Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента




Лекция 5: Психогенетика темперамента

Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике, уступая лишь исследованиям интеллекта и психопатологии.

Особенности темперамента не влияют на содержание, мотивы или цели деятельности человека, но определяют динамическую сторону поведения. Иными словами, от темперамента не зависит, что человек делает, но зависит то, как он это делает (темп и ритм деятельности, активность, энергичность и т.п.).

Темперамент – формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе.

Основные критерии (или признаки) темперамента следующие:

1. Формально-динамический характер или стиль поведения.

2. Связь с биологическими подструктурами.

3. Генетическая обусловленность.

4. Проявление в раннем детстве.

5. Онтогенетическая стабильность.

6. Проявление в широком классе ситуаций.

7. Проявление в максимально трудных для человека условиях.

Свойства темперамента «формальны», поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются «динамическими», поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Для психогенетического исследования темперамента существенны несколько моментов.

Во-первых, в разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, поскольку некоторые особенности поведения характерные для маленьких детей (например, регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.) либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах.

Во-вторых, методы диагностики динамических характеристик – вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем, например, тесты IQ, статистическую надежность и часто дают разные результаты.

В-третьих, существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера.

Как видим, одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.

Было начато в 1957 г. в Медицинском центре под руководством А.Томаса и С. Чесс и продолжается до сих пор.

Цели этого исследования состоят в том, чтобы:

1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития;

2) рассмотреть как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях;

3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте на вероятность появления девиантного (отклоняющегося0 поведения и патологических состояний (например, неврозов).

Авторы оценивают 9 свойств темперамента. Содержание этих характеристик в первые годы жизни следующее.

Активность – уровень двигательной активности и соотношение периодов двигательной активности и пассивности. Активность может выступать в следующих формах:

- в стремлении к продолжению начатой деятельности,

- в энергичности производимых действий,

- в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью,

- в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании,

- в скоростных характеристиках реакций и движений (темп, медленность движений).

Ритмичность (регулярность) – предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическим потребностями организма, например, хочет ли ребенок есть в одно и тоже время, легко ли его приучить засыпать в определенное время и т.д.

Приближение или удаление – непосредственная реакция на новые стимулы. Приближение проявляется в положительных эмоциях (например, ребенок улыбается, увидев новую игрушку) и в соответствующей двигательной активности (в желании подойти к этой игрушке и взять ее в руки). Противоположная реакция-удаление – характеризуется возникновением отрицательных эмоций на все новое (настороженностью, плачем, испугом) и желанием от этого нового м незнакомого оказаться как можно дальше (оттолкнуть новую игрушку, убежать).

Адаптивность – легкость привыкания к новым или меняющимся условиям.

Интенсивность реакций – энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности (насколько интенсивно выражается радость, недовольство).

Порог реактивности – уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал, легко ли ребенка рассмешить, легко ли он расстраивается).

Настроение – соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности.

Отвлекаемость – эффективность действия новых стимулов для изменения поведения (например, когда ребенок плачет, легко ли его успокоить, показав ему что-то интересное).

Устойчивость внимания и настойчивость – две взаимосвязанных характеристики, проявляющиеся в том, насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же и склонен ли он продолжать какую-либо деятельность, если возникают трудности в ее осуществлении.

Авторы пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Было выделено три синдрома свойств:

- «легкий темперамент» характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения.

- «трудный темперамент» характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления.

- «темперамент с длительным привыканием» характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.