Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 9 Деятельность как процесс удовлетворения потребностей




Деятельность как процесс удовлетворения потребностей Отличительные особенности деятельности человека от активности животных. Виды деятельности. Структурные элементы деятельности. Цели и мотивы деятельности. Субъект, объект, средства и результат деятельности. Структура и признаки совместной деятельности. Признаки совместной деятельности. Отличительные свойства субъектов совместной деятельности.

 

Невозможно удовлетворить потребности иначе, чем через деятельность.

Каждая наука дает свое толкование деятельности, исходя из решаемых проблем и поставленных задач. В общем смысле, деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

С точки зрения сервисологии деятельность – это универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру.

Следует учитывать отличия понятия:

· деятельность,

· действие,

· труд,

· активность,

· поведение.

Многие ученые пытаются приписать деятельность не только человеку, но и животным и даже техническим агрегатам. Отличительными особенностями деятельности человека от приспособленческой активности животных являются следующие характеристики:

· способность к деятельности не наследуется с биологической структурой тела, а является результатом социального развития;

· деятельность человека носит продуктивный, творческий и созидательный характер;

· деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры;

· деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности и условия жизни.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Все виды деятельности взаимодействуют друг с другом. Различные классификации выделяют следующие виды деятельности:

· трудовую;

· высшую нервную;

· творческую;

· потребительскую;

· досуговую;

· образовательную;

· рекриационную и т.д.

 

Потребности и интересы сознаются людьми и характеризуют сознательную деятельность. Наряду с ней проявляется и бессознательная деятельность, что означает психическую деятельность, совершающуюся без участия сознания. В современной психологии существует точка зрения, что бессознательное – это творческое начало.

По направленности деятельность бывает:

· практическая, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества. Практическая деятельность делится на материально-производственную и социально-преобразовательную;

· духовная, связана с изменением сознания людей. Духовная деятельность делится на познавательную, ценностно-ориентированную и прогностическую.

Деятельность состоит из действий. В зависимости от мотивов действия бывают:

· целенаправленные (рационально – поставленная и продуманная цель);

· ценностно-рациональные (последовательно планируемая ориентация на осознанную нравственность);

· аффективные (обусловленные эмоциональным состоянием индивида, яростью, ужасом, отчаянием и т.д.);

· традиционные (основанные на длительной привычке, часто автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки).

Структура деятельности включает следующие элементы:

· субъект деятельности

· объект деятельности

· мотив деятельности

· цель деятельности

· средства деятельности

· результат деятельности

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность. Субъектом деятельности может быть как отдельный индивид (индивидуальная деятельность), так и группа людей, коллектив или общество в целом (совместная деятельность).Коллективный субъект имеет однонаправленность действий по достижению приемлемого для всех результата.

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность. Субъект может быть одновременно и объектом. Объект деятельности – это как стихийные силы природы, так и профильтрованные первичным трудом материалы природы (лес, железная руда), а также человек, как предмет воспитания и обучения.

Мотив деятельности –это то, что побуждает деятельность (потребности, инстинкты, влечение, эмоции, желания, убеждения, ценности, установки, идеалы).

Цель деятельности – это осознанный образ превосходящего результата на достижение которого направлена деятельность. Это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Цель, целеполагание – исключительно человеческое качество, сосредоточение субъективного мира человека. По перспективности цели делятся на ближайшие и отдаленные. Само по себе полагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспечена средствами.

Средства деятельности – это момент объективности в деятельности. Это то, что обеспечивает возможность (выполнение) реализации деятельности (орудие труда, физическая сила, жизненный опыт, способности, квалификация, сумма знаний и проч.). Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. Взаимоопределяемость цели и средства – условия успешной деятельности. Средства должны соответствовать цели.

Результат деятельности - завершающий момент деятельности. Иногда в результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные «дополнения», которые по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной работы.

Структура совместной деятельности:

· субъект деятельности

· объект деятельности

· общий мотив деятельности

· общая цель деятельности

· средства деятельности

· общий результат деятельности

Признаки совместной деятельности:

· Единая цель для участников, включенных в деятельность.

· Общая мотивация участников.

· Объединение или сопряжение индивидуальной деятельности каждого участника.

· Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально-связанные операции и разделение их между участниками.

· Согласование индивидуальной деятельности участников.

· Единое управление.

· Единый конечный результат.

· Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей различными субъектами.

Основные признаки совместной деятельности связаны со свойствами субъекта совместной деятельности. К его характеристикам относятся:

· Целенаправленность (стремление к одной цели).

· Мотивированность.

· Уровень целостности или интегрированности (внутреннее единство составляющих элементов). Целостность определяется по частоте и интенсивности контакта между участниками; уровню функциональной взаимосвязанности; отношению числа совместных функций к общему числу функций.

· Структурированность (четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственностей). Показателями данной характеристики являются: доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, страховка, дублирование) и способы принятия ответственности за выполненные функции (концентрация, распределение ответственности и т.д.).

· Согласованность (гармоничное сочетание участников групп, взаимная обусловленность их действий).

· Организованность (управляемость) – упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку, способность действовать планомерно.

· Результативность (продуктивность).

· Пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.