Как отмечалось выше, ординалистская теория полезности основана на предположении о том, что потребитель не может количественно оценить уровень полезности приобретаемых благ, однако способен оценить их предпочтительность.
Аксиомы ординалистской теории потребительского выбора:
‒ упорядоченность предпочтений – способность потребителя определить лучший набор благ;
‒ транзитивность предпочтений – способность потребителя последовательно переносить свои предпочтения;
‒ ненасыщаемость – предпочтение большего количества блага меньшему его количеству.
Предположим, что потребителю доступно приобретение всего двух экономических благ (предметов одежды и продуктов питания) в сочетаниях, представленных четырьмя наборами (A,B,C,D) в таблице 1. Все эти наборы обладают равной общей полезностью и приносят потребителю одинаковое общее удовлетворение. Следовательно, потребителю безразлично, какой из наборов он получит. В связи с этим отпадает необходимость количественного определения полезности благ.
Таблица 1
Состав наборов, состоящих из двух экономических благ
Наборы экономических благ
Количество продуктов питания
Количество предметов одежды
A
B
C
D
Разместив по вертикальной оси количество предметов одежды, а по горизонтальной – количество продуктов питания, мы можем представить наборы A,B,C,D точками на плоскости. Соединив их линией, мы получим кривую безразличия (рис. 5).
Y (одежда)
Рис. 5. График кривой безразличия.
Кривая безразличия – это график кривой, представляющей все сочетания двух экономических благ, имеющих равную общую полезность для одного потребителя.
Кривая имеет отрицательный наклон, поскольку при переходе от одного сочетания к другому количества двух благ меняются в противоположных направлениях.
Кривую безразличия возможно провести через любую точку, представляющую различные потребительские наборы благ. Таким образом, получим множественность кривых безразличия, или карту кривых безразличия (рис.6). Каждая кривая объединяет точки с одинаковой общей полезностью.
Карта кривых безразличия – это набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары экономических благ.
Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем большему уровню общей полезности она соответствует: любое сочетание двух благ на кривой U3 обладает большей общей полезностью, чем любое сочетание на кривой U2 и U1 (рис.6).
Кривые безразличия не пересекаются, поскольку потребительские предпочтения транзитивны – потребитель способен последовательно переносить свои предпочтения. Это значит, что предпочитая набор A некоторому набору B, а B некоторому набору C, потребитель предпочитает A и этому C.
Рис. 6. График карты кривых безразличия.
Соотношение между количествами благ, подвергающихся взаимному замещению, когда это не приносит никакого преимущества или ущерба потребителю, показывает предельная норма замещения (коэффициент субституции).
Y (одежда)
Рис. 7. График предельной нормы замещения.
Предположим, что потребитель обладает количеством Y1 одежды и количеством X1 продуктов. Количество продуктов увеличивается на Δ X (X2 = X1 + Δ X). Чтобы общее удовлетворение потребителя не изменилось (иначе он окажется на другой кривой безразличия), необходимо имеющееся количество одежды уменьшить на Δ Y (Y2 = Y1 – Δ Y). Если представить, что Δ X предельная часть одного экономического блага (продуктов), а Δ Y – предельная часть другого блага (одежды), то соотношение Δ Y / Δ X и будет предельной нормой замещения в соотношении одежды и продуктов. Совершенно очевидно, что это соотношение будет отрицательно, так как изменения количеств двух благ происходит в противоположных направлениях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление