КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Балтийский фактор
Сегодня наиболее проблемной для России частью Северной Европы и одновременно одной из наиболее важных с экономической и политической точек зрения является Прибалтика. Ключевое значение имеет здесь транзит российских внешнеторговых грузов. Более 15% из них идут через порты балтийских республик. Балтийские государства пока остаются важнейшими морскими воротами для экспорта российской нефти и нефтепродуктов в Западную Европу. Такое положение, естественно, весьма выгодно для них, на этом во многом строится их экономика. Достаточно сказать, что доходы Латвии от восточного транзита составляют до 30% валового национального продукта страны, Литвы - 20%, Эстонии - 15%. К примеру, свыше 65% грузооборота Вентспилского порта приходится на российские товары. Отсюда - стремление этих государств во что бы то ни стало сохранить свое монопольное положение на балтийском рынке услуг, что никак не отвечает экономическим интересам России и ее экспортеров. Скажем, тарифы на транспортировку нефти через страны Балтии являются самыми высокими на территории бывшего СССР. Такое положение должно измениться после завершения строительства и реконструкции портов в Санкт-Петербурге, Калининграде, восточной части Финского залива, сооружения нефте- и газопроводов из России через Балтийское море. Несмотря на продолжающуюся переориентацию стран Балтии на Европу и сужение активности на нашем рынке, Россия остается одним из их крупнейших торговых партнеров. Ее доля в литовском экспорте в прошлом году составила 7% (4-е место), в импорте - 27,4% (1-е место). В Эстонии - 9,2% и 13,5%, в Латвии - 5% и 11% соответственно Определенные сложности экономического характера возникают в связи с предстоящим вступлением стран Балтии в Европейский Союз. С учетом опыта предыдущего расширения ЕС, когда в него вошли Финляндия, Швеция и Австрия, следует заранее просчитать, как это скажется на наших взаимных интересах, и совместно принять меры по минимизации возможного ущерба. Грядущее расширение ЕС создает еще ряд проблем. Речь идет о Калининградской области, которая после присоединения к ЕС Литвы и Польши, станет российским анклавом на территории Евросоюза. Географическая оторванность от метрополии, близкая к кризисной ситуация в области предопределили ее чрезмерную зависимость от транзита товаров из России, а также импорта продовольствия из соседних стран. Общий ежегодный объем транзита в Калининград достигает 6 млн тонн, причем более половины следует через Литву. Свыше четверти литовского экспорта в Россию направляется в эту область. Она получает транзитом 80% необходимых ей энергоресурсов. Завершение строительства Калининградской ТЭЦ, способной обеспечить ее основные потребности в электроэнергии, будет зависеть от прокладки через Литву новой ветки газопровода. Если не предпринять согласованных мер с ЕС и ближайшими соседями Калининграда, нарушение приграничных и трансграничных связей еще более осложнит положение, увеличит социальную напряженность. Прекращение режима безвизовых поездок в соответствии с Шенгенскими соглашениями (Польша уже в этом году, Литва - в 2003-м) особенно ощутимо ударит по жителям области. Необходимо добиваться либо более льготного режима, либо сохранения безвизового режима. Требуется какое-то решение и проблемы обложения пошлинами транзита российских товаров в Калининград и из Калининграда в Россию. Надо твердо отстаивать законные интересы России в диалоге с ЕС,. Литвой и Польшей, находить удовлетворяющие все стороны решения. То, что это возможно, показывают совместные предложения России и Литвы 2000 года (т.н. «Нидская инициатива»), предусматривающие конкретные области сотрудничества с Калининградом в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля и инвестиции, экология и др. На пути дальнейшего развития отношений России со странами Балтии, превращения их в подлинно добрососедские и цивилизованные предстоит сделать еще немало. Так, Россия продолжает выражать обеспокоенность положением русскоязычного населения, особенно в Эстонии и Латвии. Мы не выдвигаем каких-то особых требований. Речь идет о признании и практической реализации международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека и, конкретно, национальных меньшинств. Чем скорее эти проблемы будут отрегулированы, тем больше будет степень взаимного доверия. Остается неизменной и позиция России в отношении желания государств Балтии вступить в НАТО. В случае такого развития ситуация в балтийском регионе изменилась бы в худшую сторону, возникли бы новые линии конфронтации и отчуждения, были бы созданы серьезные препятствии для закрепления позитивных тенденций в сотрудничестве России с балтийскими соседями и другими странами Северной Европы.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |