КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По оздоровительной направленности
Для повышения оздоровительного эффекта рекреативные занятия проводятся в проветренном помещении (или на открытом воздухе), в облегченной форме, босиком. На протяжении всего занятия со стороны педагога осуществляется постоянный контроль за сохранением детьми правильной осанки в разнообразных движениях. Кроме того, используются специальные игровые упражнения (рис. 10), направленные на: 1) формирование осанки: - принятие детьми позы правильной осанки с предметом на голове и ходьба с сохранением исходной позы («Быстро шагай»); - выполнение различных игровых упражнений для укрепления позвоночника, имитирующих кошечку, собачку, лисичку, ежика и др.(«Зоопарк»); - игры, включающие статические позы, с концентрацией внимания детей на осанке с разным положением рук: («Божья коровка», «Зеркало», «Совушка», «Фокусник»); - приседание с сохранением правильной осанки с мячом в руках («Говорящий мяч»). 2) укрепление мышечно-связочного аппарата и профилактики плоскостопия: - ходьба на носках, внутренней и наружной сторонах стопы (мишки, пингвины в игре «Зоопарк»); - ходьба по предметам («Болото»); - сгибание и разгибание стоп в положении сидя, с захватом пальцами ног различных предметов («Летающие носочки»). 3) укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем: - все игры на свежем воздухе («Пробежки под обстрелом», «Обгони» и др.); - все игры с использованием ходьбы и бега с умеренной, тонизирующей и тренирующей нагрузкой при ЧСС от 100 до 160 уд./мин. Суммарное воздействие подвижных игр разной направленности, по нашему мнению, оказывает широкое комплексное оздоравливающее влияние на все функции организма, что подтвердилось в процессе реализации разработанной методики проведения физической рекреации с детьми во внеурочное время в длительном эксперименте. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подвижные игры могут проводиться в организованных группах под руководством педагога, а также вместе с родителями, волонтерами, вожатыми в условиях оздоровительного лагеря, в индивидуальных занятиях дома, на спортивных площадках, в специальных (коррекционных) учреждениях в рекреативных занятиях, реабилитационных центрах. Подготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. При этом важно учесть состав группы, количество участников, их возраст, условия, место и форму проведения. Например, утреннюю зарядку можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Березка», «Силачи», «Насос», «Пружина», «Лошадка». При проведении спортивного праздника в школе или во время летнего отдыха заранее нужно подготовить сценарии с описанием содержания и последовательности подвижных игр, эстафет, полос препятствий, игровых композиций, с текстами стихов, речитативов, считалок и т.п., включенных в программу. Организация играющих - важная предпосылка для успешного хода игры. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Это сложная задача, так как в игре принимают участие, как правило, дети с разным уровнем подготовленности, а иногда и возраста. Успешность игровой деятельности умственно отсталых детей зависит от того, как они поняли содержание и правила игры. Здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета, дополненное показом, делается тогда, когда играющие разделены на команды и заняли свои места. Ведущий занимает место не в центре круга, а в ряду играющих или на возвышении, чтобы его всем было видно и слышно. Любая игра объясняется в следующей последовательности: 1) название игры; 2) роли играющих и их расположение на игровой площадке; 3) правила и ход игры; 4) определение победителя (если игра проводится в форме соревнования). До начала игры необходимо подготовить игровую площадку, инвентарь (обручи, флажки, мячи, воздушные шары, ленты, скакалки, кегли, мешочки с песком, мягкие игрушки, канаты, веревки, маты ч т.п.), принять меры безопасности, проветрить помещение, создать праздничную обстановку. Свобода выражения радости, подбадривание болельщиков, общий шум - естественное сопровождение подвижной игры. Дети эмоционально принимают и победу, и поражение. Важно справедливо оценить игру, найти добрые слова для проигравших, отметить индивидуальные успехи каждого. Из-за высокой эмоциональности отдельных игр дети не всегда могут контролировать свое состояние. В результате может возникнуть перевозбуждение и утомление, симптомами которого являются рассеянное внимание, нарушение точности движении, учащенное дыхание, побледнение. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, в экстремальных ситуациях - оказать первую помощь и обратиться к врачу. Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением продолжительности игры, введением перерывов для отдыха и упражнений на расслабление, изменением числа играющих, сокращением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру. Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов. 1. Выбор игры. Он зависит от конкретных коррекционно-развивающих задач, возрастных особенностей детей, глубины основного дефекта, состояния сохранных функций, физической подготовленности, количества детей в группе. При выборе игры учитываются погодные условия, место проведения, наличие помощников, желание, мотивы и интересы самих детей. 