Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образец акта-разрешения на проведение занятий в кабинете химии

План.

Тема: Охрана труда в химических лабораториях

Лекция №6

Химия. Биология

ПМСО

1. Рекомендации по организации химических лабораторий в общеобразовательных школах.

2. Требования к помещениям кабинетов химии и химических лабораторий.

3. Правила подготовки к работе в химической лаборатории. Обязанности учителя химии.

 

Литература:

1. Сулла М.Б. Охрана труда, М.: Просвещение, 1989.- с.110-115, 228-231.

2. Катренко Л.А., Пістун І.П. Охорона праці в галузі освіти, Суми: Еліта-Стар, 2001,-с. 156-163

3. Семенов А.С. Безопасность труда в кабинетах химии. М.: Просвещение, 1990. – 189с.

4. Семенов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. М.: Просвещение, 1981. – 285с.

5. Захарова Л.П. Техника безопасности в химических лабораториях. М.: Химия, 1985. – 184с.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Электро- и газовая сеть в химических лабораториях.

2. ТБ при работе с кислотами и щелочами.

3. Правила использования органических растворителей.

4. Использование металлического калия и натрия.

5. Правила использования лабораторной посуды.

6. Правила хранения химических реактивов.

І. Большое значение при проведении занятий по химии в школе и ВУЗах имеет создание безопасных условий учебы. Это одно из самых важных составляющих в работе учителя химии. Правильное хранение и безопасное использование реактивов, выполнение требований пожарной безопасности и санитарных норм являются гарантом безопасности, как учителей, так и учеников. Во время выполнения лабораторных и практических работ используются различные химические реактивы, электрические и муфельные печи, сушильные шкафы, газовые нагреватели и другое оборудование, которое при неправильной эксплуатации может привести к различным травмам, ожогам и другим повреждениям организма.

Эти обстоятельства обязывают администрацию школы и непосредственно учителя выполнения всех требований ТБ, обеспечения соответствующих санитарных норм (освещение, отопление, вентиляция, температурный режим и т.д.), строжайшего соблюдения правил хранения и использования химических реактивов.

В своей работе учитель химии руководствуется следующими нормативными документами:

• Закон України «Про охорону праці»;

• Закон України «Про пожежну безпеку» (ст. 2, 5, 6, 8);

• Закон України «Про забезпечен­ня санітарного та епідеміологіч­ного благополуччя населення» (ст. 20, 25, 26);

• Державні санітарні правила та норми «Влаштування, утриман­ня загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчаль­но-виховного процесу» (ДСанПіН 5.5.2.008-01);

• Положення про організацію ро­боти з охорони праці учасників навчально-виховного проце­су в установах і закладах освіти (наказ Міністерства освіти і нау­ки України № 563 від 01.08.2001);

• Типове положення про навчання з питань охорони праці (ДНАОП 0.00-4.12-99);

• Положення про розробку інс­трукцій з охорони праці (наказ Держнаглядохоронпраці № 9 від 29.01.1998, ДНАОП 0.00-4.15-98);

• Правила пожежної безпеки для закладів, установ і організацій системи освіти України (наказ Міністерства освіти і науки Укра­їни і ГУДПО МВС України №348/70 від 30.09.1998);

• Правила безпеки під час прове­дення навчально-виховного про­цесу в кабінетах (лабораторіях) хімії загальноосвітніх навчальних закладів (наказ Держнагляд­охоронпраці № 222 від 16.11.1998, ДНАОП 9.130-1.06-98).

Администрация школы отвечает за прохождение всеми учащимися медосмотров с целью определения возможности их допуска к практическим работам в лабораториях (кабинетах химии). Медосмотр проводится 1 раз в начале учебного года.

Учитель химии отвечает за обучение безопасным приемам и методам работы, составление инструкций по ТБ для химических кабинетов и проведении инструктажей по ТБ при изучении химии. Практические работы должны проводиться только в присутствии учителя химии, перед началом проведения эксперимента учитель обязательно инструктирует учеников.

Химический кабинет не может быть организован без разрешения местных органов санитарного надзора, пожарной инспекции и технической инспекции профсоюзов. Переоборудование кабинета может проводиться только с разрешения вышеуказанных органов. В кабинетах химии на видном месте вывешивают инструкцию по ТБ, заверенную директором школы.

Ответственность за исправное состояние электрооборудования, вентиляции, газовой, водопроводной и канализационной систем несут лица, назначенные приказом директора школы или отделом образования. Администрация должна обеспечить химическую лабораторию углекислотным огнетушителем и первичными средствами пожаротушения, рабочей вентиляцией.

Кабинет химии запрещается использовать для проведения других уроков и как классный кабинет.

ІІ. Помещения кабинетов (лабораторий) химии и лаборантской должны отвечать нормам ДБН В.2.2-3-97 «Будинки та споруди навчальних закладів», ДСанПіН 5.2.2.008-98 «Санітарні правила і норми устаткування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу».

Кабинет химии размещают на верхних этажах учебного заведения с окнами на юг, восток или юго-восток.

Площадь помещения должна быть не мене 72м²; лаборантской не менее 6м²; высота – 3,3 м. Лаборантскую размещают рядом с кабинетом со стороны доски и соединяют дверью. Помещение кабинета химии должно быть светлым, теплым и сухим. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, но не скользкими, матовыми. Пол покрывают материалами, которые обозначены в полимерном классификаторе, как разрешенные к использованию при строительстве.

Средняя высота лабораторных столов должна быть 75 – 80см.; ширина – 55см.; длина: двухместного – 160см., трехместного – 240см. Лабораторные столы со стороны демонстрационного стола, должны иметь бортики высотой 10см. Расстояние между первым рядом и демонстрационным столом не менее 80-ти см. Отдаленность последнего ученика от классной доски не более 10м.

Кабинет химии должен быть обеспечен вентиляцией, освещением, горючим газом, отоплением, водопроводом, канализацией и раковинами с холодной и горячей водой.

Освещение. Недостаточное освещение, кроме негативного влияния на организм учащихся может стать причиной несчастных случаев. Естественное и искусственное освещение должно отвечать требованиям СНиП ІІ-4-79 «Природне і штучне освітлення. Норми проектування». Коэффициент естественного освещения не менее 2%. Для искусственного освещения используют люминисцентные лампы белого цвета типа ЛБ-80. Устанавливают рядами параллельно окнам. Чистят светильники не реже 2-х раз в месяц.

Вентиляция. Постоянный и эффективный обмен воздуха – обязательное условие для работы в кабинете химии. Вентиляция – приточно-вытяжная. Температура воздуха 16-18ºС, влажность 30-60%. Естественная вентиляция обеспечивается фрамугами или форточками. Вытяжные шкафы изготавливают из металлических конструкций. Если вытяжки деревянные, они должны быть внутри оббиты асбестовой прокладкой или жестью на высоте не менее 50-ти см. Вытяжки должны иметь верхние и нижние отсасыватели, которые работают со скоростью 0,3-0,7 м/с. Во время работы с органическими веществами скорость движения воздуха увеличивают до 1,0-1,5 м/с. К вытяжным шкафам должны быть подведены газ и вода.

ІІІ. Перед началом занятий необходимо проверить наличие реактивов и записи в журнале учета использования реактивов (приложение1). Перечень реактивов, лабораторной посуды, оборудования, инструментов, наглядных пособий и др. оборудования, которое разрешено использовать в школе приведен в Типовых перечнях учебно-наглядных пособий…(приказ МОНУ №364 от 20.06.2002г.). В этом же перечне указаны нормы использования реактивов в общеобразовательных школах, например:

- гидроксид натрия – 300г;

- гидроксид калия – 150г;

- оксид кальция (тв.) – 25г;

- нитратная кислота (конц.) – 300г;

- сульфатная кислота (конц.)– 1кг;

- хлоридная кислота (конц.)– 2 кг.

Необходимые для учебного процесса реактивы (в количествах в соответствии с перечнем) хранятся в лаборантских; запасные количества в отдельно стоящих помещениях.

Необходимо проверить состояние аптечки и наличие в них медикаментов, перевязочных материалов и оборудования согласно списка «Правил безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах (лабораториях) химии общеобразовательных школ». Рядом с аптечкой должна быть инструкция по оказанию первой медицинской помощи.

Спецодежда (резиновые перчатки, халаты, защитные очки) должна находиться в специальных шкафах и после работы вывешиваться в лаборантской для проветривания. Ответственность за обеспечение учеников и работников спецодеждой несет директор школы.

Перед началом учебного года оформляется акт-разрешение на использование учебного кабинета (приложение 2).

Перед началом учебного года разрабатывается инструкция по ТБ для кабинета и инструкция при проведении практических и лабораторных работ (или пересматривается). Пересматриваются инструкции не реже одного раза в три года и регистрируются в журнале регистрации инструкций (приложение 3).

На первом занятии учитель проводит первичный инструктаж. Каждые пол-года – повторный, в случае нарушений правил ТБ – внеплановый. При проведении олимпиад, предметных турниров, экскурсий, туристических походов, научно-исследовательской работы – целевой (приложение4).

Учителя химии проходят обучение вопросам охраны труда один раз в три года.

Приложение 1

Приблизительная форма журнала учета использования реактивов

№ п/п Название вещества Форма И состояние хранения Место хранения Количество названого вещества
года учета
2005 2006 2007 2008 2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Приложение2

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт в том, что

1. В кабинете химии рабочие места для учеников оборудованы и соответствуют нормам охраны труда, правилам безопасности, производственной санитарии и возрастным особенностям учащихся.

2. В кабинете химии имеются в наличии инструкции по ТБ для кабинета химии, которые оформлены в соответствии с требованиями нормативных актов.

Год………………………………………………………………………………..

РВО………………………………………………………………………………

РСЭС…………………………………………………………………………….

Директор школы………………………………………………………………..

Председатель ПК……………………………………………………………….

Зав. Кабинетом…………………………………………………………………

(подпись) (фамилия, инициалы)

Дата

Приложение3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Потребительский выбор | Лекция 6. кривые второго порядка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.