Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предельная норма замещения

 

Как отмечалось выше, ординалистская теория полезности основана на предположении о том, что потребитель не может количественно оценить уровень полезности приобретаемых благ, однако способен оценить их предпочтительность.

Аксиомы ординалистской теории потребительского выбора:

‒ упорядоченность предпочтений – способность потребителя определить лучший набор благ;

‒ транзитивность предпочтений – способность потребителя последовательно переносить свои предпочтения;

‒ ненасыщаемость – предпочтение большего количества блага меньшему его количеству.

 

Предположим, что потребителю доступно приобретение всего двух экономических благ (предметов одежды и продуктов питания) в сочетаниях, представленных четырьмя наборами (A,B,C,D) в таблице 1. Все эти наборы обладают равной общей полезностью и приносят потребителю одинаковое общее удовлетворение. Следовательно, потребителю безразлично, какой из наборов он получит. В связи с этим отпадает необходимость количественного определения полезности благ.

 

Таблица 1

Состав наборов, состоящих из двух экономических благ

 

Наборы экономических благ Количество продуктов питания Количество предметов одежды
A    
B    
C    
D    

 

 

Разместив по вертикальной оси количество предметов одежды, а по горизонтальной – количество продуктов питания, мы можем представить наборы A,B,C,D точками на плоскости. Соединив их линией, мы получим кривую безразличия (рис. 5).

 

 

Y (одежда)

 

Рис. 5. График кривой безразличия.

 

Кривая безразличия – это график кривой, представляющей все сочетания двух экономических благ, имеющих равную общую полезность для одного потребителя.

Кривая имеет отрицательный наклон, поскольку при переходе от одного сочетания к другому количества двух благ меняются в противоположных направлениях.

Кривую безразличия возможно провести через любую точку, представляющую различные потребительские наборы благ. Таким образом, получим множественность кривых безразличия, или карту кривых безразличия (рис.6). Каждая кривая объединяет точки с одинаковой общей полезностью.

Карта кривых безразличия – это набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары экономических благ.

Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем большему уровню общей полезности она соответствует: любое сочетание двух благ на кривой U3 обладает большей общей полезностью, чем любое сочетание на кривой U2 и U1 (рис.6).

Кривые безразличия не пересекаются, поскольку потребительские предпочтения транзитивны – потребитель способен последовательно переносить свои предпочтения. Это значит, что предпочитая набор A некоторому набору B, а B некоторому набору C, потребитель предпочитает A и этому C.

Рис. 6. График карты кривых безразличия.

 

 

Соотношение между количествами благ, подвергающихся взаимному замещению, когда это не приносит никакого преимущества или ущерба потребителю, показывает предельная норма замещения (коэффициент субституции).

 

Y (одежда)

 

Рис. 7. График предельной нормы замещения.

 

 

Предположим, что потребитель обладает количеством Y1 одежды и количеством X1 продуктов. Количество продуктов увеличивается на Δ X (X2 = X1 + Δ X). Чтобы общее удовлетворение потребителя не изменилось (иначе он окажется на другой кривой безразличия), необходимо имеющееся количество одежды уменьшить на Δ Y (Y2 = Y1 – Δ Y). Если представить, что Δ X предельная часть одного экономического блага (продуктов), а Δ Y – предельная часть другого блага (одежды), то соотношение Δ Y / Δ X и будет предельной нормой замещения в соотношении одежды и продуктов. Совершенно очевидно, что это соотношение будет отрицательно, так как изменения количеств двух благ происходит в противоположных направлениях.

Формула предельной нормы замещения:

 

MRSxy = – Δ Y / Δ X, (1.1.)

 

где

MRSxy - предельная норма замещения,

Δ Y – изменение блага X,

Δ X – изменение блага Y.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон убывающей предельной полезности | Бюджетная линия потребителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.