Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности человека

Способности играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть бо­лее значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Выделяют три типа способностей:

- художественный — характеризуется относительным преоб­ладанием первой сигнальной системы в психической деятель­ности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литера­турными способностями;

- мыслительный — характеризуется относительным преоблада­нием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вто­рая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;

- промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

Способности по направленности в свою очередь подразделя­ются на две группы:

- общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, вос­принимать, мыслить;

- сложные — способности к труду, учебе, общению.

Основы способностей заложены генетически — в виде задат­ков. В структуру способностей входят общие, специ­альные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способно­стей.

Способности по специализации подразделя­ются следующим образом:

- специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осу­ществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистиче­ские, технические, литературные, спортив­ные, художественно-творческие и др.;

- теоретические — определяют склонность человека к абстракт­но-теоретическим размышлениям;

- практические — определяют склонность к конкретным, прак­тическим действиям;

- учебные — определяют успешность обучения и воспитания, ус­воения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

- творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

По уровню развития способности разделяют на репродук­тивные — способности, связанные с высоким умением осваи­вать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

- талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;

- гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открыти­ем делает переворот, революцию в какой-либо области;

- одаренность — сочетание различных высокоразвитых способ­ностей. Одаренный человек способен ко многим видам дея­тельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие направленности личности | Понятие воли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.