КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5.Становление профессионализма
Профессионализм его стороны и уровни. Компетентность. Психологические закономерности становления профессионала. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессионализация и социализация. Профессионализм и карьера. Профессиональное возрастное развитие. Процесс индивидуализации в труде.
Понятие «профессионализм» используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств — реальный профессионализм. Профессиональное выполнение труда — это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Компетентность — это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Различают следующие виды профессиональной компетентности: 1. Специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие. 2. Социальная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда. 3. Личностная компетентность — владение приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; 4. Индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд. Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Обычно рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную. Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии: - направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии; - мотивация высоких уровней достижений в своем труде; - сильное профессиональное целеполагание; - отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере; - внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом; - отсутствие перегрузок, стрессов, срывов. Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: - развитое профессиональное сознание; - высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов; - профессиональная обучаемость и открытость; - творческое отношение к профессии. Выделяют следующие уровни профессионализма: 1. Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию. 2. Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют следующие этапы: - адаптация человека к профессии; - самоактуализация человека в профессии; - свободное владение профессией в форме мастерства. 3. Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. 4. Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма. 5. Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному. Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения, которые постоянно взаимодействуют между собой. Жизненное самоопределение — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения. Личностное самоопределение — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу. Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Все виды самоопределения взаимосвязаны. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия: профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий; личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи). Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни у человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «...поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения». Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией – этоцелостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни. Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности. Социализация - это процесс становления личности. Она предполагает: - усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; - активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций; - становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения; - участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей; - воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности. Различают стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение — это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию. Профессиональное самоопределение. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека. Вид профессии может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области. Различают широкое понимание карьеры как профессионального продвижения, профессионального роста, как этапов восхождения к профессионализму. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера — это должностное продвижение, т. е. достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру, как в профессиональном, так и в должностном плане. Различают виды карьеры по характеру ее динамики: - обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни; - стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы; - нестабильная карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без интереса и приложения усилий («перекати-поле»); - комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, доучивания. На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, а также банальная случайность. Известная в современном менеджменте концепция по общим вопросам карьеры выделяет четыре стадии карьеры: - «разведка боем»; - становление; - процветание; - затухание. Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений. Во многих фирмах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к достижению ее целей. Основой планирования карьеры часто становятся так называемые карьерограммы. Этот документ составляется на 5—10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой — обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства. Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возрастным развитием называется процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом. Для возрастного развития характерны следующие закономерности: 1. Качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрасте складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие. 2. Неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность). 3. Необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст. 4. Преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь. 5. Сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям. 6. Наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Процесс индивидуализации в труде может иметь разные выражения: - индивидуальные различия как фрагментарные проявления непохожести людей в профессиональной деятельности, индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда; - индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности; - индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде. Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям. Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий в пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |