Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственности

Понятие и особенности международно-правовой

Ответственность в международном праве

Лекция № 7

Как в международных, так и в других социальных отношениях нарушение одним субъектом права правового интереса другого субъекта права порождает различные формы ответственности, определяемые конкретной правовой системой. В настоящее время можно рассматривать ответственность как общий принцип международного права, как явление, сопутствующее материальным нормам и связанное с предположением, что действия и бездействия могут квалифицироваться как неправомерные в свете норм, устанавливающих права и обязанности. По общему положению, правовые принципы ответственности рассматривают существо и последствия неправомерных действий и, в частности, вопрос о выплате компенсации за причиненный ущерб. Однако подобные общие положения нельзя рассматривать в международном праве как догму - выплата компенсации, например, может предусматриваться и за последствия правомерных действий.

Природа ответственности государства не основана на деликте во внутригосударственном смысле этого понятия, поскольку ответственность «связана» как с нарушениями договора, так и с другими нарушениями правовых обязанностей[1].

Решая вопросы ответственности государств, суды применяют две основных формулы ответственности[2]:

1) ответственность с необходимостью вытекает из права. Все права международного характера связаны с международной ответственностью. Если данное обязательство не выполнено, ответственность влечет за собой обязанность репарации;

2) в соответствии с принципом международного права нарушение договоренности влечет обязательство произвести репарацию в соответствующей форме. Поэтому репарация является обязательным следствием несоблюдения конвенции, и нет необходимости оговаривать это в самой конвенции.

Международно-правовую ответственность можно определить как юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства.

Действие или бездействие, которое приводит к нарушению правового обязательства, порождает ответственность независимо от того, базируется ли данное обязательство на договоре, обычае или каком-либо ином основании. Такое действие или бездействие является основанием международно-правовой ответственности, то есть международным правонарушением.

Международную ответственность нельзя рассматривать с точки зрения ответственности по нормам национального права, ей присущи некоторые специфические черты [3], которые порой противоречат основным правилам ответственности в национальном праве.

Прежде всего, нормы, основанные на понятиях намерения или небрежности, применяющиеся в национальном праве в отношении физических лиц, оказываются в международном праве малополезны. В некоторых случаях основанием ответственности признается взаимоотношение, а не вина в обычном смысле слова.

Однако в небольшом числе арбитражных решений был использован принцип culpa: этот термин применяется для обозначения порочности поведения, когда лицо не желало наступления последствий своих действий, но должно было их предвидеть (culpa lata - грубая небрежность, лат.). В таких случаях возможно установление ответственности за непринятие надлежащих мер, причем стандарты «должной заботливости» устанавливаются судами самостоятельно, применительно к конкретной ситуации.[4] Можно говорить об одном из установившихся принципов международного права, в соответствии с которым правительство не несет ответственности, если не будет доказано, что оно проявило небрежность в конкретной ситуации.

Неоднозначно решается вопрос об использовании понятия «вменение» в международном праве. Прежде всего, термин «вменение» применяется в международном праве для того, чтобы указать на определенную связь между лицом или группой лиц, допустивших определенное действие или бездействие, и государством, ответственным за данные деяния - это означает, что данные деяния должны рассматриваться как деяния данного государства. С другой стороны, «вменимость» можно считать и излишним понятием, поскольку основным в конкретной ситуации является вопрос о том, имело ли место нарушение обязанности.[5]

Намерение и мотив, по общему положению, не влияют на ответственность государства в том смысле, что действия, совершенные должностным лицом с превышением его компетенции с намерением причинить вред, влекут за собой ответственность государства независимо от того, допускаются ли такие действия правом или нет.

В международном праве обычно используются объективные критерии, хотя, разумеется, у правительств как групп физических лиц, несущих моральную ответственность, может быть доказано наличие намерения либо небрежности. Объективная ответственность в международном праве основывается на понятии волевого действия: если доказано наличие действия и причинной связи, то нарушение обязанности определяется уже самим результатом. Данный подход, безусловно, оправдан. В условиях международной жизни, где речь идет об отношениях между независимыми образованиями, действующими через посредство целого ряда учреждений и органов, более реальной является публично-правовая аналогия действия ultra vires, чем поиски субъективной вины у конкретных физических лиц, которые могут представлять или не представлять юридическое лицо (например, государство) применительно к совершению неправомерного действия[6]. В соответствии с доктриной объективной ответственности, государства отвечают за действия своих чиновников или органов, которые они обязаны совершать, даже при отсутствии вины последних, и за те, которые являются деликтными по международному праву, независимо от того действовал ли официальный орган или должностное лицо в рамках своей компетенции или с превышением таковой (в последнем случае необходимо, чтобы внешне эти действия соответствовали характеру полномочий и использовались меры или права, соответствующие их официальному статусу[7]).

Иногда правовая норма предусматривает компенсацию за последствия действий, не являющихся неправомерными, то есть запрещенными. Например, ст. 22 Конвенции 1958 г. об открытом море предусматривает возможность осмотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточно оснований полагать, что судно занимается пиратством и некоторыми другими противоправными действиями. В частности, п. 3 – «если подозрения оказываются ошибочными, причем осмотренное судно не совершало никаких действий, которые бы дали основания для этих подозрений, ему должны быть возмещены понесенные вред и убытки».

 

§ 2. Основания международной ответственности

Действие или бездействие, приводящее к нарушению правового обязательства, базирующегося на международном договоре, обычае либо ином основании является основанием международно-правовой ответственности.

В категории оснований международно-правовой ответственности особое место занимают вопросы ответственности государств за действия государственных органов, должностных лиц и т. д. Например, профессор Хименес де Аречага достаточно категоричен: «государство ответственно за свои органы и за все свои органы»[8].

Конкретные нормы и фактические ситуации имеют, безусловно, более важное значение, чем общие положения об ответственности, например, ответственность за действия, совершенные с превышением полномочий должностным лицом, несет государство, по указанию которого действовало лицо. С другой стороны, возможен вариант, что лицо действовало по приказу иностранного государства.

К основаниям международно-правовой ответственности государства можно отнести следующие действия внутренних органов и должностных лиц:

1. Действия административных властей и исполнительных органов. Государство несет ответственность за неправомерные действия своих служащих, если их поведение - каким бы ни был их статус или ранг по внутреннему праву - приводит к неисполнению государством его обязательств по международному праву.

Ответственность государства наступает и в случаях неоправданных насильственных действий полиции, если не были приняты меры по наказанию виновных. Аналогичный подход применяется к вооруженным силам, поскольку в делах подобного рода за неправильные действия, ошибочные суждения или безответственное поведение солдат ответственным признавалось правительство. Международные прецеденты обнаруживают тенденцию к применению очень строгих мер за ошибочные действия.

2. Деятельность субъектов федерации и иных внутренних подразделений, если они обладают определенным международным статусом, также приводит к ответственности - государство не может ссылаться на принципы внутреннего права, включая и свою конституцию, в порядке возражения против требований, основанных на международном праве.

3. Действия законодательного органа. Если договором предусмотрено включение определенных норм во внутреннее право, то неисполнение этого обязательства влечет за собой ответственность за нарушение договора.

В этой связи профессор Шварценбергер отмечал: «Не ясно, будет ли нарушением международного обязательства одно лишь наличие такого законодательства или нарушением будут только действия, совершаемые в его исполнение. На основании практики Международного суда можно сделать вывод о том, что одно лишь наличие такого законодательства может составлять достаточно серьезную угрозу нарушения права, чтобы у истца возник правовой интерес, обосновывающий вынесение по крайней мере деклараторного решения»[9].

4. Действия судебной власти влияют на ответственность государства различными путями. Государство имеет право уполномочить свои судебные органы применять и толковать международные договоры. Однако если суды совершают при этом ошибки, или отказываются придать силу договору, или не могут этого сделать из-за того, что не были произведены необходимые изменения или дополнения во внутреннем законодательстве, то решения ставят государство в положение нарушителя договора.

5. Действия ultra vires со стороны государственных органов и должностныхлиц. Согласно общей концепции государство несет ответственность за действия всех своих органов и должностных лиц[10]. Судебная практика и большинство авторов сходятся на том, что государства могут быть ответственными за действия ultra vires, совершенные должностными лицами в пределах видимых полномочий или в рамках общего объема полномочий (например, арест, произведенный полицейским из мести, но для стороннего наблюдателя выглядящий как официальный акт).

6. Насильственные действия толпы, восстание, революция и гражданская война. Общие принципы применимы к различным ситуациям, связанным с актами насилия, совершаемым либо лицами, не являющимися агентами законного правительства государства, либо лицами, действующими от имени правительства-соперника или правительства-кандидата, созданного восставшими. Проявление небрежности в момент, когда необходимо принятие разумных превентивных мер, а также безразличие и попустительство официальных органов порождают ответственность за вред, причиненный иностранной государственной и частной собственности.

Макнейр[11] приводит пять принципов, касающихся ответственности законных правительств за последствия восстаний и мятежей:

Ø государство, на чьей территории вспыхнуло восстание, не несет ответственности за потери или убытки, понесенные иностранцами, если не будет доказано, что правительство этого государства проявило небрежность при использовании (или не использовании) находящихся в его распоряжении средств для предотвращения или подавления восстания;

Ø критерий, зависящий от условий, в которых происходит восстание;

Ø государство не несет ответственности за ущерб, нанесенный в ходе военных операций, руководимых его законным правительством, если только ущерб не был бессмысленным или ненужным, что, по существу, делает положение аналогичным положению воюющих государств в международной войне;

Ø государство не несет ответственности за потери или убытки, причиненные восставшими иностранцу после того, как государство, гражданином которого является иностранец, признало восставших воюющей стороной;

Ø государство, как правило, может не возмещать убытков, понесенных иностранцами-резидентами, если докажет, что по отношению к ним применялись те же нормы защиты и компенсации (если они действительно были), как и к собственным гражданам.

Два последних принципа общепризнанны.

Победившие повстанческие движения несут ответственность за противоправные действия или недосмотр, допущенные по вине их вооруженных сил в ходе конфликта, а также становятся ответственными за нарушения права, допущенные предыдущим правительством.

На 48 сессии Генеральной Ассамблеи Комиссия международного права ООН предложила проект статей о международной ответственности государств. Данный проект разделяет понятия «международное преступление» и «международное правонарушение».

Международным противоправным деянием признается любое деяние государства, нарушающее международное обязательство, независимо от объекта данного обязательства.

Международное преступление - это нарушение государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что это нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом.

Всякое иное деяние, не составляющее международного преступления, является международным правонарушением (деликтом).

Проект включает перечень нарушений, которые могут повлечь за собой квалификацию их как международных преступлений:

1) тяжкое нарушение международного обязательства, имеющего основное значение для международного мира и безопасности (запрещение агрессии);

2) тяжкое нарушение обязательства, имеющего основное значение для обеспечения права народов на самоопределение (запрещение установления или сохранения силой колониального господства);

3) тяжкое и массовое нарушение обязательства, имеющего основное значение для защиты личности (запрещение геноцида, апартеида, рабства);

4) тяжкое нарушение обязательства, имеющего основное значение для защиты окружающей среды (запрещение массового загрязнения морей и атмосферы).

 

§ 3. Формы и виды ответственности государств и международных организаций

В международном праве различают два вида ответственности - материальную и нематериальную (политическую). Выбор одного из этих видов либо обоих сразу зависит от характера международного правонарушения.