2. Подготовка места для игры. Подвижные игры в зависимости от времени года и места проведения требуют разной подготовки. Больший оздоровительный эффект имеют занятия на открытом воздухе. Независимо от сезона общим требованием при подготовке места для занятий является обеспечение безопасности. Если занятие проводится на открытом воздухе летом, то лучше выбрать поляну или лужайку с невысокой травой, без пней и камней. Если игры проводятся в лесу, то необходимо заранее ознакомиться с местом проведения и наметить границы. Зимние подвижные игры могут включать передвижение на лыжах, катание на санках, строительство <<крепости» и <<снеговиков>>, метание снежков. Они требуют не только соответствующей экипировки, но и предварительного выбора территории, защищенной от ветра, подготовки лыжни на равнине и пологих склонах. 3. Подготовка инвентаря. В соответствии с планируемыми играми на занятии необходимо предусмотреть и заготовить заранее мелкий инвентарь и оборудование. Флажки, мячи разного размера, веса и цвета, кегли, ленты, поролоновые фигуры, мягкие игрушки, отличительные повязки должны быть красочными, яркими. В качестве подсобных материалов могут быть использованы шишки, камушки, жёлуди, ракушки. 4. Разметка площадки. Большинство подвижных игр проводится в спортивном зале или игровой площадке. Если разметка требует много времени, то это делается до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, особенно важно это для детей, имеющих нарушение зрения. В качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, шнур. Линия границ намечается не ближе 3 м от препятствий: стен, деревьев, пней и т.п. 5. Размещение играющих. Прежде чем объяснять игру, необходимо расставить играющих в исходное положение (лежа, сидя, в колоннах, в круге и т.п.). Ведущий не должен стоять в центре круга, так как половина играющих окажется у него за спиной. При объяснении нельзя ставить детей лицом к солнцу -они плохо будут видеть ведущего. 6. Объяснение игры. Сообщение правил и содержания игры, распределение ролей играющих должно быть понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета это может быть образная имитация, сказка, эстафета и т.п. Для детей с умственной отсталостью объяснение сопровождается показом всех перемещений с пробным проигрыванием, так как непонимание правил может отрицательно сказаться на восприятии игры. 7. Выделение водящих. Выполнение роли водящего оказывает на ребенка большое воспитательное влияние, поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами: назначить, выбрать по желанию детей, выявить желающих, использовать ^считалки» п др. Перечисленные способы можно чередовать. 8. Распределение на команды. Проведение двусторонней игры или эстафеты с элементами соревнований требует деления на равноценные команды. Для уравнивания команд в первую очередь необходимо позаботиться о более слабых детях: определить для них щадящую меру нагрузки, снизить вес снаряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражнений. Состав команд в каждой игре может меняться, при этом должно учитываться желание детей в выборе партнеров. 9. Судейство. Строгое судейство характерно больше для спортивных игр. При проведении подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, судья -он же ведущий - наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное русло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевременно вмешивается для исправления ошибок, корректирует неправильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, стимулирует и эмоционально поддерживает играющих. Естественно. там, где нужно вести счет, определять победителя, судья должен быть объективным, необъективность всегда вызывает у детей отрицательные эмоции и даже обиду. 10. Дозировка нагрузки. Величина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. В малоподвижных играх нагрузка незначительная, в играх с большим количеством перемещении, ускорениями, прыжками нагрузка может быть высокой. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных сокращений, а регулировать нагрузку - временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, продолжптельностью интервалов отдыха, суммарным количеством подвижных игр, их чередованием и т.п. 11. Окончание игры. Продолжительность игры регламентируется ее содержанием, она может быть продолжительной по времени п очень короткой. Игра прекращается, как только появляются первые признаки утомления и снижается интерес к ней. Так как утомление наступает неодновременно у всех играющих, то вполне возможно для уставших досрочное окончание игры. Ведущий должен отслеживать состояние играющих, чтобы вовремя отреагировать на внезапные изменения. 12. Подведение итогов. Если подвижная игра носит соревновательный характер, то в конце объявляется команда-победительница. Если побеждает один человек, в следующей игре он в качестве награды может быть назначен капитаном. В большинстве игр подведение итогов сводится к анализу и оценке игровой деятельности участников. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмысленности действии и сознательной дисциплине.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |