Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология Иоганна Гербарта




В Германии конца XVIII века намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. Если в Англии главным объектом психологической мысли, опирающейся на законы ассоциаций, служило сознание, то здесь наиболее популярным стало учение о бессознательной динамике психических представлений. Его автором выступил философ, известный педагог и психолог Иоганн Гербарт (1776–1841), которого по праву считают основоположником немецкой эмпирической психологии.

Собственные психологические сочинения Гербарта: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824—1825); «Учебник психологии» (1816). В них он выступает сторонником ассоцианизма и стремится построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления и состояния сознания.

Методами, открывающими эти явления, должны быть самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Однако с их помощью нельзя объяснить душевные процессы и, следовательно, получить научного знания о них. Эксперимент в отношении явлений сознания, по мнению Гербарта, абсолютно неприменим: «Психология не смеет экспериментировать над людьми». Чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает точность нашим определениям и делает возможной их проверку.

В связи с этим Гербарт развивал следующие психологические идеи.

Элементом душевной жизни он считал представление. Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количественные. Количественная характеристика представления – это его сила. Показателем силы выступает ясность. Представления – это динамические силы, вступающие во взаимодействие друг с другом. В результате количественная сторона представлений изменяется. В сознании происходит постоянная борьба между представлениями. Всю математическую сторону своей психологии Гербарт направил на вычисление интенсивностей борющихся представлений с целью составить точную картину душевной жизни. (Однако применение им математики оказалось неудачным. Впервые эту задачу осуществил Г.Фехнер).

 

Психология И. Гербарта складывается из двух частей — «статики духа» и «динамики духа». Предметом статики духа являются данные измерения представлений в условиях их равновесия, т.е. в период покоя. Предмет динамики духа составляет выяснение условий движения представлений в сознании. В разделе о связях между представлениями Гербарт производит их классификацию. Выделяются отношения противоположности, борьбы между представлениями, слияние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия «компликация» (когда данные отдельных ощущений соединяются в новое образование: кисло + сладко = вкусно) и «слияние» будут использованы впоследствии, в частности, В. Вундтом.

 

В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания, сознания (менее ясные представления) и бессознательные – темные, подавленные другими представления. В разделении сознания на три области по признаку интенсивности представлений чувствуется влияние Лейбница.

Распределение представлений по областям не есть нечто постоянное: в разные моменты времени одно и то же представление может пребывать в разных областях сознания. Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений. Границы, которые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами. Введенное Гербартом понятие порога затем использовал Г. Фехнер.

При каких условиях представление проникает в центр сознания? Во-первых, это зависит от собственной силы впечатления, которая не сводится к физической интенсивности, а определяется его значимостью для субъекта. Важно также отсутствие препятствий на пути представления в сознание. Однако главным условием является поддержка, которую окажет представлению весь запас прошлого опыта. Если новое впечатление не встречает такой поддержки, оно сознаваться не будет.

Таким образом, новые впечатления обязаны своим существованием в нашем сознании не специальной силе души, а взаимодействию наличного и прошлых восприятий. Запас прошлых впечатлений, который идет навстречу новому, Гербарт назвал «апперцепирующей массой», а сам процесс слияния представления с прошлым опытом – «апперцепцией». Гербарт придает понятию апперцепции эмпирический смысл, который следует отличать от ее идеалистической трактовки у Лейбница и Канта.

Кроме представлений, Гербарт выделяет в сознании чувства и волю, которые считал продуктом отношений между представлениями, частным случаем их взаимодействия. Например, чувство неудовольствия является результатом стеснения представлений; устранение стеснения составляет чувство удовольствия.

Таким образом, в психологии Гербарта вся душевная жизнь оказывается результатом взаимодействия представлений. Сознание также не есть нечто отдельное, оно – лишь сумма действительных представлений, их свойство.

Гербарт создал свою научную школу. Ее выдающийся представитель М.В. Дробиш (1802–1896) – математик, логик, философ-идеалист и психолог – много сделал для популяризации и распространения его системы. Другой последователь Гербарта В.Ф. Фолькман в своем «Учебнике по психологии» (1856г.) тщательно изложил новейшие данные о психических явлениях.

Особенную известность получили три ученика Гербарта – Т. Вайтц (1821–1864), М. Лацарус (1824–1903) и Г. Штейнталь (1823–1899). Вайтц выступил с идеей о необходимости изучать душевную жизнь первобытных народов – и вообще проследить историческое развитие психической жизни. Лацарус и Штейнталь оцениваются историками в качестве основателей этнической психологии, которая явилась одним из истоков социальной психологии. В качестве главной ими выдвигалась задача изучения так называемого духа народов. Элементами духа считались язык, мифы, народное творчество, письменность, религия, практическая жизнь, из взаимодействия которых он складывается. Попытку исследования психологии народов продолжил В. Вундт.

Концепция Гербарта «Теория статики и динамики представлений» оказала сильное влияние на развитие теории обучения и ее практическое применение. С его точки зрения главной задачей любой методики обучения является обеспечение максимально сильной концентрации внимания и осознанности, без которых невозможно усвоение любого нового знания. Необходимый уровень внимания может быть достигнут либо за счет привлекательности самого нового знания, либо за счет его соединения со старым, уже усвоенным представлением посредством классических законов ассоциаций.

И. Ф. Гербарт ввел в психологическую науку традицию использования математических методов исследования, в будущем получивших широкое распространение, создал свою научную школу и заложил основы немецкой эмпирической психологии, а идеи Гербарта активно развивались его последователями и учениками.

 

Глубинные изменения в стиле научного мышления вели к дальнейшей трансформации ассоцианизма. В отличие от Джеймса и Джона Стюарта Миллей, которые искали психику в пределах индивидуальной жизни и у которых она ограничивалась сознанием субъекта, Гербарт решительно расширил ее за счет бессознательной психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.