Общий термин, обозначающий форму ответственности - то есть способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, это репарация. Репарация представляет собой любые меры, применения которых истец ожидает от государства-ответчика.

На практике вопрос о формах ответственности нарушителя за международные правонарушения решен подробно, хотя и может вызвать трудности для конкретных ситуаций. Что же касается международных преступлений, то ясности в этой проблеме гораздо меньше, тем более, что подобной практики очень мало. Общепризнанные нормы международного права об ответственности за ведение агрессивной войны предусматривают оккупацию территории государства-нарушителя или отторжение какой-либо ее части. Чаще всего вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств дела, но сложность заключается в серьезности санкций. В некоторых случаях международное сообщество просто не решается взять на себя ответственность за принимаемое решение, и государство-преступник остается, в некотором смысле, безнаказанным.

Нематериальная или политическая ответственность включает в себя такие формы, как оккупация территории государства-агрессора, применение экономических санкций или вооруженной силы к международному преступнику.

С другой стороны, нематериальная ответственность предполагает применение и достаточно легких мер, в качестве санкций за международные правонарушения:

1. Деклараторное решение. В некоторых случаях официальное объявление судом о неправомерности действий государства-ответчика уже само по себе представляет меру ответственности (в широком смысле).

Международные суды могут получить или взять на себя правомочие выносить деклараторные решения в случаях, когда это является (или стороны так считают) надлежащим и конструктивным методом разрешения спора, а основная цель заключается не в возмещении причиненного ущерба.

2. Сатисфакция. Преследует три цели: принесение извинений либо иное признание неправомерности совершенного (салют флагу); наказание виновных и принятие мер к предотвращению повторения подобных нарушений.

Меры, принимаемые в порядке принесения извинений не должны быть чрезмерными и унизительными.

Материальная ответственность. В международном праве возмещению подлежит только ущерб - то есть денежное выражение физического вреда или убытка или иных последствий нарушения обязанности. Так называемая упущенная выгода возмещению не подлежит.

1. Компенсация – это репарация в смысле выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред. В некоторых случаях возникает путаница, когда компенсация выплачивается за такое нарушение обязанности, которое может служить основанием для предъявления претензии при отсутствии доказательств конкретного финансового ущерба (нарушение дипломатического или консульского иммунитета или неправомерное задержание судна в порту). Предполагается, что путаница связана с представлениями о моральном или политическом вреде, хотя на деле речь идет об отсутствии возможности точно определить размер нанесенного ущерба. Суды очень осторожно подходят к случаям нематериального ущерба и проблему оценки решить здесь действительно не просто.

2. Реституция в натуре - возвращение захваченных объектов. Явление исключительно редкое, так как огромное большинство конвенций об урегулировании взаимных претензий предусматривает возмещение лишь финансовых требований. Эта форма удовлетворения достаточно давно существует в международном праве, но определить условия ее применения довольно трудно. Реституция слишком страдает отсутствием гибкости, но в то же время не следует поощрять «покупку» безнаказанности путем выплаты убытков.

Конкретные случаи применения достаточно редки: жертвы агрессии вправе требовать реституции объектов, представляющих историческую или археологическую ценность, принадлежащих к культурному достоянию возвращаемой или передаваемой территории.

Разновидностью реституции являются реституция in integrum (восстановление прежнего правового положения) и субституция (восстановление разрушенных объектов).

Специфический характер международно-правовой ответственности международных организаций обусловлен их международной правосубъектностью. Организация может быть субъектом, как международного правонарушения, так и международных претензий. Последняя привилегия была предоставлена организациям в консультативном заключении Международного суда ООН от 11 апреля 1949 г. «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН».

Считается, что главным образом, международные организации несут ответственность за нарушение своих учредительных документов, причем есть мнение, что ответственность для организаций должна наступать только в тех случаях, когда она предусмотрена уставом.

Императивные нормы общего международного права, касающиеся ответственности организаций отсутствуют. Практика идет по пути привлечения организаций к ответственности за действия, которые причиняют ущерб другим субъектам международного права. Это означает, что ответственность организаций не ограничивается нарушением уставов, а, кроме того, ряд конвенций предусматривает подобные случаи.

Как и государства, международные организации несут ответственность за действия ultra vires своих органов.[12] Действие или бездействие организации в лице ее органов и должностных лиц приписывается в этих случаях не государству, на территории которого нарушение имело место быть, а самой организации. Возможна двойная ответственность для подобных ситуаций: перед государствами-членами - за нарушение учредительного акта, перед сообществом - за нарушение норм общего международного права.

К международным организациям возможно применение мер как материальной, так и нематериальной ответственности. Особенности конкретных форм ответственности определяются тем, что действия организации определяются, в большинстве случаев, действиями государств-членов. Это определяет вопрос об ответственности последних.

Из-за нехватки финансовых средств организаций к ним применяются:

Ø - солидарная ответственность (претензии могут предъявляться как к международной организации, так и к государствам-членам). Этот вид оговаривается в конвенциях специально - например, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.;

Ø - субсидиарная ответственность (претензии могут предъявляться только к организации, но нехватку средств возмещают государства).

Нематериальная ответственность организаций мало разработана в теории. Можно лишь сказать, что принцип соблюдения учредительного акта обязывает организацию требовать от государств-членов его выполнения. Кроме того, организации ООН уполномочены принимать различные принудительные меры в отношении своих структур.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику источников права международной ответственности?

2. Каковы основные принципы права международной ответственности?

3. Возможна ли международная ответственность за правомерную деятельность?

4. Какие основания международной ответственности существуют?

5. Отвечает ли государство за действия частных лиц?

6. В чем особенности ответственности международных организаций?

7. Назовите формы и виды международной ответственности?

8. Какие виды международных правонарушений существуют?

 


[1] См., например: Международное право / Под ред. Игнатенко Г. В., Тиунова О. И. - М., 1999. - С. 131.

[2] Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977.

[3] См., например: Броунли Я. Указ. соч.; Анцилотти Д. Международное право и др.

[4] Одно из дел, рассмотренных Постоянной Палатой международного правосудия. Во время восстания в протекторате Сьерра-Леоне в 1920 г. американской религиозной организации Home Missionary Society был нанесен ущерб. США утверждали, что в кризисной ситуации английское правительство не приняло надлежащих мер по поддержанию порядка, в связи с чем гибель людей и имущества явилась результатом небрежности и невыполнения обязанностей. Суд отказал в иске, заявив, что, во-первых, согласно фактическим обстоятельствам дела нельзя говорить о неисполнении обязанностей, а, во-вторых, пострадавшая организация сознательно пошла на риск. / Цит. по Броунли Я. Указ. соч.

[5] Kelsen. Op. cit. - P. 199; Броунли Я. Указ. соч.; в настоящее время вопрос о вине как самостоятельном признаке международной ответственности не решен и порождает различные суждения; Международное право / Под ред. Игнатенко Г. В. и Тиунова О. И. - С.138.

[6] Броунли Я. Указ. соч.

[7] Достаточно частая ситуация в морском праве: если командир военного крейсера приказывает обыскать торговое судно иного флага регистрации не имея специальных полномочий либо иных оснований, судебные учреждения не примут ссылку на «излишнюю добросовестность» капитана корабля.

[8] Де Аречага Х. Современное международное право. - М., 1983.

[9] Schwarzenberger Н. International Law. - London, 1956.

[10] Международное право / Под ред Игнатенко Г. В., Тиунова О. И. - С. 136.

[11] Цит. по Броунли Я. Указ. соч.

[12] Например, соглашения 1965-1967 гг. между ООН и рядом государств о возмещении ущерба, причиненного гражданам этих стран и их имуществу вследствие военных операций ООН в Корее и Конго.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные виды работ при создании ОС | Ключевые термины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.