Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и источники анализа производственных результатов. Оценка динамики производства продукции по номенклатуре и ассортименту




Тема 7. Анализ производства и реализации продукции

Цель занятия: Ознакомить с методикой анализадинамики производства продукции по номенклатуре и ассортименту, ритмичнос­тью выпуска и конкурентоспособности продукции

Ключевые слова: производственные результаты, производство продукции, номенклатура и ассортимент, факторный анализ, ритмичность производства, конкурентоспособность продукции.

Вопросы лекции:

1. Задачи и источники анализа производственных результатов. Оценка динамики производства продукции по номенклатуре и ассортименту

2. Анализ влияния различных факторов на объем продукции. Анализ влия­ния структурных сдвигов на объем продукции

3. Анализ ритмичнос­ти работы. Оценка и анализ конкурентоспособности продукции

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с прогнозными и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения прогноза, абсолютное отклонение от прогноза, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).

Для анализа выполнения прогноза по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II,

Где, РП - объем реализованной продукции;

ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,

где ВП0 - прогнозный объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (таблица 1).

Таблица 1

Динамика товарной продукции

Год оварная продукция в сопоставимых ценах, тг Темпы роста, %
Базисные Цепные
    Тб=ТПi/ТП0 х 100% Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%

где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,

Тпр = Тср – 100.

Анализ выполнения прогноза по выпуску товарной продукции производят на основе данных таблицы 2. В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от прогноза всего 5%.

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

Таблица 2

Выполнение прогноза по выпуску товарной продукции за 2011год

Изделие (цех) Объем производства продаж, тыс. тг. Отклонение прогнозного выпуска от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции  
Прош. год Отчетный год тыс. тг. % От прогноза От прошлого года  
тыс. тг % тыс. тг. %  
Прогноз Факт  
А       -1700 -5,57 -3600 -12,5 -5300 -17,3  
…….. …….. …….. ……. ……. …. ……… …… ……  
Итого:         +6,43 +4800 +5,00 +10600 +11,75  

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения прогноза по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения прогноза по ассортименту рассмотрим на примере таблицы 3.

Таблица 3

Выполнение прогноза по ассортименту

Изделие ТП в прогнозных. ценах, тыс. тг. Выполнение прогноза, % ТП, зачтенная в выполнение прогноза по ассортименту, тыс. тг.
Прогноз Факт.
А     87,5  
В     99,0  
С     120,7  
Итого:     100,049  

 

Оценка выполнения прогноза по ассортименту может производиться:
- по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

- по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,
где ВПа - выполнение прогноза по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их прогнозного выпуска;

ВП0 - прогнозный выпуск продукции.

Для нашего примера ВПа = 77664: 81600 х 100% = 95,2%.

При этом изделия, выпускаемые сверх прогноза или не предусмотренные прогнозом, в расчет выполнения прогноза по ассортименту не принимаются. Прогноз по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. Прогноз по ассортименту по рассматриваемом примере не выполнен.

Примеры недовыполнения прогноза по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить прогноз по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение прогноза по отдельным изделиям приводит к отклонениям от прогнозной структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.