КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерий Фридмана
L – критерий тенденций Пейджа. Критерий Фридмана. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака Лекция 7 План. 1.1. Назначение и описание критерия. Гипотезы. 1.2. Графическое представление критерия. Ограничения критерия. 1.3. Алгоритм расчета критерия знаков. 1.4. Пример. 2.1. Назначение и описание критерия. Гипотезы. 2.2. Ограничения критерия. 2.3. Алгоритм расчета критерия L. 2.4. Пример. Назначение и описание критерия. Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в 3 и более условиях на одной и той же выборке испытуемых. Критерий позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются, но при этом не указывает на направление изменений. Данный критерий является распространением критерия Т Вилкоксона на большее, чем 2, количество условий измерения. Однако здесь ранжируются не абсолютные величины сдвигов, а сами индивидуальные значения, полученные данным испытуемым в 1, 2, 3 и далее замерах. Например, если у испытуемого в первом замере определена скорость прохождения логического лабиринта 54 сек., во втором – 45 сек., а в третьем замере – 61 сек., то эти показатели получают, соответственно, ранги 2, 1, 3, поскольку меньшему значению присваивается меньший ранг. После ранжирования всех значений, подсчитываются суммы рангов по каждому замеру в отдельности. Если различия между значениями признака, полученными в разных условиях, случайны, то суммы рангов по разным условиям будут приблизительно равны. Но если значения признака изменяются в разных условиях каким-то закономерным образом, то в одних условиях будут преобладать высокие ранги, а в других – низкие. Суммы рангов будут достоверно различаться между собой. Эмпирическое значение критерия и указывает на то, насколько различаются суммы рангов. Чем больше эмпирическое значение, тем более существенные расхождения сумм рангов оно отражает. Если равняется критическому значению или превышает его, различия статистически достоверны. Гипотезы Н0: Между показателями, полученными (измеренными) в разных условиях, существуют лишь случайные различия. Н1: Между показателями, полученными в разных условиях, существуют неслучайные различия. Графическое представление критерия Графически это будет выглядеть как «пучок» ломаных линий с изломами в одних и тех же местах. На рисунке 7.1. представлены графики изменения времени решения анаграмм в ходе эксперимента по исследованию интеллектуальной настойчивости. Мы видим, что «сырые» значения пяти испытуемых дают довольно-таки «рассыпающийся» пучок, хотя и с заметной тенденцией к излому в одной и той же точке – на анаграмме № 2. На рисунке 7.2. представлены графики, построенные по ранжированным данным того же исследования. Мы видим, что здесь «пучок» собран практически в одну жирную линию, с единственной выбивающейся из него кривой. В сущности, критерий позволяет нам оценить, достаточно ли согласованно изгибается пучок при переходе от условия к условию. тем больше, чем более выраженными являются различия.
Рис. 7.1. График изменения времени решения трех последовательно предъявляемых анаграмм (в сек) у пяти испытуемых
Рис. 7.2. Графики изменения ранжированных показателей времени решения анаграмм
Ограничения критерия. 1. Нижний порог: не менее 2-х испытуемых (n ³ 2), каждый из которых прошел не менее 3-х замеров (с ³ 3). 2. При с = 3, n £ 9, уровень значимости полученного эмпирического значения определяется по Таблице 1 А Приложения; при с = 4, n £ 4, уровень значимости полученного эмпирического значения определяется по Таблице-1 Б Приложения; при больших количествах испытуемых или условий полученные эмпирические значения сопоставляются с критическими значениями , определяемыми по Таблице 2 Приложения. Это объясняется тем, что имеет распределение, сходное с распределением . Число степеней свободы v определяется по формуле: v = c – 1, где с – количество условий измерения (замеров). Алгоритм подсчета критерия Фридмана 1) Проранжировать индивидуальные значения первого испытуемого, полученные им в 1-м, 2-м, 3-м и т. д. замерах. 2) Проделать то же самое по отношению ко всем другим испытуемым. 3) Просуммировать ранги по условиям, в которых осуществлялись замеры. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной суммой. 4) Определить эмпирическое значение по формуле: где с - количество условии; n - количество испытуемых; Tj - суммы рангов по каждому из условий. 5) Определить уровни статистической значимости для ^ а) при с = 3, n £ 9, по Таблице 1 А Приложения; б) при с = 4, n £ 4, по Таблице-1 Б Приложения 6) При большем количестве условий и/или испытуемых – определить количество степеней свободыv по формуле: v = c – 1, где с – количество условий измерения (замеров) По Таблице 2 Приложения определить критические значения критерияпри данном числе степеней свободыv. Если равен критическому значению или превышает его, различия достоверны.
Пример. На рисунке 7.1. представлены графики изменения времени решения анаграмм в эксперименте по исследованию интеллектуальной настойчивости (Сидоренко Е. В., 1984). Анаграммы нужно было подобрать таким образом, чтобы постепенно подготовить испытуемого к самой трудной – а фактически неразрешимой – задаче. Иными словами, испытуемый должен был постепенно привыкнуть к тому, что задачи становятся все более и более трудными, и что над каждой последующей анаграммой ему приходится проводить больше времени. Достоверны ли различия во времени решения испытуемыми анаграмм?
Показатели времени решения анаграмм:
*Испытуемый Л-в так и не смог решить анаграмму 2.
Проранжируем значения, полученные по трем анаграммам каждым испытуемым. Например, испытуемый К-в меньше всего времени провел над анаграммой 1 – следовательно, она получает ранг 1. На втором месте у него стоит анаграмма 3 – она получает ранг 2. Наконец, анаграмма 2 получает ранг 3, потому что она решалась им дольше двух других. Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять 6. Расчетная общая сумма рангов в критерии определяется по формуле: , где n – количество испытуемых, с – количество условий измерения (замеров). В данном случае, .
Показатели времени решения анаграмм 1, 2, 3 и их ранги
Общая сумма рангов составляет 6 + 15 + 9 = 30, что совпадает с расчетной величиной. Мы помним, что испытуемый Л-в провел 3 минуты и 55 сек над решением второй анаграммы, но так и не решил ее. Поскольку он решал ее дольше остальных двух анаграмм, мы имеем право присвоить ей ранг 3. Ведь назначение трех первых анаграмм – подготовить испытуемого к тому, что над следующей анаграммой ему, возможно, придется думать еще дольше, в то время как сам факт нахождения правильного ответа не так существенен. Сформулируем гипотезы. Н0: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, являются случайными. H1: Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение по формуле:
где с - количество условии; n - количество испытуемых; Tj - суммы рангов по каждому из условий. Определим для данного случая: . Поскольку в данном примере рассматриваются три задачи, то есть 3 условия, с = 3. Количество испытуемых n = 5. Это позволяет нам воспользоваться специальной таблицей а именно Таблицей 1 A Приложения. Эмпирическое значение при с = 3, n = 5 точно соответствует уровню значимости р = 0,0085. Ответ: H0 отклоняется. ПринимаетсяН1. Различия во времени, которое испытуемые проводят над решением трех различных анаграмм, неслучайны (р = 0,0085).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 8282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |