Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ рентабельности предприятия




Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности; они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – . Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Факторная модель этого показателя рентабельности имеет вид:

и зависит от трёх основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации. Расчёт влияния факторов выполняется методом ценной подстановки.

Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки:

или .

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Факторная модель: уровень этого показателя зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

или – уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции.

Определяется влияние этих факторов методом цепной подстановки.

Рентабельность совокупного капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заёмного, основного, оборотного, производственного капитала.

.

Балансовая сумма прибыли зависит от VРП, , , и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объёма продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (). Взаимосвязь названных факторов представлена в виде:

.

Влияние каждого фактора определяют методом цепной подстановки.

Для анализа рентабельности производственного капитала, которую можно определить как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, используют факторную модель:

.

Зная плановый и факторный уровень этих показателей можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счёт факторов интенсификации производства (зарплатоёмкости, материалоёмкости, фондоёмкости, капиталоёмкости продукции).

 

5. Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности. Основными источниками являются ↑ VРП, ↓ , ↑ качества товарной продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта, т.е. за счёт повышения цены.

1) резервы увеличения прибыли за счёт VРП можно подсчитать по формуле:

, где

– фактическая прибыль на единицу продукции соответствующего вида.

2) резервы увеличения прибыли за счёт снижения : → предварительно выявленный резерв снижения каждого вида продукции умножается на возможный объём её продаж с учётом резервов его роста.

.

3) резерв увеличения прибыли за счёт улучшения качества товарной продукции. Этот резерв подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объём реализации продукции:

.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счёт изменения рынков сбыта.

4) резервы повышения рентабельности – это увеличение суммы прибыли и снижение .

.

– возможный уровень с учётом выявленных резервов снижения.

– фактическая затрат реализованной продукции.

5) резервы повышения уровня рентабельности капитала:

.

– дополнительная основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.

В заключении анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные задачи и источники данных для анализа финансовых результатов.

2.Охарактеризуйте основные показатели прибыли и порядок их расчёта.

3.Изложите методику расчёта влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

4. Какие факторы определяют уровень среднереализационных цен и как рассчитывают их влияние?

2. Как проводится анализ операционных и внереализационных результатов?

3. Охарактеризуйте основные показатели рентабельности и методику их расчёта.

4. Запишите факторную модель и методику расчёта влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции, оборота и совокупного капитала.

Список литературы:

1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ТК Велб, Изд-во Проспект, 2004. – 424с.

2. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080105 «Финансы и кредит» / Н.Г. Любушин. – 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 423с.

3. Методика анализа деятельности предприятия в условиях рыночной экономики / В.Г. Лебедев, Д.Н. Томилина, Г.Н. Бургонова и др. Под ред. Г.А. Краюхина. – СПб.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.-400с.

5. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс: учебное пособие Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридова, И.Л. Кивелиус. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 256с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.