полноты, не оставляющей пробелов, которые порождают вопросы, домыслы и сомнения.

Вторая группа условий, определяющих силу права, связана с определенными психологическими особенностями людей, которым правовые нормы адресованы:

1. С отношением к нормам, их одобрением или неодобрением, желанием (нежеланием) им следовать, возможностью их соблюдать.

2. С уровнем развития индивидуального правосознания

3. С некоторыми личностными качествами, например, чувством ответственности, которое отражает склонность личности придерживаться в своем поведении принятых в обществе социальных, в том числе и правовых, норм и готовность дать отчет за свои действия.

Другое личностное качество, повышающее действенность права - социально-правовая активность личности, под которой понимается неравнодушное и активное отношение к праву и соответствующее правомерное поведение, например, защита потерпевшего от нападения (посягательства)[12].

Отметим, что критерии эффективности норм закона неодинаковы в различных отраслях права[13]. Так, для принятия уголовно-правовой нормы необходимо предварительное выяснение распространенности и причинной обусловленности запрещаемого деяния, объема социального вреда, наносимого этим деянием, возможности резкого сокращения распространенности этого деяния другими социорегулятивными средствами, подготовленности общественного сознания для принятия соответствующей нормы.

В целом, необходима более четкая разработка критериев и показателей эффективности норм права. При этом должны учитываться социально-психологические механизмы соционормативного поведения. Например, отсутствие свидетельского иммунитета, существовавшее в советском уголовно-процессуальном праве, обязывало даже ближайших родственников давать обвинительные показания в отношении друг друга. Однако эта норма содержала в себе «конфликт норм», она противоречила элементарным нравственным требованиям и в силу этого, как правило, не выполнялась.

Задачи правовой психологии[14]:

1. Сформировать самостоятельную форму сознания как составную часть общего мировоззрения человека и социальной направленности – систему правовых взглядов и установок личности.

2. Формирование правовой культуры в обществе, привитие глубокого уважения к закону.

В целом, правовая психология изучает психологические аспекты отражения человеком правовых отношений. Для правовой психологии характерны такие понятия, как социализация, социальная справедливость, правопослушное поведение, правосознание, ответственность и право[15].

Ключевыми же понятиями правовой психологии являются «правовая социализация», «правосознание» и «правомерное поведение».Рассмотрим эти понятия и соотношение между ними.





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. A. Результаты макроэкономической политики при фиксированном валютном курсе в условиях высокой мобильности капитала
  2. C.4.1 Определение расширенных компонентов
  3. Cущность социокультурной компетентности. Детерминанты педагогической эффективности социально-культурной деятельности.
  4. F в этих условиях практически не отличается от 1 (приближения оправданы)
  5. I. Определение.
  6. I.3. Основные принципы психологии.
  7. II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  8. II. Определение численности АУП.
  9. II. Периоды и этапы развития психологии.
  10. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  11. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  12. L ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.134.104
Генерация страницы за: 0.004 сек.