КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды владения
Римские юристы различали несколько видов владения. Цивильное владение -Это владение, порождающее последствия в области цивильного права, иначе говоря, такое владение, которое превращает владельца в собственника в силу приобретательной давности (possessio ad usucapio-nem). В этом смысле possessio civilis или владение того, кто предстает в качестве собственника, противопоставляется possessio natularis. По мнению юриста Нервы, «собственность на вещи возникла из естественного владения ими; следы этого древнейшего вида собственности можно обнаружить в традиции приобретать в собственность животных, на земле, в небесах и на море в процессе охоты; ведь они тотчас становятся собственностью тех, кто завладел ими первыми»". Из множества случаев приобретения и утраты владения последние юристы-классики вывели два основополагающих элемента: corpus, то есть реальное держание вещи, и animus, то есть намерение вести себя как собственник. Наличие обоих элементов отмечается также и применительно к владению, защищаемому посредством интердиктов. Установление различий между corpus и animus possessions, возможно, следует приписать юристу Павлу: «Мы приобретаем владение через обладание самим телом вещи (corpus) и через намерение владеть (animus), а не одним только материальным обладанием или только одним намерением» (Павел, 54 ed. D. 41.2.3.1). Corpus, которое ранее рассматривали только как материальное обладание вещью, или ее держание, впоследствии приобрело и некоторый идеальный смысл. Так, узуфруктуарий, охотившийся с применением западни (см. казус № 15), тогда считается владельцем попавшего в ловушку животного, когда оно не может освободиться. Чтобы какое-либо лицо имело намерение (animus) владеть, оно должно быть способным к сознательному проявлению воли; при этом не требовалось наличия способности заключать сделки. Поэтому лицо, находящееся под опекой, может приобретать владение без вмешательства опекуна. Реальное держание вещи (или материальный элемент владения) может быть осуществлено лицами зависимого статуса (детьми или рабами), а также прокуратором (procurator). Corpus владения может быть удержано третьим лицом (депозитарием или арендатором) или же кредитором-залогодержателем. В некоторых случаях юристы допускали, что утрата corpus не препятствовала продолжению осуществления владения только при помощи намерения (animus). Такая ситуация возможна в случае, если дикое животное ранено. Владение беглым рабом продолжается до тех пор, пока им на завладеет другое лицо: «Это допускается по практическим соображениям» (Павел, 54 ed. D. 41.2.1.14). Говоря о намерении (animus) лица владеть вещью, следует различать владение добросовестное и недобросовестное. Добросовестное владение - это распоряжение вещью без нанесения сознательного вреда правам иных лиц. И наоборот, недобросовестный владелец сознает, что вещь принадлежит другому лицу, но может сослаться в свою защиту на какой-либо законный аргумент, оправдывающий его владение. Посредственное владение. Владению римляне противополагали нахождение вещи во владении, держание ее — in possessione esse, tenere. Это было фактическое осуществление владения за других лиц на почве экономической зависимости от них: это было naturalis possessio. Оно не признавалось владением и характеризовалось как держание, т.е. хотя это и было фактическое воздействие на вещь, но без признания правом за держателем воли владеть вещью на себя. Такое отношение выражало противоречие интересов обеспеченных и необеспеченных слоев свободного гражданства. Существовал ряд безвозмездных договоров, в силу которых одни лица осуществляли для других владение, которое по усмотрению последних, как настоящих господ владения, могло быть прекращено в любой момент. Так, давший поручение относительно вещи (мандат) или отдавший вещь на хранение (депозит) или предоставивший вещь в пользование (ссуда), могли в любой момент взять обратно свое поручение, потребовать возвращения сданной на хранение или ссуженной вещи. Для римского права поверенный (мандатарий), поклажеприниматель (депозитарий) и ссудоприниматель (коммодатарий) представлялись простыми держателями — они были экономически и социально слабейшими (например, вольноотпущенники сравнительно с патронами). Они владели «для других». Так развивалось представление о посредственном владении. При этом, однако, посредники считались только держателями, те же, для кого они служили посредниками в осуществлении владения, признавались владельцами. Отношение держания укрепилось в обороте и было распространено и на возмездные договоры найма земли, движимых вещей, а также на случаи предоставления пожизненного пользования на такие же объекты. За перечисленными категориями держателей признавалось право извлечения плодов и пользования, но всегда с оговоркой — по воле собственника, voluntate domini. Преторское владение. Практика претора предоставляла еще до истечения срока давности владельцу защиту интердиктами — possessio ad interdicta — владение приводило к интердиктам. В итоге развития эта защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью, при наличии обоих элементов владения — animus и corpus possidendi. Таким считалось всякое владение на себя, осуществляемое не только лично и непосредственно, но и через управляющих, держателей и других посредников. Beati possidentes — блаженны владеющие. Случаи предоставления владельческой защиты держателям. Римское право знало, однако, и таких держателей, которые в собственных интересах охранялись путем интердиктной защиты. Владение как бы раздвоялось: одни владели для давности — ad usucapionem, другие для защиты — ad interdicta. Сюда относились: (1) Залоговые кредиторы (п. 406), как правило, принадлежавшие к классу землевладельцев и ростовщиков, получавшие до уплаты, долга вещи должника в залог, рассматривались, как юридические владельцы, хотя хранили вещи для залогодателя. По уплате обеспеченного залогом долга, они обязаны были вернуть вещь, находившуюся в их временном владении, по принадлежности. Практические интересы залогодателей по продолжению давностного владения, начатого до установления залога, обеспечивались фикцией, что владение для них осуществлялось залогодержателем. (2) Пережитком прежних аграрных отношений было признание юридическим владельцем того, кто владел вещью прекарно, до востребования. Основания, по которым защищалось прекарное владение, являвшееся по существу простым держанием, не могут считаться выясненными.
(3) Юридическими владельцами считались также и секвесторы, т.е. лица, которым отдавались на хранение предметы, по поводу которых велся судебный спор. Очевидно, основанием предоставления таким лицам владельческой защиты служила неизвестность (до решения спора о вещи), для кого держит секвестор спорную вещь, и кто должен считаться ее владельцем.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |