Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Новообразования в познавательной сфере

Дошкольное детство от 3 до 7 лет.

Вопрос 1

ПЛАН

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №5

«Особенности психического развития в дошкольном возрасте»

 

1. Социальная ситуация развития психики дошкольника.

2. Новообразования в познавательной деятельности ребёнка.

3. Изменения в эмоционально-чувственной сфере.

4. Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и взрослыми.

5. Готовность ребёнка к школьному обучению.

 

Ведущим фактором развития, определяющим социальную ситуацию развития, является повышенная восприимчивость ребёнка к познанию окружающего мира как целостной картины, желание взаимодействовать с этим миром. Необходимое условие нормального развития – окружение сверстников, общение с ними.

Ведущая деятельность – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребёнка. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребёнок начинает мыслить целостными образами. В среднем дошкольном возрасте наиболее развита ролевая игра, она преобладает до 6-7 лет. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Главное, что ребёнок получает в игре – это возможность взять на себя роль. Данный возраст является сензитивным для развития фундаментальных черт личности. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер ребёнка. К среднему дошкольному возрасту у детей вырабатывается умение правильно оценивать себя и свои успехи/неудачи. А также они начинают оценивать своих родителей. Те из родителей, кто является объектом для подражания, способны оказывать на ребёнка более сильное влияние. Но у девочек психологического влияния родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков.

 

Одним из главных новообразований являются комплексы готовности к школьному обучению:

- коммуникативная готовность

- когнитивная готовность

- уровень эмоционального развития

- технологическая оснащённость

- личностная готовность

- чем больше вопросов задаёт ребёнок по поводу одного объекта, тем выше познавательная потребность.

Ведущим познавательным процессом является память (все виды образной памяти). Лучше всего именно в этом возрасте выучить с ребёнком азбуку;

- начинают развиваться основные мыслительные операции; развитие понятийного аппарата связано с развитием словарного запаса (нужно каждый вечер читать с ребёнком 10-20 минут и обсуждать прочитанное); коммуникативная готовность (заключается в том, что ребёнок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, в соответствии с нормами этики и морали; дошкольники уже могут «вчувстоваться» в состояние окружающих; к 6-7 годам происходит расслаивание сферы человеческие (по поводу деятельности);

- когнитивная готовность ребёнка (развитие внимания, мышления, памяти, воображения связано с игрой; умственное развитие характеризуется формированием образного мышления: ребёнок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело. Делает он это при помощи сказки. 4-5 лет – апогей сказочного мышления, затем оно разрушается, т.к. ребёнок начинает понимать где быль, а где – небыль.

Мышлению ребёнка дошкольного возраста свойственен анимизм (это стремление приписывать неодушевленным предметам или животным человеческие черты).

- уровень эмоционального развития (ребёнок учится преодолевать ситуативные эмоции; игра помогает справиться со страхами. Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться с агрессивностью, пик которой в 4-5 лет.);

- технологическая оснащённость (необходимый минимум ЗУН, позволяющих обучаться в школе. Сюда входит умение читать, считать, писать;также необходимо иметь развитое воображение);

- личностная готовность (проявляется в самоактуализации: для девочек – это привлекательность, для мальчиков – эффективность. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные компоненты структуры личности:

1) притязания личности;

2) Я – концепция; (включает в себя оценочный, эмоциональный и когнитивный аспекты);

3) перспективы личности;

4) иерархия побуждений.

Следующим новообразованием является соединение воображения, мышления и речи (процесс формирования речи как средства общения завершается в этом возрасте).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм организационного обеспечения кадровой работы | Что же делать?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.